Введение
Феномен юродства считается самобытным явлением русской жизни и сознания. Оно сыграло огромную роль в истории России и сформировало определённые черты российской ментальности.
Несмотря на обилие информации по данному вопросу, по-прежнему сложно понять суть феномена юродства, сам смысл и значение которого изменились с началом Нового времени. До XVII века юродство рассматривалось как сложный религиозный подвиг, в Новое время слово «юродивый» в речевой практике ассоциировалось с ругательством. В послереволюционное время юродство воспринималось как элемент пропаганды православия, позднее – в 1970-80-х годах началась новая волна изучения юродства уже как культурного феномена, являвшегося частью смеховой культуры. В 90-х гг. XX в. понятийный аппарат расширился, принимались попытки анализа юродства с различных сторон, основополагающим мнением становится восприятие юродства как религиозного подвига и неотъемлемой части народной культуры.
В последнее время эта тема наиболее актуальна, так как в советское время русская духовность и религиозность были почти уничтожены, сейчас предпринимаются попытки воскресить эти черты характера , тем самым сохранить национальную самобытность.
Основной целью данной работы является исследование малоизвестных сторон юродства, а также причин особенно сильного распространения этого явления именно на Руси. Как отмечают исследователи, феноменальное по величине число юродивых на Руси (по сравнению с другими христианскими странами) ясно показывает, что этот вид подвижничества именно здесь нашел благодатную почву.
Данная цель диктует необходимость выполнения следующих задач :
- дать необходимые сведения о сущности юродства
- проследить за историей этого феномена
- рассмотреть русских юродивых, прославленных церковью
- установить причины распространения юродства на Руси
- рассказать о кризисе юродства
- раскрыть значение юродства для русской культуры
- и в заключении подвести итог данной работы
Анализ концепта «Юродство»
Юродство — один из подвигов христианского благочестия, особый, парадоксальный вид духовного подвижничества, заключающийся в отречении от ума и добродетели (при полном внутреннем самосознании и душевной нравственной чистоте и целомудрии) и в добровольном принятии на себя образа безумного и нравственно падшего (безнравственного) человека. Согласно Г. П. Федотову[1], нравственный смысл Юродства во многом определяется тремя характерными чертами, присущими данному подвигу: а) аскетическим попранием тщеславия, принимающим форму притворного безумия или безнравственности с целью «поношения от людей»; б) выявлением противоречия между Христовой правдой и моральным законом с целью «посмеяния миру»; в) служением миру своеобразной проповедью, совершаемой не словом и не делом, а силой Духа, духовной властью личности юродивого, наделенного даром пророчества. По наблюдению Федотова, между первой и третьей чертой Юродства существует жизненное противоречие: аскетическое попрание собственного тщеславия покупается ценою введения ближнего в соблазн и грех осуждения, а то и жестокости.
Юродивые на Руси — аскеты, обладающие, по мнению верующих, даром прорицания. Юродивые— особая разновидность святых на Руси, избравших весьма специфический путь служения церкви — самоуничижение и прорицание. Подвиг юродства — один из тяжелейших подвигов, который принимали на себя во имя Христа отдельные лица ради спасения своей души и служения ближним с целью их нравственного пробуждения. Выражение «юродивый Христа ради» впервые применил к себе апостол Павел, говоря: «Мы безумны Христа ради»[2].
Но при изучении такого явления как «Юродство Христа ради» возникает вопрос о лжеюродстве. Ведь кроме настоящих Юродивых на Руси многие выдавали себя за безумцев. Юродство Христа ради, также как и воообще всякое истинное подвижничество часто вызывает внешнее ему подражание по очень простой причине: истинного подвижника как некий ореол окружает слава Божия (отсюда и нимбы на иконах святых) и слава людская , и сколько он не бегает от славы человеческой, она всегда бежит за ним . Из-за этого и юродивых Христа ради, несмотря на их усердное старание скрыть свой подвиг, почитал и любил мир (Василий Блаженный был почитаем царем Иваном Грозным, как и Николай Салос; Исидора Ростовского, Прокопия Устюжского, Иоанна Московского хоронят чуть ли не всем городом). Нужно отметить, что в русском обществе вообще царило особое благоговение к юродивым. Все это неизбежно вызывало многочисленные подражания блаженным. Патриарх Иосаф I (1634-1640) описывает их поведение так: «... инии ходят в образе пустынническом и во одеждах черных и в веригах, растрепав власы; а инии во время святаго пения в Церквах ползают, писк творяще, и велик соблазн полагают в простых человецех»[3] . Спустя десять лет, Патриарх запретил пускать в церкви юродивых, «понеже от их крику и писку... божественного пения не слыхать... и бывают у них меж себя брани до крови и лая смрадная» .
Таким образом, можно выделить общие черты, присущие лжеюродивым. Это, в первую очередь, обязательное наличие всех внешних атрибутов «блаженного»; при желании выделиться внешний облик принимает самые уродливые формы: сбившиеся в колтун волосы, неимоверное количество крестов на шее, еще можно и вериги привесить и т.п. Их поведение также строится на потребности произвести на публику впечатление: мы видели глазами патр. Иосафа, как лжеюродивые в церквях кричат, пищат, ползают, дерутся... Они также имеют обыкновение говорить загадочные малопонятные фразы, которым придают многозначительность пророчества. Все их действия направлены на то, чтобы произвести эффект святого, ни о каком внутреннем, скрытом подвиге здесь и речи идти не может. Святые юродивые юродствуют, чтобы скрыть свой подвиг; лжеюродивые юродствуют, чтобы казаться святыми. Для тех и других мир — это сцена, но если мы заглянем за кулисы, т.е. если посмотрим на них, когда они одни и не предполагают наличия посторонних глаз, то в первом случае мы увидим святых подвижников, а во втором — проходимцев и грешников .
Но и на самой «сцене» действия блаженных и лжеюродивых при внешнем подобии различны: все поступки юродивых Христа ради оказываются внутренне глубоко поучительными (лишь только кто имеет разум понять их иносказания); поступки же лжеюродивых пусты, поскольку последние, подражая блаженным, воспроизводят лишь внешнюю сторону их поведения, не имея ни призвания, ни святости, чтобы истинно юродствовать Христа ради; и они в действительности просто безумствуют. «Истинных блаженных и Христа ради юродивых бывает мало; большинство их бродящие по России, взявшие самопроизвольно на себя этот великий и тяжелый подвиг, порочные люди, руководимые врагом человечества. Но истинные блаженные узнаются по необъяснимой чистоте и святости взора, проникающего в сердце человека, по образу их жизни и в особенности по неподражаемой речи, которая у всех одна»[4].
Из всей массы юродствующих (как в прошлом, так и в настоящем) святые подвижники составляют единицы, остальные — безумствующие проходимцы.
Юродивые по большей части были мирянами, но мы можем назвать и несколько Юродивых— монахов. Среди них святая Исидора, первая по времени юродивая (умерла в 365), инокиня Тавенского монастыря; святой Симеон, преподобный Фома.
Православная церковь держится того мнения, что юродивый добровольно принимает на себя личину безумия, дабы скрыть от мира свое совершенство и таким способом избежать суетной мирской славы. Юродивый умаляет себя внешне, для того чтобы вырасти внутренне. Для одних дорогой к духовному прозрению становится монашество, т. е. уход от мира, обет нестяжания (добровольной нищеты), целомудрие и послушание, для других — юродство, т. е. нахождение в самой гуще общества, добровольная нищета, видимость безумия, осуждение людских пороков, обличение власть имущих, снесение ругательств и издевательства. Среди опытных монахов распространены дальнейшие аскетические подвиги: затвор, странничество, столпничество, пустынножительство. Однако юродство считается еще более трудным подвигом, ибо на пути борьбы с грехом одной из самых главных задач становится борьба со своей гордыней, ибо Господь противится гордым. Монаху очень непросто избавиться от личной гордыни, поскольку этот статус окружен почетом и уважением. Некоторые монахи, не удовлетворившись тяжестью претерпеваемого ими затворнического подвига, берут на себя еще более тяжелые обязательства и уходят в Юродство.
Разноречивое отношение к Юродивым в народе нашло отражение в Толковом словаре В.Даля: Юродивый— безумный, божевольный, дурачок, отроду сумасшедший; народ считает Юродивых божьими людьми, находя в бессознательных поступках глубокий смысл. Юродство означает не только святость, но и безумие; юродствовать, значит напускать на себя дурь, прикидываться дурачком.
Как объяснял преподобный Серафим Саровский, подвиг юродства требует особого мужества и силы духа, и никто без нарочитого божьего призвания не должен брать его на себя — иначе можно «сорваться» и стать лжеюродивым. Как считает Н.В. Назаров[5], разница между сумасшедшим и Юродивым, предположительно, в том, что Юродивый, внешне поступая как безумный, осознавал мотивацию своих странных поступков и действовал, при всей кажущейся хаотичности, целенаправленно. Юродство — это такой подвиг и такая жертва, перед которыми в изумлении останавливается человеческая мысль. Это — предел святости, доступной человеческим силам, предел достижений. Юродивые большей частью вращались в самых порочных кругах общества с целью исправить этих людей и спасти их, и многих из таких отверженных обращали на путь добра. Юродство во Христе надевает на себя маску безумия, навлекает на себя гонения и преследования, подвергает себя всевозможным истязаниям и нравственным пыткам. За свою смелость в критике царей и вельмож, особый образ жизни, умение прорицать Юродивые очень почитались народом, их ставили не ниже святых, а некоторые были канонизированы православной церковью.