Смекни!
smekni.com

Средневековый бестиарий понятие и сущность (стр. 3 из 3)

На капители собора Сен-Мадлен в Везле появляется странный персонаж. Животное с передней частью петуха и с задней частью змеи. Это явная цитата из бестиария. Василиск враг человеку, так как всякий, кто смотрит ему в глаза, умирает[10]. Тема этой капители, казалось бы, представляет борьбу человека и дьявола.

Еще один сюжет, который показывает связь с текстом бестиариев, изображен на капители церкви Ле Ма-Д’Агенуа. Здесь можно видеть опрокинутую лодку и человека, падающего в море. Рядом с ним огромная рыба - кит, которой человек пытается нанести удар кинжалом. Это имеет отношения к страницам бестиария, которые говорят, что кит иногда обманывает мореплавателей, создавая в их воображении остров, которого на самом деле нет. Тогда кит уносит с собой на дно лодку и всю ее команду. Это пример уловок дьявола, который всегда готов обмануть тех, кто возлагает на него свои надежды.

Однако художники не всегда были озабочены моралью, содержащейся в бестиариях. Для многих, эти иллюстрированные рукописи были просто собранием форм. Например, изображения кентавра и сирены. Автор греческого «Физиолога» примиряет этих двух персонажей, и в скульптуре их изображали тоже вместе. Таким образом, всякий раз, когда мы находим изображение кентавра рядом с сиреной, можно быть уверенным в том, что у мастера был иллюстрированный пример бестиария. Например, на фасаде церкви Сен-Сернен в Тулузе, где кентавр и сирена представлены вместе. Но здесь сирена изображена не как женщина, у которой вторая половина тела от рыбы, а с птичьей половиной тела. И это было традицией, которой долго придерживались бестиарии. Образ женщины-птицы был взят еще из греческой мифологии, означающей в этом случае душу, отделенную от тела.

Многие животные использовались мастерами только лишь в декоративных целях, и нет никакого смысла искать какое-либо символическое значение в монстрах с переплетенными шеями, орлах с двумя головами или других вымышленных существ. У таких изображений зачастую нет никакого символического значения, они не были предназначены, чтобы поучать и наставлять, но целью их было украшать. Эти монстры есть наследство древних языческих религий.

Заключение.

Средневековье – эпоха важных движений и перемен, оживления духовной деятельности и развития городской культуры. Человек этого времени прославляет природу, как образ плодородия, источник жизни и созидательницу гармонии. В красоте отдельных проявлений природы человек XII века постоянно улавливает намек на нравственное преображение и видит свидетельство божественного искусства. Складывающееся в XII веке отношение к природе нашло яркое выражение в бестиариях. Одновременно в них выступают аллегорический и буквальный смысл, который ведет к единой цели – восхвалению Бога. Бестиарии были для христианского сознания и энциклопедией животного мира, и сборником нравоучений, и своеобразным каталогом символических значений, и увлекательным чтением, будоражащим воображение человека рассказами об удивительных существах и разъясняющим красоту и смысл творения.

Что касается скульптурного оформления, в романском искусстве художник останавливает внимание на самых существенных сторонах изобразительного рассказа. С помощью лаконичного сюжета, энергичной линии достигается впечатление монументальности. Стилизация фигур животных превращает их из конкретных представителей животного мира в многозначащие символы.

Бестиарии оставили немалый след в дальнейшем развитии средневековой культуры. Они явились источником позднесредневековой геральдики и эмблематики. Фантастика бестиариев оказала влияние на формирование гротескного строя образов, стирающего грани между игрой и жизнью, комическим и серьезным, придающего позднесредневековой культуре насмешливый оттенок и эмоциональную красоту.

Сами бестиарии продолжали пользоваться популярностью вплоть до XII века. К XV-XVI векам относятся печатные издания бестиариев, украшенные ксилографиями, развивающими композиционные схемы средневековых миниатюр. Многочисленные сочинения XVI-XVIII веков «о символах и эмблемах» опираются на рассказы средневековых компиляторов.

Список использованной литературы:

1. Муратова К.М. Средневековый бестиарий. – М., 1984

2. Юрченко А. Александрийский «Физиолог». – М., 2001

3. E. Male. Religious Art in France 12 century. – 2000

4. Электронный ресурс [http://penelope.uchicago.edu/~grout/encyclopaedia_romana/britannia/anglo-saxon/flowers/bestiary.html].

5. Электронный ресурс. – AberdeenBestiary. [http://www.abdn.ac.uk/bestiary/]


[1]«Физиолог» (русский перевод) http://old-rus.narod.ru/04-14.html

[2] Юрченко А. Александрийский «Физиолог». (Глава 10. – «Мравовлев»).

[3] «Физиолог» (русский перевод) http://old-rus.narod.ru/04-14.html

[4] Юрченко А. Александрийский «Физиолог». (Глава 4. – «Гидроп»).

[5] British Library, Harley MS 4751, Folio 5v. http://www.bestiary.ca/beasts/beast137.htm

[6] Юрченко А. Александрийский «Физиолог». (Глава 6. – «Слон и слониха»).

[7] Юрченко А. Александрийский «Физиолог». (Глава 5. – «Гиена»).

[8] Цитата из греческого перевода «Физиолога».

[9]AberdeenBestiary. Folio 13. http://www.abdn.ac.uk/bestiary/comment/13r.hti

[10]Kongelige Bibliotek, Gl. kgl. S. 1633 4º, Folio 51r. http://www.bestiary.ca/beasts/beast265.htm