Обзор научной литературы свидетельствует о том, что наиболее значимыми авторами, предпринявшими попытку классифицировать любовные отношения, являются: Р. Стернберг, Т. Кемпер, Э. Фромм. К анализу этих концепций мы обратимся ниже для того, чтобы более полно раскрыть понятие любви.
Трехкомпонентная теория любви Р. Стернберга
Р. Стернберг (30, С. 117) говорил о том, что любовь имеет три составляющих.
Первая составляющая – интимность. Это чувство близости, которое любящие люди испытывают по-разному: это и желание сделать жизнь любимого человека лучше, и чувство удовольствия оттого, что он находится рядом, это и готовность прийти ему на помощь в трудную минуту расчет на то, что он поступит также. Интимность проявляется и в общих интересах, мыслях, чувствах и готовности ими поделиться.
Вторая составляющая – страсть. Это физическое влечение, приводящее к сексуальным отношениям. Но страсть базируется не только на сексуальных потребностях, в нее входят и компоненты близости, такие, как потребность в принадлежности к кому-то, потребности в поддержке, потребность в самоуважении.
Третья составляющая – обязательство. Один партнер принимаем на себя некие обязательства перед другим человеком – решает, что он является для него особенным, сохраняет ему верность и т. п.
Все перечисленные составляющие любви могут присутствовать в ней в различной степени выраженности. В зависимости от того, как эти три составляющие комбинируются, можно выделить следующие виды любви.
- Симпатия. В ней присутствует интимность, а страсть и обязательства отсутствуют.
- Страстная любовь. Здесь присутствуют только компонент страсти, интимность и обязательства отсутствуют.
- Придуманная любовь. Такая любовь часто встречается в подростковом возрасте. Она предполагает наличие обязательств, принятых только с одной стороны, и исключает интимность и страсть.
- Романтическая любовь. Такая любовь чаще встречается в юности. В ней присутствуют интимность и страсть, но ей недостает ответственности зрелого человека, так как в ней отсутствуют обязательства.
- Любовь-товарищество. В такой любви присутствует интимность и обязательства, а компонент страсть не выражен.
- Слепое увлечение. Предполагает страсть и обязательства, но интимность в ней отсутствует.
- Совершенная любовь. В ней ярко выражены все три компонента.
Другой распространенной классификацией является классификация Т. Кемпера (30, С. 119) основанием для выделения различных видов любви здесь выступают различные сочетания двух факторов – власти и статуса. Власть – это способность силой заставить партнера сделать то, что ты хочешь, или возможность наказывать партнера. Статус – это желание идти навстречу требованиям партнера, т.е. желаемый результат достигается не благодаря силе, а благодаря положительному отношению партнера. Т.Кемпер выделяет семь видов любви.
- Романтическая любовь. Партнеры в равной степени обладают и статусом, и властью по отношению друг к другу. Это любовь яркая, страстная, мучительная и трагическая одновременно.
- Братская любовь. Партнеры обладают высоким статусом и не обладают властью. В такой любви каждый готов уступать и идти навстречу друг другу. Нет принуждения, отсутствует ревность.
- Харизматическая любовь. Один партнер обладает статусом и властью, другой – только статусом.
- Измена. Один партнер обладает властью и статусом, а второй – только властью.
- Безответная любовь. Один из партнеров обладает статусом и властью, а другой не обладает ни тем, ни другим.
- Детско-родительская любовь. Один партнер обладает высоким статусом, но низкой властью (ребенок), другой – низким статусом (так как любовь к нему еще не сформировалась), но высокой властью (родитель).
Данная классификация интересна тем, что подчеркивает момент несвободы и отрицательных переживаний в любви, что связано с компонентом власти.
Следующая теория, которая привлекла наше внимание, – концепция Э. Фромма (19, 30, 50).
Любовь рассматривалась им как способ противостояния обезличиванию, отчуждению человека от природы и других людей, острому чувству одиночества, потере гармонии с миром. Из возможных путей преодоления одиночества – конформизма и соглашательства, труда и развлечения, плодотворной творческой активности и сотрудничества с другими людьми и любви – психологически оправданными являются лишь два последних. Однако в рыночном обществе потребления, где человек оказывается отчужден от продуктов своего труда, активная творческая деятельность и сотрудничество оказываются невозможными. Второй путь обретения гармонии человека с природой и миром – путь любви – признается единственно возможным и универсальным. В силу своей биологической природы и полярности полов в эротической любви человек направлен на реинтеграцию с природой через полное слияние и соединение с другим человеком, мужчины с женщиной.
Фромм выделяет различные виды любви:
- эротическую – любовь между мужчиной и женщиной;
- братскую, выступающую как идеал отношений между людьми, основанных на уважении, равноправии и сотрудничестве;
- материнскую, пронизанную заботой и ответственностью, это любовь безусловная, иррациональная, любовь к слабому, где преобладает стремление отдавать;
- любовь к себе, отсутствие любви не позволяет человеку стоить отношения любви с другими, поскольку не способный любить не может дать любви другому;
- любовь к Богу, воплощающую в себе утверждение во всех формах ее проявления.
Фромм считает, что способность человека любить не дана от природы. Это искусство, которым надо овладеть. Любовь формируется прижизненно, и то, какой она будет, определяется свободным выбором каждого. Общество предлагает для выбора два модуса жизнедеятельности (иметь или быть) и соответствующие им два модуса любви: любовь как обладание и любовь как бытие.
Первый модус – любовь как обладание – характерен для общества потребления, где действует принцип «все на продажу». Любовь выступает своеобразным денежным эквивалентом обмена услугами и товарами, становится предметом купли-продажи.
Второй модус – любовь как бытие – творческая, активная любовь, обеспечивающая условия для личностного роста обоих партнеров.
Так же Фромм выделяет зрелую и незрелую любовь, что связано с личностной зрелостью или незрелостью любящего.
Незрелая любовь, с точки зрения Э. Фромма, – это влюбленность. Кратковременное переживание, очень сильное, но непрочное.
Зрелая любовь предполагает сохранение целостности человека. Два человека существуют отдельно, сохраняя собственную индивидуальность, разделяя при этом жизнь. Такая любовь помогает человеку одиночество и вместе с тем позволяет сохранить себя. Зрелая любовь активна и деятельна. Это не «впадение» в любовь, а пребывание ней. Любовь – это, прежде всего, готовность давать, а не получать.
Фромм связывал полное решение проблемы освобождения от одиночества в способности человека к зрелой любви.
Зрелая любовь предполагает выполнение ряда функций по отношению к любимому человеку.
1. Забота. Эта деятельность предполагает заинтересованность в благополучии жизни партнера.
2. Ответственность. Нести ответственность – означает быть способным и готовым ответить на запрос другого человека.
3. Уважение. Уважать другого – значит быть внимательным и видеть другого таким, какой он есть, видеть его индивидуальность.
Так же Фромм говорит о практике любви, которая требует следующего.
- Дисциплины и терпения. Человек не прекращает учиться любви, несмотря на неблагоприятные внешние обстоятельства.
- Сосредоточенность. Для этого человеку необходимо учиться находиться наедине с самим собой. Одна из важных способностей любви – это умение быть одному, не испытывая при этом страха или тревоги.
- Предельная заинтересованность, которая предполагает умение сосредоточиваться на партнере, т.е. умение слушать и слышать.
- Умение быть в настоящем, «быть здесь и сейчас». В противном случае общение превращается в контакт со своим прошлым опытом, либо с будущим.
- Способности чувствовать самого себя. Зрелый человек доверяет своему телу и своим ощущениям, допускает появление негативных чувств и эмоций, которые не перечеркивают весь опыт общения с любимым человеком.
Таким образом, способность к любви, по Э. Фромму, связана с личностной зрелостью человека, т. е. его индивидуальными качествами.
Итак, мы рассмотрели различные толкования любви, философские и психологические трактовки этого понятия и различные концепции видов любви. Эти сведения чрезвычайно важны в целом для коммуникативной культуры и культурологической компетенции студентов-филологов.
Мы выяснили, что «основа всех видов человеческой любви – это отношение к другому человеку как к самому себе: такое состояние души, когда все в нем так же дорого подсознанию, как ты сам».
Но, проанализировав все эти сведения, мы пришли к выводу, что нет ни одного упоминая о разногласиях в любви, о том, влюбленные нередко сталкиваются с разнообразными противоречиями. Поэтому в следующем параграфе мы обратимся к понятию «любовный конфликт», охарактеризуем основные причины таких конфликтов и рассмотрим любовный конфликт с точки зрения его жанрового своеобразия. В экспериментальном обучении и в анализе его результатов особое внимание будет обращено именно на данные аспекты настоящего дипломного исследования.
2. Любовный конфликт как коммуникативное явление
В доступной нам литературе нам не удалось найти исследования по вопросам любовных конфликтов. Большинство работ таких авторов, как С. В. Ковалев, Л. А. Петровская, В. А. Сысенко и др., посвящены психологии семейных отношений и разработке вопросов по супружеским конфликтам (выявление причин, структуры конфликтов и др.). В нашей работе мы рассматриваем понятие любовного конфликта как более узкое, чем семейный конфликт. Семейный конфликт – это не только разногласия между супругами. Часто в нем принимают участие все члены семьи. Кроме этого, перечень причин семейного конфликта гораздо шире, чем у любовного, и включает в себя и бытовые проблемы, и разногласия по поводу воспитания детей, и материальные проблемы, и пр.