Обобщая эти данные, подчеркнем, что почти для каждого человека слова «любовь» и «любить» значат нечто особенное, личное и сокровенное. Чрезвычайно мало людей совпадает во мнениях относительно этих понятий. А если совпадения есть, то они основаны, скорее, на заштампованности и узости человеческого мышления.
Анализ литературы позволяет констатировать, что на сегодняшний день существует множество определений любви и ряд концепций любви. В частности, разработкой данной проблемы занимались Аристотель, Платон, Омар Хайям, Дж. Бруно, З. Фрейд, Э. Фромм, Вл. Соловьев, И. С. Кон, Р. Стернберг, Т. Кемпер. А. Маслоу и многие другие.
Как показало изучение доступных нам источников, каждая концепция имеет свои особенности. Поэтому в данном параграфе мы систематизируем найденную информацию и представим ее в качестве основы экспериментального обучения приемам бесконфликтного любовного общения. Таким образом, данный параграф будет содержать:
- определение любви с психологической, философской и лингвистической точек зрения;
- различные классификации любовных отношений.
1.1. Лексическая, философская и психологическая основы понятия «любовь»
Изучив ряд теоретических источников, мы выяснили, что в психологии, в философии, в лексикологии даются разные определения любви.
Любовь – в самом общем смысле — отношение к кому-либо, чему-либо как безусловно ценному, объединение и соединенность с кем, чем воспринимается как благо (3).
В более узком и собственном смысле слова любовь – это именно отношение к другой личности (сюда не следует относить разнообразные эмоциональные состояния, связанные с привязанностью или страстью к различным вещам, отношениям или опытам, например, сластолюбие, сребролюбие, властолюбие и т.д.) (3).
Мы можем встретить разные представления о любви и разные значения самого слова «любовь». Этим словом могут обозначаться: эротические или романтические переживания, связанные с сексуальным влечением и сексуальными отношениями с другим человеком; особого рода интимная связь между любовниками или супругами; привязанность и забота в отношениях к родным и родственникам, а также к близким людям (родственным душам); восхищение и благоговение перед авторитетом – человеческим (индивидуальным или коллективным) или сверхъестественным; благожелательность и милосердие в отношении к другому как ближнему.
Различным значениям, выражаемым в современных европейских языках, как правило, одним словом «любовь», в древних языках соответствовали специальные термины, обозначавшие чувственную любовь-желание, дружелюбие, любовь-милосердие.
Одна из первых классификаций форм любви восходит ещё к её пониманию в античной греческой философии: эрос – стихийная, восторженная влюблённость, в форме почитания, направленного на объект любви; филиа – любовь-дружба или любовь-приязнь по осознанному выбору; сторгэ – любовь-нежность, семейная; агапэ – жертвенная любовь.
В живых европейских языках также имеются различные понятия и термины, аналогичные вышеприведенным, например, в русском – вожделение, дружелюбие, сострадание, жалость, милосердие, благоговение. Это допустимое совмещение различных значений в одном слове «любовь» отражает интуицию глубокого родства между этими различными опытами душевной и духовной активности человека.
В различных толковых словарях (6; 13; 32; 40; 46) мы нашли отличные друг от друга определения.
В частности, в толковом словаре русского языка под редакцией С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой (32) даны 2 значения: любовь – 1. Чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения. 2. Склонность, пристрастие к чему-нибудь.
В другом словаре (40) даны 3 значения понятия «любовь»: 1. Чувство глубокой привязанности к кому-либо, чему-либо. Чувство расположения, симпатии к кому-либо. 2. Чувство горячей сердечной склонности, влечение к лицу другого пола. О человеке, внушающем такое чувство. Любовные отношения. 3. Внутреннее стремление, влечение, склонность, тяготение к чему-либо. Пристрастие к чему-либо, предпочтение чего-либо.
Но, на наш взгляд, в этих словарях нет такого определения, которое бы полностью отражало многоплановость и многоаспектность рассматриваемого понятия.
Наиболее полное определение любви мы обнаружили в толковом словаре русского языка под ред. профессора Д. Н. Ушакова (46). В этом определении, по нашему мнению, учтены все аспекты данного понятия. И мы, вслед за Д. Н. Ушаковым, будем понимать под любовью – 1. Чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовность отдать свои силы общему делу.// Такое же чувство, основанное на взаимном расположении, симпатии, близости.// Такое же чувство, основанное на инстинкте. 2. Такое же чувство, основанное на половом влечении; отношении двух лиц, взаимно связанных эти чувством. 3. Человек, внушающий это чувство. 4. Склонность, расположение или влечение к чему-либо.
В нашей работе мы будем рассматривать любовь в 1 и 2 значениях.
Но, кроме лексического значения понятия «любовь», необходимо обратить внимание на психологическое и на философское осмысление данного понятия. Это наиболее важный аспект исследования, поскольку любовь – это эмоциональное чувство, свойственное человеку, глубокая, самоотверженная и интимная привязанность к другому человеку или объекту; сложный психологический феномен, возникающий как столкновение индивидуума и социума, низменного и возвышенного, духовного и телесного начала. Любовь рассматривается и как философская категория, в виде субъектного отношения, интимного избирательного чувства, направленного на предмет любви.
Психологи и философы (19, 22, 29, 30, 31, 44, 45, 50) подчеркивают, что любовь – это чувство, которому невозможно дать точное и безоговорочное научное определение. Это духовная материя, которую человек может до конца не осознавать.
Далее мы обратимся к выявлению различий между трактовками данного явления в древности и в современности, чтобы выяснить для себя, как менялось отношение к любви с течением веков и как она определяется сегодня.
Двадцать четыре века назад Платон создал первую в человеческой культуре философию любви; она была крупным шагом в постижении человеческой любви, а позднее стала истоком для большинства любовных теорий (54, С. 370).
Любовь для Платона – двойственное чувство, она соединяет в себе противоположные стороны человеческой природы. В ней живет тяга к прекрасному и чувство чего-то недостающего, ущербного, стремление восполнить то, чего у человека нет. Любовь несет человеку и пользу и вред, дает ему зло и добро. Она таится в самой природе человека, и нужна для того, чтобы исцелить изъяны этой природы. Любовь — это сила, влекущая половины, оставшиеся после наказания богов, к воссоединению (54, С. 371).
Античное представление о любви несколько отличается от современных трактовок.Алёна, а почему перепрыгнули сразу к современным теориям, минуя, к примеру, средневековые? Так, например, в основе работ Зигмунда Фрейда лежит взаимосвязь между любовью и сексуальностью. Любовь по Фрейду иррациональное понятие, из которого исключено духовное начало. Любовь низводится к первобытной сексуальности, являющейся одним из основных стимулов развития человека.
Русскому философу Вл. Соловьеву принадлежит определение смысла любви как «оправдания и спасения индивидуальности через жертву эгоизма» (42, С. 250). Любовь понимается Соловьевым как такое отношение между двумя людьми, при котором:
- это отношение одного к другому представляет собой полный и постоянный обмен;
- благодаря этому отношению и посредством его один может вполне утверждаться в другом;
- это отношение построено на взаимодействии и общении;
- оно носит непременно взаимный характер.
Благодаря таким взаимоотношениям, говорит Соловьев, создается новый человек и действительно осуществляется истинно человеческая индивидуальность.
Еще одна знаменательная работа, посвященная в XX веке любви, «Искусство любить» Э. Фромма, который соединил идеи позднего З.Фрейда о либидо и эросе с классическими философскими представлениями о любви. Любовь, говорит Фромм, как бы откликаясь на мысль, высказанную Соловьевым, это объединение с другим человеком при условии сохранения обособленности и целостности самого себя (50, С. 134). Способность человека любить зависит от меры развития им собственной личности в ее целостности.
Мы рассмотрели несколько определений любви, несколько взглядов, но в каждом из них красной нитью прослеживается нечто общее: любовь сильное чувство, которое позволяет человеку давать другому необходимое и получать нужное для себя.
О понятии «любовь» можно рассуждать бесконечно, приводя в пример различные трактовки данного термина. Некоторые из представлений о любви (Р. Мэйя, Р. С. Немова и И. С. Кона), которые не вошли в данный параграф, мы сочли нужным включить их в экспериментальную часть исследования.
Исходя из того, что само понятие любви является многомерным и разноплановым для описания, мы посчитали необходимым определить ту разновидность любовных переживаний, которая составляет содержание именно любовного конфликта.
1.2. Классификации любовных отношений
Многими исследователями, как в философии, так и в психологии делались неоднократные попытки предложить различные классификации любовных переживаний и выделить виды любви.