Смекни!
smekni.com

Риторика любовных конфликтов. Анализ результатов опытного обучения студентов бесконфликтному общ (стр. 17 из 25)

Деструктивный конфликт характеризуется тем, что проблема не решается – происходит либо полное подчинение одним участником конфликта другого, силовое навязывание своего варианта проблемы, либо решается формально, либо наблюдается уход от проблемы – прерывание конфликта (мнимое перемирие); противоречивость потребностей и интересов сохраняется, потребности того, кто вышел из конфликта «побежденным», остаются неудовлетворенными; в результате возникает эмоциональная отчужденность, дистанцирование, чувство одиночества, тревоги, безысходности.

Для анализа любой конфликтной ситуации необходимо знать о 5 тактиках поведения:

В рамках конфликта важно учитывать поведение участников, которое может быть весьма разнообразным. Дж. Г. Скотт выделяет следующие тактики, различающиеся по степени эффективности разрешения конфликта: доминирование, уход (избегание), уступчивость, компромисс, сотрудничество.

- Доминирование (соревнование, противоборство).

- Уход (избегание).

- Уступчивость (приспособление).

- Компромисс.

- Сотрудничество.

По ходу сообщающего слова студенты делали записи: фиксировали особенности деструктивных и конструктивных конфликтов и отмечали основные коммуникативные тактики поведения и их характеристики.

На следующем этапе мы вновь обратились к раздаточному материалу.

Задание 2. Прочитайте и определите, какие тактики поведения применяют герои и как разрешается каждый из конфликтов.

Языковой материал

Фрагмент 1.

Неожиданно вбегает она однажды ко мне и прямо с порога:

– Ты, говорят, на днях в Италию уезжаешь?

– Да. Так что с того?

– Почему же ты не сказал мне об этом ни слова? Хотел тайком уехать?

– Бог с тобой. Как раз нынче собирался пойти к вам и сказать.

– При папе? Почему не мне наедине? Нет, ты никуда не поедешь!

Я по-дурацки вспыхнул:

– Нет, поеду.

– Нет, не поедешь.

– А я говорю, что поеду.

– Это твое последнее слово?

– Последнее. Но пойми, что я вернусь через какой-нибудь месяц, много через полтора. И вообще, послушай, Галя…

– Я вам не Галя. Я вас теперь поняла – всё, всё поняла! И если бы вы сейчас стали клясться мне, что вы никуда и никогда вовеки не поедете, мне теперь всё равно. Дело уже не в том!

И распахнув дверь, с размаху хлопнула ею и зачастила каблучками вниз по лестнице. Я хотел кинуться за ней, но удержался: нет, пусть придет в себя, вечером отправлюсь в Отраду, скажу, что не хочу огорчать её, в Италию не еду, и мы помиримся. Но часов в пять вдруг входит ко мне с дикими глазами художник Синани:

– Ты знаешь – у Ганского дочь отравилась! Насмерть! <…>

И. А. Бунин «Галя Ганская»

Фрагмент 2.

Он входит прямо с улицы, не раздеваясь, в мокром плаще и шляпе проходит в комнату, садится на стул, закуривает. Затем входит его жена. Подходит к мужу, обнимает его сзади за плечи, прижимается.

Она. Ой, мокрый какой!.. Снимай скорей. Смотри, натекло. И наследил как... Да, ладно, ладно, сиди, я подотру... Ну, сними же плащ, я повешу.

Он. Не хочу.

Она. Что, так и будешь сидеть в плаще?

Он. Так и буду.

Она. Ну, сиди … Ой, а у меня новость! Сказать?.. Бабка моя приехала, по отцу. Ты знаешь, что она собирается нам подарить? Холодильник! Представляешь?.. Ты рад?

Он. Очень.

Она. А что же у тебя тогда такой вид?

Он. Какой?

Она. Как у проглотившего аршин.

Неожиданно Он встает и высоко подпрыгивает.

Она. Ой, ты что? (Смеется.)

Он. Прыгаю от радости.

Она (смеется). То-о-лик! Дай я тебя поцелую!

Он. А может, мне сначала ужинать подадут? Подадут или не подадут мне сегодня ужин?

Она. Ты не в духе, да?.. Ну, хорошо. Иди разденься и вымой руки.

Он. А я некультурный.

Она. То-о-олик!

Он (передразнивает). Что - То-о-олик?.. Что ты со мной обращаешься, как с мальчишкой? Захочу разденусь, не захочу так буду есть!.. Привыкли тут культурных из себя строить! Чуть что иди руки мой! А я трудовой человек. Мне положено иметь грязные руки. Или тебя это не устраивает?

Она (пытаясь шутить). Твои руки меня устраивают. Но только чистые!

Он. Вот нарочно не буду мыть! Слышишь? Иди, неси ужин, буду есть грязными руками и в мокром плаще. Как бомж. В подъезде.

Она. Ну и ешь! Отравишься микробами, заболеешь и умрешь.

Он. А тебе-то с того какая радость?

Она. Мне горе.

Он. Вот и я говорю. Какой-никакой все же муж.

Она. Самый лучший муж.

Он. Тогда постучи по деревяшке.

Она рассмеялась.

Он. Да что же это такое! Дадут мне сегодня поесть или не дадут?

Она. Дадут! (Целует его в голову и уходит на кухню.) <…>

Л. Разумовская «Счастье»

Проанализировав языковой материал, студенты правильно назвали те тактики, которые использовали герои, и точно определили, что первый любовный конфликт завершился разрывом отношений, а второй – примирением.

Затем последовало сообщающее слово, в ходе которого мы представили материал о жанровом наполнении любовных конфликтов. Для большей наглядности жанровое наполнение любовных конфликтов фиксируется в виде схемы (см. Схема 1). Схема в доступной форме позволяет студентам сориентироваться в классификации жанров любовного конфликта и используется ими при выполнении заданий различного характера.

Вариант сообщающего слова.

- Любовный конфликт имеет свое жанровое воплощение. Сегодня мы с вами рассмотрим некоторые жанры, которые являются наиболее распространенными в любовном конфликте. Данный материал представлен в виде схемы на слайде.

Схема 1.

Классификация жанров, используемых в любовных конфликтах

Мы будем рассматривать только конструктивные речевые жанры, поскольку именно они приводят конфликт к примирению. Рассмотрим основные конструктивные жанры, запишем их определения и познакомимся с примерами.

Определения жанров представлены в первой теоретической главе.

После каждого определения был дан пример данного жанра (см. Приложение 4.1.) и проведена репродуктивная беседа. Предлагаемые для обсуждения вопросы (вопросы для каждого жанра были одинаковые):

1. С какой целью данный жанр использован в данном примере? С какой еще целью этот жанр может быть использован в любовном конфликте?

2. Какие типичные речевые формулы используются в данном жанре?

3. Почему данный жанр можно отнести к конструктивным?

4. Можно ли использовать этот жанр с деструктивной целью? В каких случаях?

На заключительном этапе закрепления полученной информации студенты выполняли комплексный анализ конкретных ситуаций любовных конфликтов, опираясь на раздаточный материал и на план анализа, который был представлен на слайде.

План анализа любовного конфликта

1. Причина конфликта

2. Конструктивный жанр:

h Интенция (цель использования данного конструктивного жанра)

h Адресант (говорящий)

h Адресат (слушающий)

h Содержание (вербальное и невербальное наполнение)

Задание 3. Прочитайте и проанализируйте данный фрагмент, опираясь на план анализа. Причину конфликта вы указываете один раз, а далее рассматриваете только конкретный жанр.

Языковой материал

Фрагмент 1.

ОН. Женская логика: любит одного, спит с другим, замуж выходит за третьего.

ОНА. Ты виноват. Захотел – был бы и первым, и вторым, и третьим, и последним. Лёня, Лёнечка, две половинки, они ведь притягиваться должны, как плюс и минус. А если не так? Если одна притягивает, а вторая отталкивает? Значит, это не её половинка. Чужая. Ты ж электрик, ты должен понимать. Моя половинка твою притягивает, твоя – другую, другая – третью, третья – четвёртую… И мою половинку тоже притягивает кто-то, я даже знаю кто. И ему воздуху мало становится, когда он меня на улице встречает. И у тебя коленки подкашиваются, когда ты свою видишь где-нибудь. Только это неправильно всё. Где любовь-то? У кого? Почему говорят «неразделённая любовь»? Как раз разделённая, на две половины разрезанная, разорванная. У тебя своя половинка, у меня своя половинка, а целой нет.

ОН. Бедная моя девочка. Совсем запуталась. Половинки – серединки. Всё хорошо, Машенька. Всё будет хорошо, девочка моя. Ты разведёшься...

ОНА. И ты?

ОН. И я разведусь. И ты мне ребёнка родишь, мы с тобой родим, чтобы уж похож – так похож, без всяких там фотографий.

ОНА. Рожу, легко.

ОН. Машенька, Машенька, половинка моя, мы успеем ещё пожить. Мы будем жить долго и счастливо (целует её).<…>

А. Богачева «За стеклянными дверями…»

Фрагмент 2

Он стоял перед ней с страшно блестевшими из-под насупленных бровей глазами и прижимал к груди сильные руки, как будто напрягая все силы свои, чтобы удержать себя. Выражение лица его было бы сурово и даже жестоко, если б оно вместе с тем не выражало страдания, которое трогало её. Скулы его тряслись, и голос обрывался.

– Ты пойми, что я не ревную: это мерзкое слово. Я не могу ревновать и верить, чтоб… Я не могу сказать, что я чувствую, но это ужасно… Я не ревную, но я оскорблён, унижен тем, что кто-нибудь смеет думать, смеет смотреть на тебя такими глазами.

– Да какими глазами? – говорила Кити, стараясь как можно добросовестнее вспомнить все речи и жесты нынешнего вечера и все их оттенки.