Смекни!
smekni.com

Риторика любовных конфликтов. Анализ результатов опытного обучения студентов бесконфликтному общ (стр. 9 из 25)

Жирным шрифтом выделены фрагменты, которые являются оправданиями.

Кабанов собирается уехать из города по делам, а жена просит его не уезжать или же взять ее с собой.

Катерина (кидаясь на шею мужу). Тиша, не уезжай! Ради бога, не уезжай! Голубчик, прошу я тебя!

Кабанов. Нельзя, Катя. Коли маменька посылает, как же я не поеду!

Катерина. Ну, бери меня с собой, бери!

Кабанов (освобождаясь из ее объятий). Да нельзя.

Катерина. Отчего же, Тиша, нельзя?

Кабанов. Куда как весело с тобой ехать! Вы меня уж заездили здесь совсем! Я не чаю, как вырваться-то; а ты еще навязываешься со мной.

Катерина. Да неужели же ты разлюбил меня?

Кабанов. Да не разлюбил, а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь! Ты подумай то: какой ни на есть, я все-таки мужчина; всю жизнь вот этак жить, как ты видишь, так убежишь и от жены. Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне? (А. Н. Островский «Гроза»)

Тихон объясняет Катерине, что уехать его просит мать, что он не может ее взять с собой, потому что устал от неволи и хочет отдохнуть. Речь героя логична, в ней точно сформулированы все причины того, почему он должен уехать один.

Именно логичность, стройность мысли, четкая формулировка своих мыслей являются залогом успешного оправдания.

Приведем еще один пример из романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина».

Конфликт между Анной и Вронским произошел из-за того, что Каренина, вопреки предупреждениям Алексея, поехала в театр, где на нее осуждающе смотрели и говорили, что она падшая женщина. Когда Анна вернулась домой, она обвинила Вронского в том, что он виноват в том, что она находится в таком положении.

– Анна, – сказал он.

– Ты, ты виноват во всем! – вскрикнула она со слезами отчаяния и злости в голосе, вставая.

Я просил, я умолял тебя не ездить, я знал, что тебе будет неприятно…

– Неприятно! – вскрикнула она. – Ужасно! Сколько бы я ни жила, я не забуду этого. Она сказала, что позорно сидеть рядом со мной.

Шрифтом выделено оправдание.

Вронский оправдывается перед возлюбленной, отмечая, что он предупреждал о последствиях ее выезда в свет.

В данном случае три раза повторяется местоимение я, таким образом, Алексей пытается усилить оправдательный эффект, подразумевая, что он сделал все возможное, чтобы удержать Анну от этого шага. И, по сути, перекладывает вину на нее, потому что именно она не прислушалась к его советам. Анна же не воспринимает его оправдание, и приводит еще доводы, чтобы Алексей чувствовал себя еще более виноватым.

Оправдание должно содержать в себе весомые аргументы, чтобы адресат поверил другому партнеру, и разногласия были решены.

Признание в любви – речевой жанр, содержащий в себе слова любви, как доказательства истинности чувств.

Именно этот речевой жанр является уникальным, поскольку его можно употреблять только в семейных конфликтах, и, в частности, в любовных. Признание в любви – весомый аргумент для каждого партнера, независимо от пола. Выражение своих чувств, откровение перед партнером предполагают ответную реакцию, то есть проявление такого же отношения.

Пример.

Ольга Ивановна и Рябовский находятся в начале своих отношений и этот конфликт произошел из-за того, что она – замужем за Дымовым. Рябовский просит оставить мужа, потому что любит Ольгу Ивановну.

- Я чувствую себя в вашей власти. Я раб. Зачем вы сегодня так обворожительны?

Он всё время глядел на нее, не отрываясь, и глаза его были страшны, и она боялась взглянуть на него.

- Я безумно люблю вас... - шептал он, дыша ей на щеку. - Скажите мне одно слово, и я не буду жить, брошу искусство... - бормотал он в сильном волнении. - Любите меня, любите...

- Не говорите так, - сказала Ольга Ивановна, закрывая глаза. - Это страшно. А Дымов?

- Что Дымов? Почему Дымов? Какое мне дело до Дымова? Волга, луна, красота, моя любовь, мой восторг, а никакого нет Дымова... Ах, я ничего не знаю... Не нужно мне прошлого, мне дайте одно мгновение... один миг! (А. П. Чехов «Попрыгунья»)

В первом случае шрифтом выделено само признание в любви. Это высказываний состоит из рядовой фразы «Я люблю тебя», но усилена наречием «безумно», которое выражает степень чувства мужчины. А во втором случае признание в любви лишь подразумевается, поскольку Рябовский говорит, что нет мужа, а есть лишь любовь, восторг и пр. Герой просит возлюбленную любить его, подарить ему это чувство, рассказать и показать его, но Ольга Ивановна не произносит слов любви, поскольку до конца их еще не поняла, и к тому же, ее держат узы брака.

Рассмотрим другой пример из пьесы Г. Павленко «Большие мелочи любви» (см. описание ситуации на с.40).

Жених бросил Женю прямо перед загсом и лишь позвонил и сказал, что улетает из города. Истинных причин своего поведения он так и не объяснил. А Женя просит его остаться, поскольку ждет ребенка.

Ж. Как пока! Стой! Подожди! Не вешай трубку! Слышишь!?Он. Слышу. И что?Ж. Если у тебя что-то случилось, и ты не хочешь говорить - не говори, но приезжай. Он. У меня все нормально…Ж. (перебивает его) Нормально!? У тебя все нормально!? Я ребенка твоего ношу, а ты мне такое говоришь! И это ты называешь нормально!? (берет себя в руки) Ну миленький, ну я тебя очень прошу. Приедь ко мне. Все будет хорошо. Я все для тебя сделаю. Только приедь. Я же тебя люблю, люблю. Слышишь!? Люблю!!!

Он. Женя, все, я выключаюсь. Уже посадку объявили.

В этом случае уже героиня признается в любви, пытаясь тем самым вернуть жениха, но попытка не удалась. Женя употребляет клишированные высказывания «Я люблю тебя». Слово «люблю» она повторила три раза для того, чтобы усилить воздействие на адресата. Для этой же цели она употребила и ласковое обращение «миленький».

В большинстве образцов мы нашли такие признания в любви, которые не отличаются высотой и истинной глубиной чувств. В основном используются такие клише, как «Я тебя люблю…, Люблю…, Я полюбил тебя за … и т. п.».

Но в следующем примере сила чувства героя раскрыта полностью в его словах, в его признании, которое он сделал не наедине, а перед табором.

Лойко признается Радде в любви и предлагает выйти замуж, но она отказала, между ними даже происходит драка.

- Добро! - молвил Лойко и говорит Радде: - Ну, девушка, послушай меня немного, да не кичись! Много я вашей сестры видел, эге, много! А ни одна не тронула моего сердца так, как ты. Эх, Радда, полонила ты мою душу! Ну что ж? Чему быть, так то и будет, и... нет такого коня, на котором от самого себя ускакать можно б было!.. Беру тебя в жены перед богом, своей честью, твоим отцом и всеми этими людьми. Но смотри, воле моей не перечь - я свободный человек и буду жить так, как я хочу! - И подошел к ней, стиснув зубы, сверкая глазами. Смотрим мы, протянул он ей руку, - вот, думаем, и надела узду на степного коня Радда! Вдруг видим, взмахнул он руками и оземь затылком - грох!..

Что за диво? Точно пуля ударила в сердце малого. А это Радда захлестнула ему ременное кнутовище за ноги, да и дернула к себе, - вот отчего упал Лойко.АВТОР? ПРОИЗВЕДЕНИЕ НЕ УКАЗАНЫ!!!

Шрифтом выделено признание Лойко в любви и предложение выйти за него замуж, как доказательство своего чувства. В речи Зобара нет слова «люблю», но оно подразумевается. Он подчеркивает, что ни одна девушка не тронула его сердца, кроме Радды. Глубина чувства подчеркивается и тем, что Лойко говорит это перед отцом Радды и своим народом. Это говорит о том, что он честен и искренен, и что он не стесняется своих чувств.

В итоге подчеркнем, что признание в любви должно отражать истинные глубокие чувства, нельзя говорить о любви, если до конца еще не чувствуешь ее.

И последний, из рассматриваемых нами конструктивных жанров, – просьба.

Просьба – речевой жанр, в котором содержится прошение в чем-либо.

Пример.

Рябовский пишет солнечный пейзаж, а солнца нет несколько дней. Ольга Ивановна предлагает ему закончить картину, где изображен пасмурный день. Молодой художник резко отвергает это предложение.

– Как ты ко мне переменился! – вздохнула Ольга Ивановна.

– Ну, и прекрасно.

У Ольги Ивановны задрожало лицо, она отошла к печке и заплакала.

– Да, недостаточно только слез. Перестаньте! У меня тысячи причин плакать, однако же, я не плачу.

– Тысячи причин! – всхлипнула Ольга Ивановна. – Самая главная причина, что вы уже тяготитесь мной. Да! – сказала она и зарыдала. – Если говорить правду, то вы стыдитесь нашей любви. Вы всё стараетесь, чтобы художники не заметили, хотя этого скрыть нельзя, и им всё давно уже известно.

Ольга, я об одном прошу вас, - сказал художник умоляюще и, приложив руку к сердцу, - об одном: не мучьте меня! Больше мне от вас ничего не нужно!

– Но поклянитесь, что вы всё ещё любите!

– Это мучительно! – процедил сквозь зубы художник и вскочил. – Кончится тем, что я брошусь в Волгу или сойду с ума! Оставьте меня! (А. П. Чехов «Попрыгунья»)

В данном фрагменте представлена одна просьба (выделена жирным шрифтом). Рябовский просит возлюбленную не мучить его слезами и упреками. Эта просьба произнесена с умоляющей интонацией, что говорит об искренности слов.

Стандартные фразы при просьбе: «Прошу…, Прошу вас…, Умоляю…, Пожалуйста…, Будьте любезны… и т. п.»

В следующем примере рассмотрим другую просьбу.

Любовный конфликт между Оксаной и Вакулой. Он влюблен в нее и хочет близко с ней общаться, но Оксана не хочет, поскольку думает, что кузнец ей не пара.

- Зачем ты пришел сюда? - так начала говорить Оксана. - Разве хочется, чтобы выгнала за дверь лопатою? Вы все мастера подъезжать к нам. Вмиг пронюхаете, когда отцов нет дома. О, я знаю вас! Что, сундук мой готов?

- Будет готов, мое серденько, после праздника будет готов. Если бы ты знала, сколько возился около него: две ночи не выходил из кузницы; зато ни у одной поповны не будет такого сундука, Железо на оковку положил такое, какого не клал на сотникову таратайку, когда ходил на работу в Полтаву. А как будет расписан! Хоть весь околоток выходи своими беленькими ножками, не найдешь такого! По всему полю будут раскиданы красные и синие цветы. Гореть будет, как жар. Не сердись же на меня! Позволь хоть поговорить, хоть поглядеть на тебя!