Смекни!
smekni.com

по Сценической речи (стр. 2 из 3)

С логическим анализом происходит углубленное знакомство с правилами и закономерностями устной речи, которые свойственны нашему языку. К. С. Станиславский считал, что артист должен в совершенстве знать свой язык. Ис­пользование выразительных свойств устной речи при чтении литературно-художествен­ного произведения и при работе над ролью опирается на знание законов языка. Логический анализ текста - живая творческая работа, это погружение в мир мыслей и чувств автора.

Знаки препинания

А. П. Чехов называл знаки препинания "нотами при чтении". Поэтому нам особен­но ценны те свойства пунктуации, которые помогают рождению живой разговорной вы­разительной интонации.

Знаки препинания возникли из потребности разделить письменный текст на опреде­ленные части в соответствии со смысловой структурой устной речи. Однако не все за­кономерности ритмомелодики устной речи получили отражение в письменности и не все правила пунктуации полностью соответствуют этим закономерностям.

В современном русском языке восемь знаков препинания: точка, запятая, точка с запятой, двоеточие, многоточие, восклицательный знак, вопросительный знак, тире; к ним можно причислить еще абзац, скобки и кавычки. Все они могут употребляться для отделения одних частей текста от других, и тогда называются "отделяющими". Некото­рые из этих знаков служат и для выделения, подчеркивания отдельных слов и выраже­ний, выступая как парные знаки. Тогда они называются "выделяющими". Это могут быть две запятые, два тире, скобки, кавычки. Каждый из знаков препинания имеет ему одному присущие качества. Однако спосо­бов их использования мастерами слова множество.

Известно, какое значение придавал К. С. Станиславский изучению пунктуации. Он приводит описание мелодических контуров каждого знака препинания. Понятие "знаки препинания" не должно расцениваться как обязательный сигнал к остановке мысли, к завершению ее. В литературных произведениях большие куски текста, объединенные одной мыслью, одной действенной задачей, точки, запятые и другие знаки препинания, которые встречаются внутри большого куска, отде­ляют части, но не препятствуют дальнейшему развитию мысли. И только когда рассказы­вающий "добивается цели", он заключает свою речь точкой.

Изучение знаков препинания в авторском тексте органично связано с интонацион­но-логическим анализом текста, является частью этого процесса и подчинено основной задаче исполнителя — вернее и глубже передать идею, главную мысль произведения.

Точка. «Точкой обозначается конец предложения, не заключающего в себе ни пря­мого вопроса, ни эмоционального оттенка, к которому пишущий намерен привлечь внимание читателя. В устной речи такие предложения характеризуются постепенным спо­койным понижением тона в конце»[4].

Понижение тона на точке может быть разным, в зависимости от того, где эта точка стоит: в конце фразы, абзаца или рассказа. Исполнитель в первую очередь думает не о том, насколько он должен понизить голос и какой, длительности должна быть пауза, но о значении этого знака в развитии мысли. Голосовые изгибы, не подкрепленные логикой, мыслью, действенной задачей, неубедительны, неопределенны, как бы низко мы ни опускали голос на точке и как бы высоко ни поднимали его на воп­росе.

Длительность паузы на точке может быть различной. Так, короткие фразы, заканчи­вающиеся точкой, помогают созданию особого ритма речи. Часто в этих случаях одно слово составляет целую фразу, и произносится оно энергично, четко.

Запятая. Запятая ставится только внутри предложения и служит для отделения простых фраз внутри сложных. Как указывают лингвисты, запятая по своей значимости часто соответ­ствует другим знакам препинания, которые ставятся только внутри фраз. В случаях противопоставления или сопоставления запятая заменяется тире, двоето­чием или точкой с запятой.

Запятая очень многозначна и поэтому требует в разных случаях разной интонации. При перечислении она требует последовательного повышения голоса. Это особенно важ­но помнить при передаче сложного синтаксического построения — периода, в котором удивительно ярко концентрируется мысль.

К. С. Станиславский сравнивал запятую при перечислении с поднятой для предуп­реждения рукой и называл интонацию запятой "звуковым изгибом запятой". Он говорил также, что свойственная запятой интонация различается по резкости или плавности по­вышения голоса, а также по величине интервала.

Запятая может делить фразу и при сопоставлении или противопоставлении явлений. Такая запятая отличается большей длительностью, чем при перечислении. Случаев несоблюдения запятой в устной речи довольно много. Запятая обычно "снимается" перед одиночным деепричастием, так как она создает с уточняемым им гла­голом как бы одно понятие, единый образ; "снимается" запятая и перед соединительны­ми союзами. Без пауз произносятся в устной речи такие вводные слова, как конечно, вероятно, пожалуй, кажется, может быть, впрочем, чего доброго, по-моему, к несчастью, нако­нец и т. д. Таким образом, многозначность значений и частое употребление запятой требует очень внимательного обращения с этим знаком.

Точка с запятой. Точка с запятой является разграничительным знаком, занимаю­щим среднее положение между точкой и запятой; она помогает устанавливать градации между деталями описания и повествования.[5]

Как отмечал языковед А.Б.Шапиро, «большинство писателей XIX века, а также не­которые писатели начала XX века чаще, чем в наше время, употребляли точку с запятой, причем тонко различали случаи, когда ставили этот знак и когда ставили запятую».[6]

Внимательно читая, например, произведения И. С. Тургенева, мы видим, как часто он прибегает к точке с запятой, когда рисует широкое полотно, в котором каждая под­робность неотделима от всей картины. Выделяя внутри большого куска текста какую-ни­будь подробность, Тургенев приостанавливает на ней наше внимание, а потом ведет дальше и дальше, из отдельных картин составляя единое целое.

Двоеточие. Широкое распространение в современном литературном русском языке получили бессоюзные сложные предложения, в которых соединяемые части относятся одна к другой как поясняющая к поясняемой. Последнее следует понимать в широком смысле; здесь возможно несколько разновидностей. Характерной чертой таких предло­жений в устной речи является обязательная пауза между поясняемой частью и поясняю­щей. Кроме того, на одном из слов первой части, стоящем в конце или близко к концу ее, делается повышение тона, указывающее на следующее далее, после паузы, продолже­ние сложного предложения. Прочно утвердившимся знаком препинания для обозначения паузы между частями такого сложного предложения усиленно "соперничает тире".[7]

Тире. Впервые указал на новый знак препинания — "молчанку"- ученик Ломоносо­ва А. А. Барсов. Позже этот знак получил название "тире". "Эта "молчанка", — писал Барсов, — начатую речь пре­рывает либо совсем, либо на малое время для выражения жестокой страсти, либо для приготовления читателя к какому-нибудь чрезвычайному и неожиданному слову или дей­ствию впоследствии". Современные логико-грамматические функции тире близки к это­му толкованию. Только со временем эмоциональная наполненность тире несколько сгла­дилась, "жестокая страсть" чаще стала обозначаться с помощью других знаков, а вот "приготовление" к какому-либо неожиданному слову или действию осталось. Паузы эти обычно бывают значительными, с большой психологической нагрузкой, так как они ука­зывают на появление новых мыслей, что в устной речи выражается в ярких и вырази­тельных интонациях.

Тире относится к зна­кам, стоящим обычно внутри фразы. Два тире являются знаками выделяющими: ими от­мечается прямая речь, а иногда вводное слово или предложение. Тире часто служит для разделения противопоставляемых явлений, при этом голос обычно идет на повышение. Тире — знак с очень широкими и разнообразными функциями.

Интонационные рисунки знаков препинания К. С. Станиславский описывает очень конкретно, подробно обозначает их мелодический характер. Об­разно, зримо описаны интонационные модели знаков препина­ния.

Многоточие выражается интонационной незавершенностью, «голос не поднимается вверх и не опускается вниз. Он тает и исчезает, не заканчивая фразы, не кладя ее на дно, а остав­ляя ее висеть в воздухе».[8]

Вопросительный знак — звуковое повышение, заканчиваю­щееся кваканьем. «Высота и скорость голосового подъема при вопросительной интонации, острота или ширина фонетической фигуры кваканья создают разные степени и силу вопроса»[9]

Восклицательный знак. Он похож движением голоса вверх на знак вопроса, но «.. .отсутствует звуковое кваканье и заме­няется коротким или более продолжительным опусканием го­лоса после его предварительного звукового подъема»[10] (72, III, 329).

Изучение интонационных фигур представлялось Станислав­скому необходимейшей школой речевой выразительности и необходимым условием при логическом анализе текста.

Грамматические паузы

Грамматические паузы — это паузы, связанные со знаками препинания. Знаки препинания являются теми условными обозначениями, которые помогают исполнителю в какой-то мере раскрыть для себя ход мыслей автора. "Выбор и расстановка автором пунктуационных знаков находится... в зависимости от идейного замысла, содержания и творческого своеобразия писателя».[11]