Наглядных пособий музеи — группа музеев педагогического профиля, основу собраний которых составляли коллекции, модели, приборы, инструменты, используемые в учебном процессе в качестве наглядных пособий.
Музеи физкультуры и спорта – документируют историю развития олимпийского движения, историю спорта, массового физкультурного движения. Музеи такой группы (одной из самых молодых) стали возникать в начале ХХ в. В Российской Федерации они появляются в 1980-е гг. В 1988 г. при Комитете по физкультуре и спорту СССР создается Центральный музей физической культуры и спорта. До 1994 г. шло комплектование коллекции, хотя уже в эти годы музей стал организовывать первые выставки. В настоящее время фонды насчитывают около 50 тыс. единиц хранения: грамоты, дипломы, знамена спортивных организаций, вымпелы, плакаты, афиши, кубки; фалеристическая коллекция (жетоны, медали, знаки и др. награды с начала ХХ в. и по настоящее время), образцы спортивной одежды и обуви, спортивного инвентаря (в том числе мемориальные вещи выдающихся спортсменов, тренеров), более 7 тыс. редких книг (XVIII – XX вв.).(10, 85)
6. Естественнонаучные музеи - профильная группа музеев, которая документирует процессы, происходящие в природе, в том числе, взаимодействия с ней общества, а также развитие естественных наук, техники и технологии природопользования. К ним относятся :
1)антропологические музеи
2)биологические музеи
3)ботанические музеи (в том числе ботанические сады)
4)геологические музеи
5)зоологические музеи (в том числе зоопарки, террариумы, экзотариумы)
6)минералогические музеи
7)палеонтологические музеи
8)музеи почвоведения
7.Сельскохозяйственные музеи - группа музеев, как правило, естественнонаучного профиля, собрания которых документируют историю развития сельского хозяйства и сельскохозяйственного производства в целом или его отдельных отраслей, а также представляют обществу современный уровень этой отрасли материального производства. (Музей животноводства им. Е.Ф. Лискуна, Музей коневодства )
8. Научно-технические музеи- профильная группа музеев, документирующих историю развития и современное состояние науки и техники и их влияние на эволюцию человеческого общества. Многопрофильные музеи документируют историю науки и техники в целом; отраслевые - отдельные отрасли науки, техники и технологии, промышленного производства: музеи связи, авиации, транспорта, космонавтики.
Отраслевые музеи:
1. Промышленные музеи - группа музеев, собрания которых документируют историю развития и современный уровень промышленности в целом или её отдельных отраслей. Группа промышленных музеев включает собственно промышленные и художественно-промышленные музеи, музеи истории предприятий и производств определённого вида продукции, музеефицированные промышленные объекты (Музей хрусталя в г. Гусь Хрустальный Владимирской области ,Музей ивановского ситца в г. Иваново). (Рис. 4)
2.Сельскохозяйственные музеи
3.Музеи транспорта (Музей истории Московского института инженеров транспорта)
4.Музеи связи – группа музеев, которая документируют историю развития связи, почты, телефонов, телеграфов и т.д. (Центральный музей связи имени А.С. Попова, г. Санкт-Петербург)
5.Музеи строительства
1. Краеведческие музеи - комплексные музеи, документирующие особенности природного развития, истории, хозяйственной жизни, культуры и быта определенной территории или населенного пункта (республики, края, области, района, города, села). Краеведческие музеи — самая массовая группа музеев в музейной сети России (более 800), не имеют прямых аналогов за рубежом.
Собрания краеведческих музеев включают все виды музейных коллекций - художественные, естественнонаучные, археологические, нумизматические, этнографические, документов, оружия, предметов быта и т.д. (Краеведческий музей в Старице, Тверская обл.).
2.Музеи-заповедники - группа музеев под открытым небом, обладающих особой ценностью и получивших по постановлению правительственных органов статус заповедников. Музеи -заповедники создаются на основе музеефикации территорий, ансамблей, комплексов и отдельных памятников истории, культуры, природы в их естественной среде. Имеют важное значение для сохранения историко-культурного и природного наследия в его целостности. Статус заповедника предусматривает особые режимы сохранения и использования включенных в него территорий и объектов.
Закон о музеях-заповедниках до сих пор находится в стадии разработки, что сильно затрудняет решение стоящих перед музеями этой группы охранных задач. В настоящее время понятие в повседневной жизни широко применяется в качестве синонима средового музея (Анапский археологический музей-заповедник).
3. Экомузеи- тип средовых музеев, нацеленных в первую очередь на решение насущных социальных, экономических, культурных проблем местного сообщества на основе его активного включения в работу по сохранению и использованию всех видов своего наследия.
Экомузеи характеризуются:
1) интенсивным взаимодействием с местным населением, связью с его хозяйственной и культурной деятельностью, активным участием местного населения на всех этапах создания и функционирования музея;
2) наличием четко зафиксированной социальной миссии, направленной на творческое развитие местного сообщества, его культурной самоидентификации и на решение его насущных социальных проблем;
3) широким пониманием историко-культурного наследия, в качестве которого выступает вся территория проживания данного социума, а сосредоточенные на ней как материальные объекты, так и формы социальной и культурной деятельности являются потенциальными музейными объектами;
4)отсутствием задач музеефикации в ее традиционном понимании, необязательностью собирания коллекций путем изъятия предметов из среды бытования, преобладанием "мягкой", "частичной музеефикации".
Один из основных творцов и идеологов экомузея Ж.-А. Ривьер назвал его музеем "места, времени и действия". Другое его образное определение гласит, что экомузей - это зеркало, глядя в которое сообщество узнает о себе, и окно, глядя в которое, о нем узнают другие (Соловецкий историко-архитектурный и природный музей-заповедник). (6, 273)
2.3.Группы музеев по типу хранимого наследия
Систематизация в зависимости от хранимого историко-культурного и природного наследия в основном употребляется музееведами. Она затрагивает наиболее глубинные, генетические различия и особенности музеев.
Коллекционные музеи - музеи, основой деятельности которых являются собрания движимых материальных предметов. Исторически это наиболее древний тип музея. На протяжении 18-начала 20 вв. он безраздельно господствовал в музейном мире России.
В зависимости от состава коллекций эта группа музеев делится на профильные группы.
Ансамблевые музеи — музеи, деятельность которых базируется в первую очередь на ансамблях недвижимых памятников архитектуры, истории, природы. Внутри группы выделяются виды музеев:
1.Музеи-усадьбы - группа ансамблевых или средовых музеев, созданных на основе музеефикации архитектурного, ландшафтного и хозяйственного комплекса усадеб. В усадебном доме, как правило, сохраняется или воссоздается обстановка жилого дома и создаются историко-биографические экспозиции, аналогично домам-музеям(Тарханы, Ясная поляна, Мелихово). 2.Дома-музеи - группа мемориальных музеев ансамблевого типа, созданных на основе музеефикации домов, в которых жили выдающиеся деятели истории и культуры или происходили значительные исторические события. В названии этой группы, как правило, присутствует имя меморируемого лица или обозначается событие (Дом-музей А.П. Чехова, дом-музей Русанова, г. Орел). (3, 316)
3. Дворцы-музеи - группа ансамблевых музеев, созданных на основе музеефикации дворцовых ансамблей. По профилю это - историко-художественные музеи, не только сохраняющие и репрезентирующие дворцы и их парковое окружение, но и стремящиеся воссоздать музейными средствами "образ мира" определенной эпохи, находящий отражение в синтезе архитектуры, изобразительных и прикладных искусств, садово-паркового искусства дворцового ансамбля. Наиболее прославленные дворцы-музеи сосредоточены в пригородах С-Петербурга.
4. Музеи-квартиры - группа мемориальных музеев, созданных на основе музеефикации квартир, в которых жили выдающиеся деятели, и посвященных их жизни и деятельности. Как и в домах-музеях, в музеях-квартирах сохраняется или воссоздается обстановка с максимальным привлечением подлинных мемориальных экспонатов и очень осторожным включением типологических предметов, ансамблевая экспозиция дополняется тематической, посвященной жизненному и творческому пути меморируемого лица ( экспозиция Музея-квартиры А.С. Пушкина на Арбате).