Смекни!
smekni.com

Риторика любовных конфликтов. Анализ результатов опытного обучения студентов бесконфликтному общ (стр. 15 из 25)

5) В программу эксперимента входят следующие группы коммуникативных заданий:

а) задания аналитического характера, требующие углубленного, содержательного анализа образцов, представляющих собой примеры любовных конфликтов, например, задания, связанные с анализом видеофрагмента и установлением причины конфликта, анализом тактик поведения, которые использовали герои, определением тех речевых жанров (их уместности, цели), к которым прибегали герои в ходе конфликта;

б) задания аналитико-конструктивного характера, предполагающие воссоздание части высказывания или трансформацию деструктивного жанра в конструктивный в предложенной ситуации любовного общения;

в) творческие задания, которые требуют создания своего высказывания, например, на основе заданной ситуации любовного конфликта выйти из нее с помощью использования конструктивных тактик и определенных речевых жанров.

Место заданий разных групп определяется в программе опытного обучения с учетом необходимости постоянной актуализации знаний и закрепления ранее сформированных умений.

6) Для опытного обучения были отобраны следующие дидактические материалы: фрагмент из кинофильма «Служебный роман» (ситуация любовного конфликта между Калугиной и Новосельцевым, который разворачивается в конце фильма), фрагмент из кинофильма «Жестокий романс» (ситуация любовного конфликта между Ларисой и Паратовым после приезда Паратова в город) и фрагмент из кинофильма «Жестокий романс» (ситуация любовного конфликта между Паратовым и Ларисой, который произошел на теплоходе «Ласточка», когда Сергей Сергеевич признался, что обручен); образцы любовных конфликтов из произведений художественной литературы.

При отборе дидактического материала мы учитывали следующее: его методическую целесообразность; доступность содержания текстов; наглядность и достоверность; жанровое своеобразие любовных конфликтов. Мы намеренно брали образцы как современные, так и несовременные, чтобы выяснить, как со временем трансформировался любовный конфликт (или, наоборот, не изменился) – на уровне причин, тактик поведения, жанров и т.д.

Отобранные и подготовленные средства обучения: слайды и стенограммы видеофрагментов представлены в Приложениях 3, 4, а тексты-образцы в содержании хода занятий.

Формирующий эксперимент проводился с группами студентов 3 курса очного обучения факультета русского языка и литературы Кузбасской государственной педагогической академии. Выбор этих студентов был сделан по следующим причинам:

- во-первых, они владеют базовыми знаниями в области психологии, конфликтологии, языкознания и жанрологии и опорными коммуникативными умениями (прогнозировать возможное развитие речевой ситуации; учитывать адреса высказывания, определять свой коммуникативный статус и статус собеседника; строить высказывание в заданных коммуникативных условиях; распознавать интенцию собеседника и добиваться достижения собственного коммуникативного намерения и т.д.), важными для введения и использования конструктивных речевых жанров;

- во-вторых, как показал анализ результатов констатирующего эксперимента, многие из респондентов либо уже сталкивались с проблемами в общении с любимым человеком, либо ещё не испытывали чувства любви, а потому проблема любовных конфликтов является для них актуальной, а знания по разрешению таких ситуаций – востребованными;

- в-третьих, система знаний и умений, заложенных в разработанную нами методику обучения, поможет студентам в реальной речевой практике не только при разрешении любовных конфликтов, но и вообще конфликтов различного происхождения.

Опытное обучение осуществлялось в два этапа на занятиях по вузовскому курсу культуры речи и риторики.

На первом этапе формировались специальные умения, необходимые 1) для анализа любовных конфликтов с целью определения их причин, тактик поведения и речевых жанров, используемых коммуникантами; 2) для создания и использования конструктивных речевых жанров в ситуациях любовного конфликта.

На втором этапе приобретенные умения закреплялись в процессе 1) выполнения домашнего задания, которое состояло в анализе одной ситуации любовного конфликта (после 1-го занятия) и 2) участия в ролевой игре (на втором занятии), где проверялась готовность обучаемых к использованию конструктивных тактик в ситуациях любовного общения и умения строить высказывание в соответствие с определённым конструктивным речевым жанром (комплимент, утешение и т.д.).

Общая цель занятий – научить студентов основным приемам бесконфликтного любовного общения: умению использовать конструктивные тактики поведения, вводить эффективные в каждом отдельном случае конструктивные речевые жанры, умению не провоцировать конфликты и умению психологически грамотно вести себя во взаимоотношениях с любимым человеком.

В систему опытного обучения были включены такие методы и приемы обучения, как ассоциативный эксперимент, коммуникативные задачи, риторический анализ, которые должны были помочь обучаемым проявить свои творческие способности.

3. Ход опытного обучения студентов приемам бесконфликтного любовного общения

Занятие 1

Тема: Любовный конфликт как коммуникативный феномен. Жанровое своеобразие высказываний, используемых в любовных конфликтах

Задачи занятия:

1. Выявить исходный уровень знаний студентов о любовном конфликте.

2. Определить особенности любовного конфликта как коммуникативного явления.

3. На основе теоретических сведений сформировать представление о жанровом своеобразии высказываний, применяемых в любовных конфликтах и особенностях их использования.

4. Сформировать умения выявлять жанры любовного конфликта.

Ход занятия

Обучающие задачи решались следующим образом.

В начале занятия была проведена репродуктивная беседа, в которую был включен ассоциативный эксперимент. Цель данной беседы – выявить взгляды и представления студентов о любви.

Предлагаемые для беседы вопросы:

1. Посмотрите на слайд №1 (см. Приложение 4.1.), на нем представлены высказывания великих людей об одном из прекраснейших и неповторимых чувств в нашем мире – о любви. Внимательно прочитайте их. Как вы считаете, какое из высказываний лучше всего отражает сущность любви? Почему вы так считаете?

2. Поэты воспевают чувство любви, философы рассуждают над её природой, психологи дают определения и выделяют виды любви. Но никто пока не смог дать точного определения любви. Как вы считаете, почему?

3. А теперь каждый из вас по порядку должен назвать свою ассоциацию со словом любовь. Как вы считаете, почему не оказалось ни одной одинаковой ассоциации?

В ходе беседы и ассоциативного эксперимента студенты пришли к выводу, что любовь – чувство многогранное, сугубо индивидуальное. Именно поэтому никто и никогда не сможет дать точного и ясного определения любви, которое бы отражало всю многогранность, неповторимость и индивидуальную природу этого чувства.

Далее мы обратились к тем научным определениям любви, которые были даны психологами. Этот теоретический материал был представлен на слайдах (см. Приложение 4.1.) и в сообщающем слове педагога.

Пример сообщающего слова:

- Как мы с вами отметили, понятию любовь пока никто не дал точного определения. Но среди психологов есть такие ученые, которые сделали значимые попытки охарактеризовать любовь, прояснить ее психологическую природу. Именно к их определениям любви мы сейчас обратимся. Роберт Семенович Немов определяет любовь как высшее духовное чувство человека, основанное на благородных чувствах и высокой морали и сопровождаемое готовностью сделать всё для любимого человека.

Любовь, согласно концепции Эриха Фромма, не врожденный дар, а искусство. Практика любви предполагает дисциплину как требовательность к себе; сосредоточенность, умение слушать партнера, жить настоящим, ощущать жизнь в каждом ее мгновении; терпение и труд над обретением мастерства. Любовь формируется прижизненно, и то, какой она будет, определяется свободным выбором каждого.

В концепции Ролло Мэя любовь раскрывает путь к самореализации, расширению границ самости, обретению высших форм истины, красоты и добра. В любви формируется способность отдавать и принимать. Любовь – процесс активного творчества. Любовь – личностный свободный выбор каждого человека.

Сложность и диалектическая многоплановость любви породила значительное количество трактовок феномена в различных языках, культурах в течение всей истории человеческого общества.

Одна из первых классификаций форм любви восходит ещё к античной греческой философии, далее разработкой теории любви занимались такие мыслители, как Аристотель, Платон, Омар Хайям, Джордано Бруно, Зигмунд Фрейд, Эрих Фромм, Владимир Соловьев, Р. Стернберга, Т. Кемпера. Абрахама Маслоу, Игорь Семенович Кон и другие.

Ход сообщающего слова прерывался репродуктивной беседой, которая включала в себя вопрос о том, какие виды любви могут выделить сами студенты. В ходе обсуждения, мы выявили, что большинство студентов могут выделить только любовь между мужчиной и женщиной, немногие выделили материнскую любовь, любовь к природе и к любимому делу.

Далее, в ходе сообщающего слова мы представили две теории любви (этот теоретический материал был представлен и на слайдах (см. Приложение 4.1.)) и сравнили их в ходе репродуктивной беседы.