В профессиональной деятельности необходимо развитие особого внимания к индивидуальной авторской пунктуации, учиться понимать смысловые и выразительные функции знаков препинания при воплощении авторского текста в устный рассказ. Мысль является главным возбудителем чувства. Чем глубже и ярче мысль, тем острее оценка фактов, тем выразительнее и разнообразнее речь. Воспитывая в себе способность к образному мышлению, развивая фантазию, надо приучаться выстраивать свой рассказ по перспективе в определенной автором логике, последовательности. И в этом большую помощь оказывают грамматические паузы.
Логические паузы
Если в грамматическом анализе паузы непременно связаны со знаками препинания, то при логическом анализе вступают в действие иные закономерности. Главное отличие действенного подхода к явлениям речи в том и заключается, что в речевом действии логические паузы вместе с логическими ударениями и другими компонентами структуры выявляют содержание, служат средством передачи «смысла» высказывания
Логические ударения
Логическое ударение – сила звука, интенсивность - используемое в специальных экспрессивно-коммуникативных целях как специфическое явление устной речи и не обязательное в изолированном предложении (может во фразе отсутствовать и с фразовым ударением не совпадать).
Автор одной из самых значительных работ об интонации русского языка, Е. И. Брызгунова, определяет логическое ударение как выделение слова со значением: именно это, именно столько, именно тогда происходит такое-то действие, обратите внимание на то-то и то-то.[12]
Однако и в живой речи, и в речи сценической логическое ударение обязательно. Вместе с паузами и другими компонентами структуры оно выявляет содержание, служит средством передачи «смысла» высказывания.
В учебных пособиях разных авторов разный принцип подхода к правилам расстановки ударений и пауз, различно и количество правил. Так, Е.Ф. Саричева в учебно-методическом пособии «Сценическая речь» предлагает шесть правил расстановки ударений и семь правил расстановки пауз.[13] Авторы методического сборника «Речь на сцене» выделяют лишь пять правил ударений и пять правил расстановки пауз, т.е. минимум правил, закрепленных в актерской практике.[14] В книге Т.И.Запорожец «Логика сценической речи» изложены правила грамматического разбора – проанализировано логическое членение в связи со структурой предложения.[15]
Поэтому, очевидно, к этому вопросу необходимо подходить, имея представление о сценической речи как о речевом действии, понимания сложность его структуры, признавая важность, которую придавал законам речи, правилам логики К.С.Станиславский (при этом, не забывая, что законы речи могут быть «обоюдоострым мечом, который одинаково вредит и помогает»[16]).
Список использованной литературы
1. Брызгунова Е. И. Практическая фонетика и интонация русского
языка. М., Изд-во МГУ, 2008.
2. Гвоздев А. Н. Современный русский литературный язык. Ч. 2. С. 291.
5. Запорожец Т.И. Логика сценической речи М.,Просвещение,1974
2. Ефимов А.И. О языке художественных произведений. М.,2004.С.245.
4. Кнебель М.О. Слово в творчестве актера.- М, ВТО, 2007
5 . Петрова А.Н. Сценическая речь. М. , Искусство, 2009.
6. Речь на сцене. Сборник статей. - Искусство, 2006.
7. Станиславский К.С. Собр.соч. в 8 – ми т.- М., Искусство, 1961 том 3
8. Шапиро А.Б.Современный русский язык. Пунктуация. М.: АСТ,
2007
[1] Станиславский К.С. Собр.соч. в 8 – ми т.- М.,Искусство, 1961 том 3 с.263
[2] Станиславский К.С. Собр.соч. в 8 – ми т.- М.,Искусство, 1961 том 3 с.127
[3] Петрова А.Н. Сценическая речь. М. , Искусство 2009, с.97
[4] Шапиро А.Б. Современный русский язык. Пунктуация. М., АСТ, 2007. с.84
[5]Гвоздев А. Н. Современный русский литературный язык. Ч. 2. С. 291.
[6] Шапиро А. Б. Современный русский язык. Пунктуация. М., 2007 С. 113.
[7] Шапиро А. Б. Современный русский язык. Пунктуация. - М.: АСТ, 2007. С. 132
[8] Станиславский К.С. Собр.соч. в 8 – ми т.- М., Искусство, 1961 том 3 с.328
[9] Там же
[10] Там же
[11] Ефимов А.И. О языке художественных произведений. М., 2004. С. 245.
[12] Брызгунова Е. И. Практическая фонетика и интонация русского языка. М., 2008.
[13] Саричева Е.Ф. Сценическая речь. - М., Искусство, 1974.
[14] Речь на сцене. Сборник статей, Искусство. 2006.
[15] Запорожец Т.И. Логика сценической речи М.,Просвещение,1974
[16] Станиславский К.С. Собр.соч. в 8 – ми т.- М., Искусство, 1961 том 3 с.450