Именно этим путем можно добиться умиротворения сознания личности, парализовать карму и избежать дальнейших перевоплощений. В известной степени можно уже в земной жизни подготовить себя к переходу в то состояние, которое наступает после смерти, когда уже нет желаний и воли, к нирване. Достичь такого состояния можно только безукоризненным выполнением предписаний восьмеричного пути, длительной концентрацией мыслей и медитацией. В противовес христианству достижение спасения мыслится как отключение всех страстей и чувств, отказ от любой активности, в том числе и религиозной. Медитация необходима, прежде всего, для того, чтобы постичь пять моральных принципов (панчашила), которые предписывают отказ от зла во имя добра. Данные принципы соответствуют запретительным формулировкам элементарных моральных норм различных цивилизаций: не убивай, не воруй, не нарушай супружеской верности, не лги, не употребляй алкоголя. Спасение на этом пути, естественно, достижимо не для всех.
Достигнуть состояния Будды (просветления) смогут лишь те, кто обладает высокими интеллектуальными и моральными качествами, кто отказался от всякой деятельности. Отсюда и название: хинаяна — малая (узкая) колесница, т. е. на этой колеснице, направляющейся к спасению, уготовано место очень немногим. Большинство же погрязло в греховной деятельности, создает семьи, плодит детей. Ранний буддизм в форме хинаяны выступал против церковной иерархии, отвергал примат культа в достижении спасения, требовал просветления и очищения для всех. В этике ранней хинаяны доминируют терпение, безразличие, стремление не действовать вообще или, по крайней мере, не связывать действие с интересом, труд с потребностями. За два тысячелетия своего существования хинаяна значительно изменилась. Сильное воздействие оказало на нее другое направление буддизма — махаяна («большая колесница»), которая хотя и сформировалась примерно в одно время с хинаяной, но росла и распространялась быстрее. К V в. н.э. махаяна получила распространение в Индии, Китае, Тибете, Корее, Японии, затем на востоке современного Ирана, в Афганистане. Водоразделом между хинаяной и махаяной являются средства достижения спасения - нирваны, т.е. предполагаемый способ переправы через океан бытия, через «сансару», выход из круговорота бытия.
Как в хинаяне, так и в махаяне цель буддизма одна, но если та же самая цель может быть достигнута легче и скорее, если можно простыми средствами доказать, что она будет достигнута обязательно, то, понятно, что такое учение будет более популярным. Именно простотой и большей универсальностью истолкования способов достижения нирваны объясняется победа махаяны над хинаяной в пропаганде буддизма. В распространении буддизма в Средней, Центральной и Восточной Азии хинаяна роли не играла. История буддийских учений является наглядной иллюстрацией развивавшегося в них процесса упрощения пути к достижению нирваны.
В ходе становления и развития буддизма идея спасения все более упрощается, она теряет философский, схоластический оттенок и становится все более религиозной. [3]
Одновременно упрощается и система заповедей и обетов, но это упрощение — вынужденная уступка слабостям человека, а вовсе не что-то новое, радикально изменяющее основы буддизма. Большой вклад в становление и развитие буддизма, в том числе и махаяны, внес Ашока, знаменитый царь династии Маурья (Маигуа), который правил между 273 и 232 гг. до н.э. и был покровителем буддизма. Он активно поддерживал буддийские монашеские общины, дарил буддистским храмам целые латифундии. Укрепив свои позиции, монашество стало оказывать непосредственное воздействие на общественно-политическую жизнь, более свободно относиться к аскетическим обетам. Так, некоторые монашеские общины отказываются от обета безбрачия. Складывающиеся династии духовенства обеспечивают наследственное господство этой социальной группы. В махаяне в противовес хинаяне возникает направление, связанное с обоснованием роли духовенство и монахов как посредников на пути к спасению. Все это в известной степени расшатывало незыблемую религиозную доктрину. Практические потребности пропаганды буддизма порождают в ней определенные упрощения; нирвану в ее абстрактной, философской форме трудно было преподнести широким массам населения.
Название «махаяна» в противоположность «хинаяне» призвано заявить, что на колеснице спасения, движущейся к нирване, могут уместиться многие. Нирвана теперь уже утратила свою абстрактную и статическую сущность. Она оказывается таким состоянием, когда человек превращает своего ближнего в собственное «я», чужие воспринимаются как близкие, ибо все они происходят из одной системы дхармы и тем самым являются частями одного тела. Махаяна вносит весомый вклад в обожествление Будды и создание буддийского пантеона божеств. Способствуя усилению роли монашества в жизнедеятельности людей, махаяна укрепляет в массах авторитет новых учителей, указывающих путь к спасению. Ими становятся «ботхисатвы». Ботхисатва — это тот, кто почти достиг нирваны, но, сочувствуя страданиям людей, отказался от возможности прервать цепь перерождений, чтобы помочь роду человеческому найти путь к спасению.
Заключение:
В заключение данной работы, хочется привести слова А. Говинды, из которых можно получить целостное представление о взгляде буддизма на мир: «Мир представляет собой исключительно процесс действования. Нигде нет застоя, нет ограничения. Ничто не существует само по себе или отдельно в самом себе. Не существует ничего постоянного; и вместо мира, заполненного мертвыми вещами, существует живой космос, который находит свое подобие в сознании каждого индивидуума и свой фокус в каждом атоме, так же как и каждое мгновение, рассматриваемое с точки зрения бесконечной делимости, содержит безграничность времени. Таким образом, мы обнаруживаем присутствие внутри нас самих вечности и полноты, которые недоступны нам до тех пор, пока мы ищем их в фантасмагории внешнего мира или отдельного маленького эго. Тот, кто вступает на Путь Будды, должен отбросить любые мысли о «я» и «мое». Но это отбрасывание не обедняет нас, а напротив, обогащает, ибо отбрасываем и разрушаем мы стены нашего заточения, обретая взамен высшую свободу, которую не следует понимать просто как растворение в целом или как чувство идентичности с другими, но как восприятие бесчисленных и бесконечных взаимоотношений, в соответствии с которыми каждый индивидуум, по сути, связан со всем, что есть, вмещая таким образом в своем сознании всех живых существ, принимая участие в их сокровенном переживании, разделяя их страдание и радость».
Учение Будды нацелено на прекращение человеческих раздоров через внутреннее самосовершенствование личности. В его основе лежат нравственные цели. При этом нравственность интересует Будду прежде всего в её практически действенном выражении, как путь спасения. В учении Будды крайне слабо выражен религиозный элемент. Правда, ученики Будды были организованы в монашеские общины. Община (сандха) наряду с учителем и учением – одно из трёх прибежищ буддиста. Однако сама община цементировалась во времена Будды общностью духовно-нравственных стремлений и соответствующего образа жизни; составленный им устав общины основывается на прецедентах. Буддизм в его первоначальном содержании не был отгорожен от мира ни философским, ни религиозным панцирем. Это предопределило его удивительную пластичность, способность к изменениям и ассимиляции. На почве разнообразных философских и исторических традиций буддизм стал быстро видоизменяться, он разделился на ряд течений, из которых наиболее значительными стали северный буддизм (махаяна, что переводится как «большая колесница») и южный буддизм (хинаяна «маленькая колесница»). Одновременно происходило обожествление образа Будды, превращение буддизма в религиозное мировоззрение и практику. В таком виде он дошёл до наших дней. Буддизм имеет сегодня сотни миллионов приверженцев и является очень заметным, значимым элементом в религиозно-культурном многообразии современного мира.
Буддизм — и как религия, и как мифология — вызвал к жизни замечательное искусство: храмовое зодчество, иконографию в виде живописи и скульптуры. Скульптуры из золота, серебра, бронзы, дерева, камня, изображавшие всех персонажей пантеона от высших до низших, обшебуддийские и местные, можно увидеть в разных странах буддийского мира. Среди них есть изделия размером в 2-3 см (те, что носят в ладанках на груди) и, например, статуя Дайнити (будды Вайрочана) в г. Нара в Японии высотой в 16 м, освященная в 752 г. Самая высокая в мире каменная статуя Будды высотой в 54 м воздвигнута в I в. н.э. в местности Бамиан на территории современного Афганистана. Эта местность лежала на пути миссионеров, потом и паломников из Индии в Восточный Туркестан, здесь был построен монастырь и создана эта замечательная скульптура. Во время монгольского нашествия в 1222 году монастырь был разрушен, статуя сильно повреждена, но тем не менее она сохранилась до наших дней и поныне поражает воображение всякого, кто ее видит. Буддизм — живая и жизнеспособная религия.