Смекни!
smekni.com

Классификация музеев (стр. 6 из 6)

4.Общественные музеи создаются по инициативе общественности и действуют на общественных началах под научно-методическим руководством государственных музеев. В качестве примера можно привести Международный центр Рерихов – Центр-музей имени Н.К. Рериха, дома-музеи Анны Ахматовой , Марины Цветаевой , дом Высоцкого на Таганке.

5. Корпоративные музеи согласно действующей классификации музеев являются негосударственными ведомственными музеями, структурными подразделениями негосударственных учреждений и предприятий. Эти музеи, сформировавшиеся в последние десятилетия, как правило, не ставят перед собой просветительских целей, не доступны для свободного посещения и более других ведомственных музеев ориентированы на решение корпоративных задач. В 1990-е гг. возникли также значительные художественные коллекции, принадлежащие крупным корпорациям. Музеи истории корпораций, появившиеся накануне их первых юбилеев, становятся сегодня неотъемлемой частью имиджа компаний мирового уровня.

6. Церковные музеи - группа музеев, создаваемых при церквях, монастырях, епархиях, религиозных объединениях, которые являются их собственниками и учредителями; в настоящее время прослеживается тенденция увеличения количества музеев. Церковные музеи возникли как группа музеев исторического профиля, с целью собирания и хранения памятников церковной старины. (Музей при храме св. великомученицы Варвары в с. Поводнево-Мышкинского р-на Ярославской области, при Троицком соборе в г. Саратове)

7. Частными называются музеи, которые принадлежат частным лицам, созданы их усилиями и поддерживаются их средствами. Как правило, коллекции частных музеев отражают эстетические, культурные или научные интересы своих создателей и являются доступными для посещения. Превращение частных коллекций в частные музеи связано со стремлением к демонстрации коллекций, с желанием их популяризировать и сделать доступными для изучения. Частные музеи могут передаваться по наследству, а также в дар какому-либо учреждению, ведомству, т.е. сохранять или менять свою принадлежность (Музей Г. Распутина в Тюменской обл., Музей дипломатического корпуса в Вологде). (2, 187)

2.6. Группы музеев по административно-территориальной принадлежности

Классификация связана с масштабом деятельности музея и его значением - общегосударственным, региональным, межрегиональным, местным. Музеи общенационального значения, за рубежом носящие название "национальных", в России традиционно имеют в официальном названии титул "государственный" или "центральный". Сегодня в РФ слово "национальный" входит в название некоторых республиканских музеев.

1. Центральные музеи (Центральный Музей вооруженных Сил, г. Москва) (Рис. 8)

2. Национальные музеи - музеи, сохраняющие для будущих поколений и представляющие современникам наиболее ценную часть культурного наследия страны, принадлежащего к мировому культурному наследию. К национальным музеям относятся крупнейшие музеи страны, сосредоточенные в Москве и Санкт-Петербурге (Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственный исторический музей, Государственный музеи Московского Кремля и др.). Они обладают коллекциями памятников общенационального значения и представляют собой предмет национальной гордости. Среди национальных музеев преобладают художественные - Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея. Среди музеев других профилей музеями национального масштаба являются Государственный Исторический музей и Государственный Политехнический музей.

3. Республиканские музеи – музей, демонстрирующий достижения определенной республики (Региональный Музей Мессина, Сицилия).

4.Краевые музеи (Красноярский Краевой Музей)

5. Областные музеи (Тульские областной художественный музей)

6. Районные музеи

7. Городские музеи

8. Сельские музеи

2.7. Группа музеев по статусу

Статус музея определяется постановлением органов власти или вышестоящих организаций и определяет положение музея в иерархии музейной сети, круг его особых прав и обязанностей.

1. Музейное объединение - одна из форм организации музейной сети и управления музеями. Создавались в кон. 1970-х - 1980-е гг. с целью совершенствования управления значительно разросшейся музейной сетью, улучшения деятельности "малых" музеев. Важнейшими задачами объединений являлись: координация научно-исследовательской, фондовой, просветительной, финансовой деятельности музеев , входивших в состав объединения; создание на основе научных концепций и генеральных планов развития единых систем экспозиций объединений; перспективное планирование и рациональная организация туристских потоков (Тверской объединенный музей).

2. Головные музеи

3. Филиалы

4.Музеи-заповедники— группа музеев под открытым небом, обладающих особой ценностью и получивших по постановлению правительственных органов статус заповедников.

5.Музеи – особо ценные объекты культуры - особый статус музеев, который в 1990-е гг. получили около 30 музеев Российской Федерации. К особо ценным отнесены объекты, не просто представляющие собой "материальную, интеллектуальную и художественную ценность", но обладающие свойствами эталонности и уникальности. Они могут находиться только в федеральной собственности. Им полагается "высшая категория охраны и учета" и особые формы государственной поддержки. Особо ценные объекты включаются в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, могут быть представлены в ЮНЕСКО для включения в Список всемирного наследия ( Эрмитаж Указ от 18.12.91 № 294 (Рис. 5), Третьяковская галерея от 18.12.91 № 294 (Рис. 2),Гос. Русский музей от 05.06.92 №558 , Гос. историко-культурный м-з "Московский Кремль" от 18.12.91 № 294).

2.8. Виртуальные музеи

Виртуальный музей (вебсайт-музей) — тип веб-сайта, оптимизированный для экспозиции музейных материалов. Представленные материалы могут быть из самых различных областей: от предметов искусства и исторических артефактов до виртуальных коллекций и фамильных реликвий. Виртуальные музеи представляют собой удачный пример применения Интернет-технологий для решения проблем хранения, безопасности и широкого, быстрого и лёгкого доступа к экспонатам.

Первые вебсайт-музеи стали появляться в Интернете в 1991 году. Сначала виртуальные музеи были сайтами реальных музеев, но вскоре стали появляться и персональные вебсайт-музеи. Логика проста: если дом может стать дом-музеем, то домашняя страница может стать страницей-музеем. Первый персональный вебсайт-музей, назвавший себя таковым, появился в 1994 году.

Не всякий набор фотографий имеет право называться вебсайт-музеем. Цифровая коллекция виртуального музея должна иметь 2 отличительные характеристики:

1)виртуальный тур

2)продвинутый поиск

Один из лучших в мире виртуальных музеев — Государственный Эрмитаж — используя последние Интернет-технологии фирмы IBM, прекрасно реализовал обе эти возможности. Для виртуальных экскурсий используется Java-апплет HotMedia, а для поиска экспонатов — технология QBIC (Query By Image Content)(англ.). Поиск осуществляется не только по ключевым словам («мужик, и рядом дерево — во такое»), но и по цветовой гамме («50 % жёлтого и 20 % голубого») или композиции («правый верхний угол тёмный, середина светлая».

Заключение

В ходе проведенной курсовой работы, я узнала, что такое классификация музеев, ее особенности, функции и принципы. Познакомилась с группами музеев по различным принципам, критериям и признакам. Узнала в чем особенность определенных групп и типов музеев, в чем отличие между собой. Выделение типа происходит в зависимости от выполнения музеем своих социальных функций и их приоритета в его деятельности. Классификация музеев необходима для организации и развития музейной сети, для осуществления музейной деятельности.