- зародилось юродство ещё до разделения христианской церкви на католическую и православную, но оно никогда не было распространено на западе. Это явление было характерно сначала для византийской, а затем – для русской религиозности. При этом с XIV в. юродство становится исключительно русским феноменом, т.к. в Византии оно угасает.
- относительно широкому распространению этого христианского подвига на Руси способствовали конкретные социальные предпосылки.
- с начала XVII века юродство начало искоренятся. И совсем исчезло при советской власти.
- наконец юродство оказало значительное влияние на культуру России, и особенно на психологию русского народа: оно способствовало возникновению и укреплению у людей тяги к мученичеству, что оказало заметное влияние на историческое развитие России вплоть до нашего времени.
Библиографический список
Бронзов А.А. Нравственное богословие в России в течение XIX столетия. СПб., 1902;
Иеромонах Алексий (Кузнецов). Юродство и столпничество. Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2000.
Иванов. С.А. Блаженные похабы. Культурная история юродства. М.: Языки славянской культуры, 2005.
Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. М., 1992. Т. 1-2; Лихачев Д.С., А.М.Панченко, Н.В.Понырко. Смех как зрелище. Л: Наука, 1984.
Панченко А. М. Русская история и культура: Работы разных лет. СПб.: Юна, 1999.
Недоспасова. Т. Русское юродство XI-XVI веков. Москва 1997. Рябинин. Ю.В. Русское юродство. М.: РИПОЛ Классик,2007. Франк С.Л. Сущность русского мировоззрения // Франк С.Л. Русское мировоззрение. СПб., 1996.
Юдин. А.В. Русская народная художественная культура (учебное пособие для студентов вузов). М.: Высшая школа,1999. Большая советская энциклопедия . Третье издание. Гл. ред. А. М. Прохоров./ Москва. “Советская энциклопедия” . 1970 г. Т.. Стр.
Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С.255; Горичева Т. Православие и постмодернизм. Л., 1991. С.47. http://azbyka.ru/dictionary/26/yurodstvo.shtml http://drevo.pravbeseda.ru/index.php?id=8774 http://www.pravoslavie.by/catal.asp?id=9912&Session=110
[1] Г. П. Федотов (1886-1951) - русский философ, публицист, историк культуры, основоположник богословия культуры.
[2] 1-ое послание Корифянам. 4:10
[3] А.А. Белкин. Русские скоморохи. М.: Наука,1975,
[5] Н.В. Назаров - доктор философских наук, профессор
[6] Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры.
[7] Житие Прокопия Устюжского. — В кн.: Памятники древней письменности, вып. С1П. СПб., 1893, с. 8.
[8] Псалом 115, 4
[9] Твердислов - тот, чье слово твердо, то есть истинно.
[11] Там же
[12] Блаженный Василий, Христа ради юродивый. Ред.арх. А. Милеант, изд. хр. Покрова Пресвятой Богородицы,1996
[13] Там же
[14] То же
[16] Там же
[17] Там же
[18] Там же
[21] Дж. Флетчер. О государстве русском. Пер. М. Захаров. М.: Международные отношения,2002
[22] Герберштейн Сигизмунд (1486-1566) – немецкий дипломат. Бывал в России в 1517 и 1526 г. Известны его "Записки о московитских делах".
[24] Кружок возглавляемый С. Вонифатьевым, сложившийся в Москве в 1640г., Ревнители древнего благочестия были за наведение порядка в церковной среде, улучшение нравов духовенства, за укрепление веры в народе .
[25] В. Н. Татищев. Российская история, т. I.
[27] С.А. Иванов- доктор исторических наук, профессор МГУ и СПбГУ, специалист в области истории византийской и древнерусской культуры.