Смекни!
smekni.com

Риторика любовных конфликтов. Анализ результатов опытного обучения студентов бесконфликтному общ (стр. 18 из 25)

Во глубине души она находила, что было что-то именно в ту минуту, как он перешел к ней на другой конец стола, но не смела признаться в этом даже самой себе, тем более не решалась сказать это ему и усилить этим его страдание.

– И что же может быть привлекательного во мне, какая я?..

– Ах! – вскрикнул он, хватаясь за голову. – Ты бы не говорила!.. Значит, если бы ты была привлекательна…

– Да нет, Костя, да постой, да послушай! – говорила она, с страдальчески соболезнующим выражением глядя на него. – Ну, что же ты можешь думать? Когда для меня нет людей, нету, нету!.. Ну хочешь ты, чтобы я никого не видала?

В первую минуту ей была оскорбительна его ревность; ей было досадно, что малейшее развлечение, и самое невинное, было ей запрещено; но теперь она охотно пожертвовала бы и не такими пустяками, а всем для его спокойствия, чтоб избавить его от страдания, которое он испытывал.

– Ты пойми ужас и комизм моего положения, – продолжал он отчаянным шепотом, – что он у меня в доме, что он ничего неприличного собственно ведь не сделал, кроме этой развязности и поджимания ног. Он считает это самым хорошим тоном, и потому я должен быть любезен с ним.

– Но, Костя, ты преувеличиваешь, – говорила Кити, в глубине души радуясь той силе любви к ней, которая выражалась теперь в его ревности.

– Ужаснее всего то, что ты – какая ты всегда, и теперь, когда ты такая святыня для меня, мы так счастливы, так особенно счастливы, и вдруг такая дрянь… Не дрянь, зачем я его браню? Мне до него дела нет. Но за что моё, твоё счастие?..

– Знаешь, я понимаю, отчего это сделалось, – начала Кити.

– Отчего? отчего?

– Я видела, как ты смотрел, когда мы говорили за ужином.

– Ну да, ну да! – испуганно сказал Левин.

Она рассказала ему, о чем они говорили. И, рассказывая это, она задыхалась от волнения. Левин помолчал, потом пригляделся к её бледному, испуганному лицу и вдруг схватился за голову.

– Катя, я измучал тебя! Голубчик, прости меня! Это сумасшествие! Катя, я кругом виноват. И можно ли было из такой глупости так мучаться?

– Нет, мне тебя жалко.

– Меня? Меня? Что я? Сушасшедший!.. А меня за что? Это ужасно думать, что всякий человек может расстроить наше счастье.

– Разумеется, это-то и оскорбительно…

– Нет, так я, напротив, оставлю его нарочно у нас всё лето и буду рассыпаться с ним в любезностях, – говорил Левин, целуя её руки. – Вот увидишь. <…>

Л. Н. Толстой «Анна Каренина»

Фрагмент 3

– Я понимаю вас, – сказала она, отходя от него, и лицо её приняло злое, мстительное выражение. – Я отлично понимаю вас. Я надоела вам, и вы просто хотите избавиться от меня, навязать этот развод. Благодарю вас, я не такая дура, как вы думаете. Развода я не приму и от вас не уйду, не уйду, не уйду! Во-первых , я не желаю терять общественного положения, – продолжала она быстро, как бы боясь, что ей помешают говорить, – во-вторых, мне уже двадцать семь лет, а Рису двадцать три; через год я ему надоем и он меня бросит. И в-третьих, если хотите знать, я не ручаюсь, что это моё увлечение может продолжаться долго… Вот вам! Не уйду я от вас.

– Так я тебя выгоню из дому! – крикнул Николай Евграфыч и затопал ногами. – Выгоню вон, низкая, гнусная женщина!

– Увидим-с! – сказала она и вышла. <…>

А. П. Чехов «Супруга»

Фрагмент 4

Татьяна лежит на кровати в его квартире и смотрит телевизор.Дима в ванной комнате что-то быстро-быстро стирает в тазу. Крик раздражённой Татьяны:– У тебя опять что-то на кухне сбежало! Фу, воняет!Дима, на ходу вытирая руки, бежит на кухню.Он перед Татьяной:– Слушай, Тань, а ты хоть что-то умеешь по дому делать? Уже три недели живём вместе, а ты ни разу суп не сварила, котлет не пожарила, пол не вымыла.Татьяна вспыхивает:– Тебе домработница нужна, а не жена! – Она вскакивает с кровати, поправляет на себе халат. – Я ухожу к маме! Ты меня достал! Я не буду за тебя выходить замуж, зануда!– Прощай, ленивая кобыла. Несчастным будет тот, кто на тебе женится.– Ну, ты подлец! <…>

В. Леконт «Свадебный «подарок»

ТЕКСТЫ, КОТОРЫЕ УЖЕ ВСТРЕЧАЛИСЬ, УБРАТЬ! ПРОСТО СОСЛАТЬСЯ НА НИХ!!!

В ходе анализа студенты правильно определили причину каждого конфликта, точно указали и разобрали те конструктивнее жанры, которые были представлены. Например, причина конфликта, представленного в Фрагменте 2, является ревность Константина Левина к своей жене. Использованные жанры: объяснение, оправдание, упрек, извинение, обещание.

Затем студенты получили домашнее задание, которое состояло в следующем: найти и проанализировать одну ситуацию любовного конфликта по плану (разобрать все конструктивнее жанры, которые были использованы).

С помощью обобщающего слова были подведены итоги занятия.

Таким образом, на первом занятии удалось выявить исходный уровень знаний студентов о любовном конфликте как психологическом и коммуникативном явлении; были сообщены необходимые сведения о жанровом своеобразии любовных конфликтов; были сформированы умения выявлять и анализировать различные жанры в ситуациях любовного конфликта. Активность ребят и заинтересованность их в теме занятия позволили осуществить все запланированные задания. Тем самым были достигнуты все поставленные цели.

Занятие 2

Тема: Приемы бесконфликтного любовного общения

Задачи занятия:

1. Проверить качество усвоения знаний, полученных на предыдущем занятии.

2. Выявить умения студентов анализировать конфликтные ситуации, возникающие в любовном общении с точки зрения использования жанров, тактик поведения и невербального поведения партнеров.

3. Расширить знания о бесконфликтном любовном общении за счет составления памятки «Приемы бесконфликтного любовного общения».

4. Определить уровень овладения практическими умениями студентов: использовать конструктивные тактики поведения, создавать и использовать конструктивные речевые жанры.

Ход занятия

Обучающие задачи реализовывались следующим образом.

В начале занятия была проведена репродуктивная беседа, целью которой являлась проверка качества усвоения знаний, полученных на предыдущем занятии.

Студентам предлагались следующие вопросы:

1. В чем особенности любовного конфликта?

2. На почве чего может возникнуть любовный конфликт?

3. Как может развиваться конфликт?

4. Какие тактики поведения предпочтительнее использовать для конструктивного разрешения конфликта?

5. Какие жанры считаются конструктивными?

6. Какие жанры считаются деструктивными?

Ребята успешно справились с поставленными вопросами и показали высокий уровень усвоения знаний.

Далее студентом было предложено посмотреть видеофрагмент из к/ф «Жестокий романс» (см. Приложение 3.2.) и оценить поведение, речевые тактики и жанры, используемые героями.

Предлагаемые для анализа видеофрагмента вопросы:

1. Какова причина конфликта?

2. Как ведет себя главный герой? Какую тактику поведения он избирает? Меняется ли тактика поведения в процессе разговора? Что еще меняется в процессе разговора? Какие жанры использует Паратов, и с какой целью?

3. Какую тактику избирает героиня? Меняет ли она её? Какие жанры использует Лариса, и с какой целью?

4. Почему конфликт завершился именно так?

В ходе беседы студенты показали свое умение выявлять и анализировать различные жанры в ситуации любовного конфликта. При этом ребята точно определили особенности невербального поведения героев: изменение интонации и межличностного расстояния между героями.

На следующем этапе занятия в ходе сообщающего слова ребятам были даны сведения о слагаемых искусства любить. Данный материал был изложен устно и частично представлен на слайдах (см. Приложение 4.2).

Вариант сообщающего слова:

- На прошлом занятии мы с вами говорили о любви как о чувстве, великом и возвышенном. Сегодня мы отнесемся к любви как к искусству, которому нужно учиться. Рассмотрим с вами слагаемые искусства под названием любовь:

- Взаимоотношения с любимым человеком должны отличаться высокой степенью взаимопонимания, уважения и взаимопомощи.

- Общение с любимым человеком должно выполнять своеобразную психотерапевтическую функцию – быть средством разрядки и успокоения. Нельзя «отстраняться» от любимого, особенно в трудный для него период.

- Нужно беречь и уважать достоинство любимого человека, заботиться о нем.

- Необходимо быть хорошо информированным друг о друге. Психологи доказали, что знание о потребностях, интересах, стремлениях, о духовном мире вашего любимого – крайне важный момент подлинно человеческих, доверительных отношений. Поэтому старайтесь не быть друг для друга «закрытыми системами», основываясь на ложном представлении о том, что излишняя открытость может вам навредить, но раскрывайтесь в лучшем.

- Говорите друг с другом, делитесь впечатлениями, интересуйтесь работой, учёбой своего возлюбленного.

- Проявляйте свои чувства, не стыдитесь их.

- Будьте всегда корректны в общении, не пренебрегайте приятными манерами, почаще хвалите друг друга и избегайте проявлений негативизма в любом из его обычных форм – грубости или бестактности; безразличии и потере интереса или формально-язвительной вежливости.

- Культивируйте в себе то, что психологи называют направленностью на другого человека, обычно рассматривая её как сочетание трех умений: понимать других, внимательно к ним относиться и учитывать их вкусы и интересы, желания и привычки.

- Не будьте навязчивы и сверхтребовательны в ваших взаимоотношениях. Уважайте право вашей второй половины иногда оставаться наедине с собой.