Смекни!
smekni.com

Культура и религия 8 (стр. 5 из 5)

Религия издревле была носительницей культурных ценностей, она сама является одной из форм культуры. Величественные храмы, мастерски выполненные фрески и иконы, прекрасные литературные и религиозно-философские произведения, церковные обряды, нравственные заповеди чрезвычайно обогатили культурный фонд человечества. Среди них - соборы Василия Блаженного и Парижской Богоматери, рублевская Троица и фрески Симона Ушакова, труды В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева, П. А. Флоренского, Библия и Коран, обряды крещения и венчания и т. д.

В политической сфере было тоже много нюансов. Несмотря на отделение церкви от государства, во многих странах сохраняются позиции религии в политической практике, например, присяга на Библии в суде и при вступлении на некоторые должности (на должность президента США). В американских вооруженных силах имеются военнослужащие-капелланы (священники католической церкви).

Но в религиозной деятельности прошедших веков были и отрицательные моменты. Например фанатизм, отрицавший саму возможность выслушать инакомыслящих или инаковерующих, религиозные войны, направленные на подчинение или уничтожение иноверцев, инквизиция, представлявшая собой жесточайшее преследование тех, кого деятели церкви подозревали в отходе от церковного вероучения. Далеко не все религиозные деятели дали образец выполнения тех моральных заповедей, которые содержатся в священных книгах.

В настоящее время вокруг религии и религиозной деятельности вертится немало шарлатанов, спекулирующих на суевериях, и даже экстремистов. Достаточно вспомнить деятельность печально известной японской секты "Аум Сенрике". Таким образом, исторический путь религиозной деятельности не однозначен: он содержит в себе и положительные, и отрицательные стороны.

Противоречива и роль религии в современном мире. Одной из наиболее острых проблем, истоки которой восходят еще к Средневековью, является проблема религии и войны. "Священной", "угодной Богу" провозгласили противоборствовавшие Иран и Ирак войну 1980 г., в которой погибли тысячи людей. Или вот другой пример. В 80-х годах возникло движение сикхов (индийская религиозная община) за создание национального государства Халистан. В борьбе за претворение в жизнь этой идеи они прибегли к организации политических убийств. Жертвами сикхских террористов стали ни в чем не повинные граждане, религиозные и общественные деятели. В числе их чудовищных злодеяний - убийства премьер-министров Индии Индиры и Рад-жива Ганди. Подчас церковь вмешивается в государственные дела, желая укрепить консервативные традиции. Так, в избирательной кампании 1988 г. в США активное участие принимали религиозные фундаменталисты, ратовавшие за введение обязательных молитв в школах, запрет абортов, ограничение политической активности женщин. Воздействие религии на личность противоречиво: с одной стороны, она призывает человека к соблюдению высоких нравственных норм, приобщает к культуре, а с другой - проповедует (по крайней мере, это делают многие религиозные общины) покорность и смирение, отказ от активных действий. В отдельных случаях (как в ситуации с сикхами) она способствует агрессивности верующих, их разъединению и даже противоборству. Но здесь дело, видимо, не столько в религиозных положениях, сколько в том, как они поняты людьми.

И естественно, что судьба религии будет зависить от того, каким станет человек в процессе воспитания. Что станет на место ценностей прежних поколений, на место прежних богов, прежних идолов. Как отмечал Э. Фромм: “Идолами бывают не только изображения в камне и дереве. Идолами могут стать слова, машины, вожди, государство, власть и политические группы. Наука и мнение ближних тоже могут быть идолами; для многих идолом стал сам бог”. Фромм призывает прекратить споры о боге и объединиться в деле разоблачения современных форм идолопоклонства, независимо от того, религиозные мы люди или нет. Но борясь с идолами, религиозными или светскими, необходимо также всеми силами утверждать живые формы человечности на любой, религиозной или нерелигиозной основе. И это означает, что надо утверждать, сохранять и обогащать культуру, которая в своем бытии нередко отождествляется с нравственностью.

6.Заключение

Гуманистический потенциал религии, несомненно, реализуется через формирование духовной жизни человека, через приоритет духовности над социальными, эстетическими и иными ценностными ориентациями и регуляторами. Духовность, духовная культура имеет вселенское, космическое измерение.

Таким образом, можно сделать вывод, что религия представляет собой необходимый элемент культуры, выполняющий наряду с другими формами духовно-практического освоения человеком природной и социальной реальности - моралью, искусством, - важные общественные функции.

Социальная институционализация религиозных культовых систем является, одной из важнейших предпосылок формирования дегуманизирующих функций религии. На мировоззренческом уровне эта функция реализуется в виде авторитарной тенденции. Авторитарная тенденция в религии связана с признанием человеком некой внешней силы, управляющей его судьбой и требующей послушания и поклонения. Причиной для поклонения, послушания и почитания служат здесь не моральные качества божества, не любовь и справедливость, а тот факт, что оно господствует, т. е. обладает властью над человеком. Более того, эта сила вправе заставить человека поклоняться, а отказ от почитания и послушания означает совершение греха.

Социальная институционализация культовых систем необходимым образом связана с формированием определенных, отличающихся друг от друга и противоречащих друг другу вероучений. Сам факт наличия многообразных религиозных организаций со своими специфическими вероучительными документами, догматикой, культом ведет к ущемлению общечеловеческого, гуманистического начала, заложенного в религии как форме культуры. Развитию этого дегуманизирующего начала способствует претензия каждой религиозной организации на исключительность. Содержание данного вероучения считается не только безусловной, но и исключающей все остальные истины. Эта нетерпимость порождала и порождает этноконфессиональные конфликты, способствует разжиганию войн, создает угрозу межобщинным связям и сотрудничеству в сферах культуры, межгосударственных отношений и т. д.

Более того, противостояние и борьба проникли в глубь самого христианства -- между христианскими конфессиями: католицизмом, православием и протестантизмом. Само наименование конфессий несет в себе заряд, направленный на разрушение гуманистического общечеловеческого начала. Католицизм как вселенская церковь противостоит православию как «правильному, истинному славию Христа» и т. д. Эта тема может быть продолжена до бесконечности, поскольку и вероучительные документы и историческая практика деятельности церквей дает для этих размышлений очень большой материал.

Подводя итог всему изложенному выше, религия как необходимый элемент человеческой культуры несет в себе глубокие гуманистические возможности. Которые выражают не только идею, но и реализуются в конкретных исторических формах бытия религии, в религиозных направлениях, конфессиях.

Список литературы:

1.Гараджа В.И. Социология религии. М.1996 г (3 ст.)

2.Мень А. История религии. М., 1994 г.(2 ст.)

3.Мень А. Культура и духовное восхождение. М.1992г

(1 ст.)

4.Митрохин Л.Н Философия религии. М.1993г (1 ст.)

5.Радугин А. А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. М., 2004 г. (2 ст.)

6.Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. - М.:, 1992

(1 ст.)

7.Пархоменко И.Т.и Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах. М.2001г. (2 ст.)

8.Под ред. И.Н. Яблокова. Основы религиоведения.

М.1994 г. (3 ст.)


[1] Бердяев Н.А. Философия неравенства. М., 1990. С. 248.