Смекни!
smekni.com

Средства выразительности в формообразовании объектов дизайна (стр. 1 из 4)

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный педагогический университет»

Художественно-графический факультет

Кафедра Дизайна и МПО

Курсовая работа по формообразованию:

“Средства выразительности

в формообразовании объектов дизайна”

Выполнила: студентка 2 курса гр. Д-3

Сакмарова Александра Сергеевна

Проверила: Преп. Николаева И.В.

Чебоксары 2010


Содержание

Введение 3

Глава 1. Основные свойства выразительности 5

1.1 Рациональность 5

1.2 Тектоника 6

1.3 Структурность 7

1.4 Гибкость 8

1.5 Целостность 11

1.6 Пластика 12

1.7 Органичность 13

Глава 2. Образность 15

2.1 Составляющие образа 15

2.2 Особенности образного построения 16

Заключение 19

Список использованной литературы 20

Приложение 21


Введение

Быстро меняются экономические и социальные условия в нашей стране и в мире в целом, а это значит, что требования, предъявляемые к качеству объектов дизайна, растут с каждым днем. Создание практичных, удобных в использовании и красивых вещей – вот главная задача современного дизайна. При решении это задачи дизайнеру, прежде всего, следует опираться на теорию.

Цель моей курсовой работы - рассмотрение средств выразительности, используемых в формообразовании. Я постаралась разобраться с помощью, каких приемов можно придать форме выразительность, как правильно использовать и какие особенности при этом следует учитывать.

Под дизайном в широком смысле этого слова понимается любое проектирование, то есть процесс создания новых предметов, инструментов, оборудования, формирование предметной среды. В узком смысле это новый вид художественно-конструкторской профессиональной деятельности, возникшей в XX в. Его цель — организация целостной эстетической среды жизни человека.

Форма может быть определена как средство выражения внутреннего содержания и предназначения изделия через его внешний вид.

Средства выразительности в формообразовании - приемы с помощью которых объект дизайна приобретает эстетический, гармоничный вид, не теряя в своих функциональных качествах. Они помогают создать упорядоченную композицию, не забывая о разнообразии. При работе над композицией галвное заключается в достижении ее разнообразия, при сохранении целостности, но стоит помнить и о функциональной стороне объекта.

В ходе работы я рассмотрю такие средства выразительности в формообразовании объектов дизайна как рациональность, тектоника, структурность, гибкость, целостность, пластика и органичность. Более подробно я постаралась разобрать образность, потому что это средство выразительности считается одним из важнейших приемов дизайна. Умение полностью раскрыть художественный замысел с помощью образа высоко ценится, потому что образная форма оказывает на зрителя сильное и глубокое эмоционально-эстетическое воздействие.

Тема моей курсовой работы актуальна для дизайнеров потому, что при создании объектов следует всегда руководствоваться четкими принципами формообразования. При неправильном использовании средств выразительности объект дизайна становится во-первых не удобным для потребителя, во-вторых негармоничным и красивым. При современной конкуренции некрасивые и неудобные объекты не выдерживают никакой критики.

Глава 1. Основные свойства выразительности

Главной задачей формообразования является создание упорядоченной композиции. Порядок означает нахождение таких условий, при которых каждая часть расположена подобающим образом по отношению к другим частям и с учетом их функций, в результате чего и возникает упорядоченная композиция. Формы и пространства любого объекта дизайна должны выражать иерархию, присущую функциям, которые они обеспечивают пользователям. Порядок без разнообразия может создавать монотонность и скуку, разнообразие без порядка превращается в хаос. В идеале должно возникать впечатление единства и разнообразия. Средства выразительности позволяют разнообразным формам и пространственным объемам ощутимо и концептуально сосуществовать в упорядоченном, едином и гармоничном целом.

1.1 Рациональность.

Соблюдение принципа рациональность в работе над формой связывается с выполнением двух главных условий.

Первое- установление прямой самой тесной связи формы с ее функциональным содержанием.(см. рис 2,3) Такое содержание обуславливает выполнение формой самого широкого круга предъявляемых к ней функциональных требований. Важнейшим является полное и глубокое решение сугубо утилитарных задач. При таком решении форма становится не только удобной, но и комфортной в своих функциональных качествах, предельно полезной для человека, т.е. именно рациональной. Другое важное функциональное требование - эффективная конструктивная разработка формы. Она предполагает достижение ее прочности при максимальном высоком уровне технологического исполнения и точности расчета конструкций. В прямой связи с такой разработкой выступает раскрытие высоких эргономических качеств дизайнерской формы. Эти качества вытекают из соответствия формы человеку, наделенному системой физиологических функций. Можно выделить и важный экономический аспект функционального формообразования. Здесь следует говорить о целесообразности экономии материальных и финансовых средств, используемых в создании дизайнерской формы. Такая экономия, впрочем, связывается с соблюдением при композиционной разработке формы известного принципа - минимум затрат - максимум эффекта. Функциональная эффективность в данном случае выражается в простоте и ясности дизайн – формы, т.е. в ее предельной рациональности. К перечисленным аспектам нужно добавить и психологические функции формы, охватывающие обширную сферу чувств, эмоций и переживаний человека. Именно они в наибольшей степени связываются с художественными функциями формы.

Втрое главное условие- необходимость четкой рациональной разработки собственно художественной формы. Рациональность охватывает область не столько функционального, сколько художественно формообразования. Она предполагает четкую, логическую обоснованность принятого композиционно-художественного решения.(см. рис. 5 )

1.2 Тектоничность.

В своей основе этот принцип означает соответствие формы конструкции. При таком соответствии конструкция становится композиционно- пластическим средством формообразования. Эффективное использование этого средства в дизайнерских формах сопряжено с решением двух противоположных задач: прямого раскрытия в форме ее конструктивной основы и, наоборот, ее закрытия путем наложения на эту основу декоративных элементов. В современном понимании тектоника это успешное решение обеих задач. Именно такое двойственно решение отвечает принципу современного тектонического формообразования. Такой принцип предполагает четкое выражение в форме конструктивного характера как несущих, так и несомых элементов. Композиционная задача заключается в наиболее четком и ярком раскрытии пластических свойств каждого из этих элементов. Эти свойства выражаются, например, в массивности монолитных конструкций или ажурности каркасных систем, четкости силуэта форм, составленных из щитовых элементов, пластичности открытых конструкций и т.д. (см. рис 2 )

1.3 Структурность

Понятие «структура» в теории композиции рассматривается, прежде всего, как внутреннее строение художественной формы. Цель структурного формообразования - нахождение гармоничной связи между элементами, составляющими форму. Такая связь выражается в соподчиненности элементов композиции. В соответствии с ней принцип структурности означает соподчиненность или четкость, ясность, слаженность внутреннего строения формы. При отсутствии соподчиненности форма выглядит монотонной, аморфной, вялой или, наоборот, пестрой, распадающейся на части. В этом случае элементы либо вообще не выделяются в композиции, образуя однообразную массу, либо имеют исключительно самостоятельное композиционное значение, нарушающее целостность формы.

Структурная гармонизация происходит при разделении элементов композиции на главные и второстепенные. Ее цель - наиболее яркое выявление художественных свойств каждого элемента и в то же время нахождение гармонической связи между элементами. Пример - установление соподчиненности между разными цветовыми пятнами в графической композиции или пластическими элементами в объемной форме. Чем четче и ярче раскрыты свойства каждого элемента и в месте с тем органичнее структурная связь между элементами, тем композиция выразительнее. (см. рис. 3, 8)

Крайними состояниями структурного соподчинения композиционных элементов можно считать их однородность и разнородность. Однородная соподчиненность основывается на взаимодействии элементов, равных по всем своим композиционным свойствам. Предел, за которым она не прочитывается - форма, состоящая из одинаковых и равнозначных элементов. При крайней их простоте и плотности она приобретает элементарный характер, граничащий с однообразием, упрощенностью и невыразительностью композиции.

Разнородная соподчиненность - это структурная связь элементов, имеющих разное композиционное значение (разделяющихся на главные и второстепенные) и отличающихся разными композиционными свойствами. Крайнее состояние такой соподчиненности - композиция, построенная на элементах, отличающихся по всем своим композиционным свойствам и обладающих каждый структурной самостоятельностью. При этом состоянии она подходит к тому пределу, за которым композиция полностью разрушается.