а. Ревность
б. Недостаток внимания
в. Разный взгляд на будущее
г. Свой вариант ___________________________________________
5. Как чаще всего разрешаются (разрешались) любовные конфликты в вашей жизни?
а. Примирением
б. Разрывом отношений
в. Долгой ссорой
г. Свой вариант __________________________________________
6. Прочитайте ситуацию любовного конфликта.
Татьяна лежит на кровати в его квартире и смотрит телевизор.
Дима в ванной комнате что-то быстро-быстро стирает в тазу. Крик раздражённой Татьяны:
– У тебя опять что-то на кухне сбежало! Фу, воняет!
Дима, на ходу вытирая руки, бежит на кухню.
Он перед Татьяной:
– Слушай, Тань, а ты хоть что-то умеешь по дому делать? Уже три недели живём вместе, а ты ни разу суп не сварила, котлет не пожарила, пол не вымыла.
Татьяна вспыхивает:
– Тебе домработница нужна, а не жена! – Она вскакивает с кровати, поправляет на себе халат. – Я ухожу к маме! Ты меня достал! Я не буду за тебя выходить замуж, зануда!
– Прощай, ленивая кобыла. Несчастным будет тот, кто на тебе женится.
– Ну, ты, подлец!
В. Леконт, пьеса «СВАДЕБНЫЙ «ПОДАРОК»
1) Почему произошел конфликт?
2) Как, на ваш взгляд, нужно было вести себя героям, чтобы конфликт не завершился разрывом отношений? Ответ обоснуйте. ________________________________________
7. Какие жанры, на ваш взгляд, могут привести к деструктивному завершению конфликта (негативному – разрыву отношений), а какие – к конструктивному (положительному – примирению)?
а. Деструктивное разрешение конфликта ____________________
б. Конструктивное разрешение конфликта ___________________
а. Упрёк
б. Комплимент
в. Извинение
г. Обвинение
д. Угроза
е. Утешение
ж. Оправдание
з. Оскорбление
и. Свой вариант _______________________________________
8. Какие из вышеперечисленных жанров вы чаще всего используете в ситуации любовных конфликтов? Свой ответ обоснуйте. _____________________________________
9. Ваша подруга (друг) рассказали, что видели вашего любимого человека с другой девушкой (парнем). Как вы поступите в данной ситуации? Какие речевые жанры будете использовать? Свой ответ мотивируйте. ____________________________________
1.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
Обратимся к характеристике результатов констатирующего эксперимента.
В ходе анкетирования мы выяснили:
- что подразумевают под конфликтом студенты-филологи;
- что студенты вкладывают в понятие любовный конфликт;
- происходили ли в их жизни любовные конфликты, каковы наиболее частотные причины таких конфликтов, и как они разрешались;
- умеют ли респонденты выявлять причину конфликта и могут ли предложить вариант положительного исхода любовного конфликта;
- как они определяют конструктивные и деструктивные речевые жанры, и какие из них чаще применяют в своей речевой практике;
- какой путь развития конфликта предпочтут респонденты в конкретной конфликтной ситуации.
На первый вопрос анкеты студенты должны были ответить, что они понимают под конфликтом. 84% ответили, что конфликт – это столкновение мнений, взглядов, идей между двумя или несколькими лицами. 8% считают, что конфликт – это борьба, враждебное отношение между людьми. 5 % полагают, что конфликт – это спор, а 3% отметил, что конфликт – это противостояние мнений, взглядов двух людей, человека и общества, групп людей или в душе человека.
Следующий вопрос анкеты (№2) предлагал студентам дать определение любовного конфликта. 82% опрошенных считают, что любовный конфликт – это столкновение мнений, интересов людей, находящихся в любовных отношениях, основанное на непонимании друг друга или ревности. Под любовным конфликтом 10% респондентов понимают выяснение отношений. 5% считают, что это вид межличностного конфликта, а 3% отметили, что любовь – это война, на которой каждый хочет победить.
На третий вопрос студенты должны были ответить, сталкивались ли они в своей жизни с любовными конфликтами. Анализ ответов позволил сделать следующие выводы:
1) 82% опрошенных находились в ситуации любовного конфликта;
2) 8% ответили, что в их жизни не было таких конфликтов;
3) 6% ответили, что никогда не любили, поэтому в ситуации любовного конфликта не находились;
4) 4% опрошенных студентов не знают, возникали ли в их жизни любовные конфликты.
Четвертый вопрос позволил выявить основные причины любовных конфликтов в реальной речевой практике респондентов. Большинство (26%) ответили, что основной причиной их собственных любовных конфликтов является ревность. 24% считают основной причиной конфликтов – недостаток внимания. Разный взгляд на будущее и разные мнения считают причиной любовных конфликтов 23% респондентов. 9% студентов обозначили непонимание между влюбленными основной причиной конфликтов. 6% никогда не любили, поэтому не знают, каковы могут быть причины конфликтов. Несколько респондентов предложили свои варианты причин любовного конфликта: свои личные принципы (2%), глупость (2%), расстояния (2%), плохое настроение (2%), личные проблемы (2%) и недостаток личной свободы (2%).
Следующий пункт анкеты (№5) был направлен на выявление того, как разрешались любовные конфликты самих респондентов. Большинство (52%) отметили, что чаще их любовные конфликты завершались примирением. 21% опрошенных ответили, что чаще после конфликта наступал разрыв отношений, а 11% ответили, что долгой ссорой. 6% не имели любовных конфликтов, поэтому и не дали ответа на данный вопрос. Любовный конфликт у 6% респондентов завершался непродолжительной ссорой. У 3% студентов конфликты не имеют конца, а еще у 3% они проходят сами собой.
Шестой вопрос анкеты был связан с выявлением причин любовного конфликта в конкретной ситуации общения и анализом поведения конфликтующих героев.
На первый пункт вопроса 59% респондентов ответили, что причиной данного конфликта являются разные взгляды на домашние обязанности, на быт и в целом на семейную жизнь людей, которые и не пытаются понять друг друга. 29% считают, что герои не совпали по характерам: Татьяна ленивая, не хочет выполнять обязанностей по дому и даже не понимает, что готовить и убираться должна она, а Дима – «мягкотелый», «тряпка», он позволил собой командовать. Среди ответов встречались и единичные (по 3%), в частности, «конфликт произошел из-за того, что (почему-то) устоялось в обществе мнение о том, что вести домашнее хозяйство должна женщина», «в совместной жизни люди должны помогать друг другу и заботиться друг о друге, а если один отдает частичку себя, а другой просто ее принимает и не отдает свою частичку взамен, то это не отношения», неуважение, разрыв между желаемым и реальным.
Анализ ответов на второй пункт вопроса выявил, что 30% респондентов считают, что конфликт мог завершиться конструктивно, если бы герои смогли спокойно сесть и обсудить сложившуюся ситуацию, выяснить мнения друг друга и попытаться найти компромиссное решение, пойти на взаимные уступки. 28% студентов ответили, что для того, чтобы избежать конфликта, Татьяне необходимо было изначально знать, что домашние дела – это женская обязанность, именно она должна изменить свое поведение, отношение к быту, ей необходимо было извиниться перед Димой. 11% опрошенных считают, что распределение обязанностей должно происходить до того, как люди начинают строить свой быт, героям необходимо было заранее обсудить свои взгляды на семейные обязанности. 5% студенческой аудитории считают, что героям необходимо понять, что в доме каждый должен выполнять свою работу, еще 5% – что в такой ситуации единственный выход – прекратить отношения, и еще 5% – что Татьяне и Диме лучше было бы вообще не встречаться, поскольку они совершенно не подходят друг другу. Среди опрошенных студентов 6% считают, что человека нужно любить и принимать его таким, какой он есть, со всеми его недостатками и привычками. И только 2% предлагают в качестве конструктивного разрешения конфликта – начать убираться и готовить вдвоем.
Следующий вопрос (№7) выявлял знания студентов о конструктивных и деструктивных жанрах в ситуациях любовного конфликта. Мы выяснили, что 5% респондентов затруднились ответить на данный вопрос. Анализ результатов показал, что мнения студентов относительно деления жанров неоднозначны. Вероятно, это определяется и самой неоднозначностью заявленных жанров: некоторые из них в зависимости от реальной ситуации общения могут привести и к конструктивному и к деструктивному разрешению конфликта. Представим эти результаты в виде таблицы (см. Таблица 1).
Таблица 1.
Количественное соотношение конструктивных/деструктивных жанров любовного конфликта
Речевой жанр | Конструктивный | Деструктивный |
Обвинение | 89% | 3% |
Оскорбление | 89% | 0 |
Упрек | 84% | 8% |
Угроза | 76% | 0 |
Комплимент | 0 | 81% |
Извинение | 8% | 86% |
Утешение | 3% | 84% |
Оправдание | 30% | 62% |
Восьмой вопрос анкеты был направлен на выявление частотных речевых жанров, которые респонденты применяют в своей речевой практике при любовном конфликте. При анализе мы пришли к следующим выводам:
29% студентов при любовном конфликте предпочитают использовать извинение; 15% – упрек; 14% часто используют оправдание; 12% – утешение; 11% респондентов в любовном конфликте используют комплименты; 6% признались, что часто используют оскорбление; по 3% опрошенных в своей речевой практике применяют обвинение и угрозу. 4% студентов не смогли дать ответ на данный вопрос, потому что не любили или не вступали в конфликты. И еще 3% предпочитают решать конфликты путем конструктивного диалога. Немаловажно и то, что 30% опрошенных студентов отметили, что выбор жанра зависит от ситуации и от того, кто явился инициатором конфликта. И лишь 5% респондентов пояснили, что в конфликте всегда виноваты оба партнера и при разрешении конфликта оба должны применять конструктивные жанры, чтобы сгладить противоречия.