Смекни!
smekni.com

Риторика любовных конфликтов. Анализ результатов опытного обучения студентов бесконфликтному общ (стр. 20 из 25)

Представим ход анализа и полученные данные.

4.1. Характеристика критериев оценки анализа любовных конфликтов

На первом этапе опытное обучение было направлено на формирование специальных умений, которые необходимы для анализа любовных конфликтов с целью определения их причин, тактик поведения и речевых жанров, используемых коммуникантами, и для создания и использования конструктивных речевых жанров в ситуациях любовного конфликта.

На втором этапе приобретенные умения закреплялись в процессе выполнения письменного домашнего задания, которое состояло в анализе одной ситуации любовного конфликта, и участия в ролевой игре, где проверялась готовность к использованию конструктивных тактик в ситуациях любовного общения и умение студентов создавать конструктивные речевые жанры.

Оценка результатов полученных письменных работ проводилась по следующим критериям:

- учет всех представленных жанров; НЕ ПОНЯЛА!!! ПОЯСНИ!!!

- правильная оценка данных жанров; КАК ЭТО?

- соответствие анализа заявленному плану (см план на с.).

При анализе студенческих работ выяснилось, что 98% учащихся овладели умениями анализировать любовные конфликты.

Как показал анализ результатов, большинство студентов (60%) в качестве текста образца выбрали конфликтные ситуации, которые завершались конструктивно.

Приведем примеры работ.

1) Фрагмент из романа Стендаля «Красное и черное»

- Уйди! – открыв глаза, вдруг проговорила г-жа де Реналь.

- Я бы тысячу раз пожертвовал своей жизнью, только бы знать, что для тебя нужнее всего, - сказал Жюльен. – Никогда я еще так не любил тебя, мой ангел, или, вернее, я только теперь начинаю боготворить тебя, как ты того заслуживаешь. Что со мной будет, если мы расстанемся, и я буду жить с мыслью: ты несчастна из-за меня! Но что значат мои страдания! Ну да, я уеду, моя любимая. <…>

- Позволь мне остаться, и я буду любить тебя только как брат. Это единственное разумное искупление, и оно способно умилостивить Всевышнего.

- А я? – вскочив, воскликнула она и, обхватив руками голову Жюльена, на расстоянии заглянула ему в глаза. – Разве я могу любить тебя как брата? В моей ли власти любить тебя как брата?

Жюльен заплакал.

- Я послушаюсь, - припав к ее ногам, сказал он. – Я тебя послушаюсь, что бы ты мне не приказала, - больше мне ничего не остается… <…>

Она обещала, он ушел, но через два дня она его вызвала.

- Без тебя я не в силах сдержать клятву. Если ты не будешь при мне неотлучно, я все расскажу мужу. Каждый час такой ужасной жизни стоит целого дня.

Анализ

Причиной конфликта послужило то, что заболел младший сын замужней женщины г-жи де Реналь. Будучи богобоязненной, она думает, что ее так наказывает Бог, за то, что у нее есть любовник Жильен. Она хочет рассказать о своих отношениях с Жюльеном мужу, надеясь, что это умилостивит Бога, но Жюльен против этого, отговаривает г-жу де Реналь (Ребенок потом выздоравливает).

Цель Жюльена: хочет, чтобы о его связи с госпожой не узнал господин, чтобы влюбленные не были опозорены. Г-жа де Реналь хочет, чтобы ее сын выздоровел. Жюльен - адресант, он приводит де Реналь свои доводы. Влюбленные приходят к компромиссу, каждый для себя принимает определенные условия. Жюльен слушается свою г-жу де Реналь, она ничего не рассказывает своему мужу. Конфликт разрешается конструктивно.

Использованные жанры: признание в любви, комплимент, обещание, просьба.

(Имя студента).

В целом данный анализ выполнен верно. Но не уделено внимание анализу невербальной стороны.

Рассмотрим следующий пример, который отвечает всем требованиям.

2) Фрагмент из романа С. Филипс «Поцелуй ангела»

Она изо всех сил толкнула Алекса в грудь. От неожиданности он повалился спиной в опилки. Не давая ему опомниться, Дейзи легла на мужа.

- Не дури, Алекс. Я говорю серьезно. – Она схватила его за волосы. – Я умоляю тебя. Мы многое испытали, чтобы теперь ты еще наделал глупостей – я их наделала за двоих. Правда, виноват в этих глупостях был по большей части опять-таки ты, и ты сам это знаешь. Но когда ты и в самом деле полюбил меня, я решила, что в тебе говорит чувство вины … Я должна была понять, должна…

- Дай мне встать, Дейзи.

Он мог бы легко сбросить ее с себя, но она знала, что он никогда этого не сделает, чтобы не навредить ребенку. И потому, что на самом деле любил ее.

Она распласталась на нем, крепко обхватив за шею и прижавшись к его лицу щекой.

- Не надо вставать. Ты сейчас очень расстроен, но через пару минут успокоишься и не наделаешь вещей, о которых будешь потом жалеть.

Ей показалось, что он расслабился, но потом решила, что ему ничего не стоит ее вес и он может прикинуться расслабленным, чтобы усыпить ее бдительность.

- А теперь вставай, Дейзи.

- Не.

- Вот ты об этом точно пожалеешь.

- Ты меня побьешь?

- Кто здесь говорит о побоях?

- Ты же совсем взбесился.

- Я просто счастлив.

- Нет, ты взбесился из-за того, что она заставила тебя сделать.

- Она меня не заставляла.

- Нет, заставляла. – Дейзи подняла голову, чтобы улыбнуться прямо в его хмурые глаза. – Она сделала тебе добро, Алекс. Правда. Если у нас будет девочка, мы назовем ее Шебой.

- Только через мой труп.

Дейзи снова приникла к мужу и спокойно лежала, словно Алекс был лучшим матрацем для беременных.

Он коснулся губами ее волос.

Дейзи еще теснее прижалась к Алексу:

- Я хочу, чтобы мы поженились, прежде чем родится ребенок.

Он погладил ее по волосам.

- Мы и так женаты.

- Я хочу сделать это еще раз.

- Значит, сделаем.

Ты, конечно, будешь очень вульгарен…

- Это тебя сильно оттолкнет?

- Ты меня любишь?

- Я тебя люблю.

- По твоему голосу этого не скажешь. Такое впечатление, что ты скрежещешь зубами.

- Я и в самом деле скрежещу зубами, но это не значит, что я не люблю тебя всем сердцем.

- Правда? – Она снова откинула голову и посмотрела на него сияющими от счастья глазами. – Но почему ты тогда так хочешь, чтобы я с тебя слезла?

Он хитро улыбнулся:

- Чтобы я смог доказать тебе свою любовь.

- Ты начинаешь действовать мне на нервы.

- Ты что, боишься, что для меня недостаточно женщина?

- Вот этого я определенно не боюсь.

Она ласково куснула его за нижнюю губу – через секунду это прикосновение превратилось в страстный долгий поцелуй. А потом Дейзи расплакалась, потому что все стало так чудесно.

Алекс начал осыпать поцелуями лицо жены, а она гладила его по голове.

- Ты правда меня любишь?

- Правда люблю, – с ласковой хрипотцой ответил он, - и на этот раз хочу, чтобы ты поверила. Я очень тебя прошу, солнышко.

Она улыбнулась сквозь слезы:

- Ладно, так и быть, поверю. Пошли домой.

Анализ

Адресант в конфликте – женщина (Дейзи).

Адресат – мужчина (Алекс)

Причиной конфликта является несовпадение взглядов мужчины и женщины.

В рассматриваемом тексте представлено несколько конфликтов, но объединены они одним основным. Основным конфликтом является нежелание женщины соглашаться с намерениями своего любимого мужчины.

Целью данного конфликта для женщины становится убеждение своего партнера в ненужности тех действий, которые он хочет совершить. Параллельно желая услышать признание и убедиться в любви своего мужчины.

В ходе конфликта целью мужчины становится переубедить женщину и доказать правильность своих решений.

По развитию ситуации возникает новая цель – желание, чтобы женщина поверила в искренность его признаний.

В данном конфликте различное невербальное содержание.

Со стороны женщины: толчок в грудь, хватание за волосы, обнимание, прижимание, улыбка, ласковое покусывание губы партнера, поцелуй, слезы счастья.

Со стороны мужчины: касание губами ее волос, поглаживание по голове, хитрая улыбка, поцелуй.

Невербальное содержание напрямую связано с тактиками и жанрами, использованными в конфликте.

В данной ситуации использованы различные тактики: противоборство, избегание, уступка, что в итоге приводит к тактике компромисса, т.е. к конструктивному решению.

Жанры, используемые участниками конфликта, различны.

Используя деструктивные, участники применяли и деструктивные жанры: упрек, требование, угроза.

По ходу разрешения конфликта были использованы такие жанры: оправдание, просьба, обещание, комплимент, признание в любви.

Эти конструктивные жанры в сочетании с положительными невербальными компонентами привели к конструктивному разрешению конфликта.

(АВТОР АНАЛИЗА???)

В представленном образце учтены все аспекты анализа. В целом этот анализ показал, что студент овладел теми умениями, которым мы обучали на первом занятии: выявлять причину конфликта, определять адресата и адресанта, находить различные жанры и верно определять цель их использования, а также анализировать невербальное поведение героев и его значение.

Кроме того, это задание позволило нам выявить читательские вкусы студентов ФРЛ, а также убедило нас в том, что внимательный анализ любовного конфликта в художественном произведении помогает глубже проникнуть не только в мир героев, но в художественный замысел творца. Именно это последнее обстоятельство особенно важно для будущего учителя-словесника.

Оценка результатов ролевой игры проводилась по следующим критериям:

- результативность выбранной тактики поведения;

- эффективность использования речевых жанров в ситуации любовного конфликта;

- уместность невербального поведения участников.

СКАЗАТЬ, КАК ОРГАНИЗОВЫВАЛАСЬ ИГРА! КАК РАСПРЕДЕЛЯЛИСЬ РОЛИ!!!

При анализе мы выяснили, что участники эксперимента овладели умениями эффективно применять конструктивные жанры в ситуации любовного конфликта, умело пользоваться конструктивными тактиками, а также следить за своими жестами, мимикой и положением в пространстве.