Данную тактику поведения продемонстрируем на примере. Данный пример также взят из произведения И. А. Бунина «Галя Ганская».
Я хотел кинуться за ней, но удержался: нет, пусть придет в себя, вечером отправлюсь в Отраду, скажу, что не хочу огорчать её, в Италию не еду, и мы помиримся.
После того, как Галя применила тактику избегания и ушла, молодой человек решил уступить требованиям своей возлюбленной, но его гордость не позволила сразу пойти на уступку.
Достаточно эффективным способом разрешения конфликтов является компромисс между его участниками, сориентированными на поиск взаимоприемлемого решения проблемы путем взаимных уступок. Именно так поступают герои повести А. И. Куприна «Олеся» в ситуации, когда главный герой предлагает Олесе выйти замуж, а она мягко отказывается.
- Солнышко мое! - с глубокой нежностью произнесла Олеся. - Уж за одни твои слова спасибо тебе... Отогрел ты мое сердце... Но все-таки замуж я за тебя не пойду... Лучше уж я так пойду с тобой, если не прогонишь... Только не спеши, пожалуйста, не торопи меня. Дай мне денька два, я все это хорошенько обдумаю... И с бабушкой тоже нужно поговорить.
Олеся идет на уступку по отношению к своему возлюбленному и просит его о взаимной уступке, что и делает герой. Героиня очень мягко выражает свое требование и ясно дает понять, что его требования она удовлетворит.
Сотрудничество как поиск решений, в максимальной степени отвечающего интересам обоих партнеров, не только позволяет успешно преодолеть противоречия, но и способствует личностному росту участников конфликта, повышает общий уровень их коммуникативной компетентности, открывая принципиально новый способ взаимодействия в конфликтной ситуации.
Рассмотрим эту тактику на примере, где герои встретились через много лет после разлуки, и их любовь вспыхнула с новой силой. Героиня обвиняет мужчину в том, что он тогда бросил ее.
ОН. Бедная моя девочка. Совсем запуталась. Половинки – серединки. Всё хорошо, Машенька. Всё будет хорошо, девочка моя. Ты разведёшься...
ОНА. И ты?
ОН. И я разведусь. И ты мне ребёнка родишь, мы с тобой родим, чтобы уж похож – так похож, без всяких там фотографий.
ОНА. Рожу, легко (А. Богачева «За стеклянными дверями…»).
Оба героя демонстрируют готовность к сотрудничеству, к поиску оптимального решения для обоих. Они обсуждают сложившиеся противоречия и приходят в конце к конструктивному разрешению своего конфликта.
Исходя из сказанного, наиболее приемлемыми для конструктивного разрешения конфликта, на наш взгляд, являются такие тактики поведения как компромисс и сотрудничество. А уступчивость, избегание или доминирование всегда ограничивают одного партнера в его правах и способствуют лишь повышению конфликтности или деструктивному разрешению конфликта.
И конструктивные и деструктивные тактики поведения в любовном конфликте находят своё воплощение в конкретных речевых жанрах. Обратимся к характеристике жанрового наполнение любовных конфликтов.
2. 2. Жанровое своебразие любовных конфликтов
Любовный конфликт реализуется в конкретной речевой ситуации, в результате чего он оформляется в различные типы высказываний, которые называются речевыми жанрами. Проблемой их изучения занимались М. М. Бахтин, В. В. Дементьев, А. Е. Земская, В. И. Карасик, А. К. Михальская, М. Ю. Федосюк, Т. В. Шмелева и др. Мы будем придерживаться традиционного определения речевых жанров, данного М. М. Бахтиным, и называть ими «относительно устойчивые типы высказываний, соответствующие определенному типу речевых ситуаций» (4; С. 237). Богатство и разнообразие речевых жанров необозримо, потому что неисчерпаемы возможности разнообразной человеческой деятельности и потому что в каждой сфере деятельности целый репертуар речевых жанров.
Из всего многообразия подобных высказываний к жанрам любовного конфликта, по нашим наблюдениям, относятся: извинение, комплимент, насмешка, обвинение, обещание, оправдание, признание в любви, просьба, требование, угроза, упрёк, утешение и др. Жанровое своеобразие любовного конфликта не исчерпывается перечисленным, однако далее мы остановимся на характеристике данных речевых жанров как наиболее часто встречающихся в ситуациях любовного конфликта, охарактеризуем их, определим особенности их функционирования.
Жанры любовного конфликта мы поделили на два типа: конструктивные и деструктивные в зависимости от тактики поведения коммуникантов.
Конструктивные жанры используются для благополучного разрешения конфликта. В результате использования данных жанров сохраняются теплые любовные отношения; участники любовного конфликта находят для себя компромиссное решение, удовлетворяющее интересы обоих; наступает улучшение эмоционального климата в отношениях и эмоционального статуса каждого участника конфликта; укрепляются отношения между людьми, улучшается взаимопонимание и возрастает способность эффективно разрешать новые конфликты.
Исходя из анализа образцов ситуаций любовных конфликтов, мы выявили, что наиболее распространенным конструктивным жанрам относятся: комплимент, извинение, утешение, оправдание, обещание, просьба, признание в любви.
Деструктивные жанры, напротив, способствуют неблагоприятному разрешению конфликта, а именно к разрыву отношений. Вследствие применения таких жанров проблема (причина конфликта) не решается, происходит либо подчинение одним участником конфликта другого, силовое навязывание своего варианта решения проблемы, либо решается формально, либо наблюдается уход от проблемы; сохраняется эмоциональная напряженность партнеров; происходит взаимное отчуждение, дистанцирование; у участников конфликта возрастает чувство тревоги, безысходности, которые могут привести к психологическим срывам.
К деструктивным жанрам мы относим: упрёк, обвинение, угроза, оскорбление, насмешка, требование и др.
Подробно охарактеризуем жанровые формы, реализуемые в ситуации любовного конфликта.
Проанализировав ряд работ по теории речевых жанров, изучив образцы любовных конфликтов, мы выявили жанрообразующие параметры перечисленных выше жанров.
Из общеизвестных оснований для описания речевых жанров (53, С.88-98) мы выбрали следующие факторы: сферы использования; коммуникативной интенции; адресанта; адресата; содержания; оригинальности / неоригинальности; подготовленности речи; формальной организации.
Охарактеризуем жанры любовного конфликта с учетом перечисленных параметров.
Фактор сферы использования. Любовный конфликт всегда происходит между людьми, находящимися в очень близких отношениях, поэтому ситуация любовного конфликта, как правило, реализуется в неофициальной обстановке, например, в доме, в саду и др. Немаловажно и то, что влюбленные чаще предпочитают решать свои конфликты наедине, без свидетелей (родственников, друзей, случайных прохожих). Развитие любовных конфликтов в официальных и полуофициальных ситуациях - признак плохого тона.
Анализ образцов ситуаций любовного общения показал, что любовный конфликт всегда происходит в каком-либо закрытом пространстве и всегда без третьих лиц. Исключением, когда любовный конфликт развивается на глазах других людей и в официальной обстановке, может служить любовный конфликт из к/ф «Служебный роман» (см. Приложение 3.1.). Но эта обстановка объяснима тем, что сами отношения между людьми зародились на рабочих местах и развитие получили именно в стенах предприятия. А сотрудники изначально были свидетелями этих отношений.
Фактор коммуникативной интенции. Обращение людей к тому или иному жанру в ситуации любовного общения, как правило, всегда мотивировано. Однако специфика данных жанров состоит в том, что они совмещают в себе разные интенции, поэтому выделить высказывания, выполняющие только одну функцию, сложно. Как правило, жанры любовного конфликта, имея комплексный характер воздействия на адресата, используются в качестве аргументации, намека, поучения, шутки, совета, просьбы, оскорбления, упрека и т. д.
Приведем пример.
Любовный конфликт между Кити и Левиным произошел из-за того, что Константин приревновал свою жену к Весловскому. Когда Кити объяснила мужу, о чем она говорила с гостем, Левин сначала извинился за свою глупую ревность, а потом произнес:
– Нет, так я, напротив, оставлю его нарочно у нас всё лето и буду рассыпаться с ним в любезностях, – говорил Левин, целуя её руки. – Вот увидишь (Л. Н. Толстой «Анна Каренина»).
В данном случае фраза Левина сочетает в себе элементы извинения и обещания. Кроме этого, Константин в это же время уверяет себя, что он был не прав по отношению к Весловскому.
Приведем еще один пример:
Конфликт между Женей и ее возлюбленным находится на стадии завершения. Они, чтобы сгладить совместную вину, делают друг другу взаимные комплименты.
Ж. Мне нравится твой серьезный подход, сразу видно настоящего мужчину. Это такая редкость. Сейчас, вокруг одни самцы. Кроме тела вообще ничего не видят. А ты не такой. Ты - мечта любой женщины.ТОЧКИ ВЫНЕСТИ ЗА СКОБКИ!!! (Г. Павленко «Большие мелочи любви»)В этом примере Женя хочет загладить свою вину перед любимым с помощью похвальных, комплиментарных фраз. Но помимо этого, она делает упрек всем остальным мужчинам и тем самым выделяет своего возлюбленного среди них, подчеркивая, что он – редкостный мужчина в современном мире.
Рассмотрим следующий пример:
Любовный конфликт из рассказа А. П. Чехова «Супруга». Николай Евграфыч обнаружил письмо от любовника своей жены. Супруг говорит жене, что она свободна. Но жена хочет лишь поразвлечься в Европе с Рисом, потом вернуться к мужу в Россию. Но Николай Евграфыч говорит, что он подает на развод. А супруга отказывается и объясняет, почему не хочет развода.