Важное различие между Хинаяной и Махаяной заключается в том, что Хинаяна полностью отвергает путь к спасению для не монахов, которые добровольно отвергли мирскую жизнь. В Махаяна важную роль культ бодистав - индивидов, уже способных войти в нирвану, но окрадывающих достижение конечной цели из-за того, чтобы помочь в ее достижении и другим, необязательно монахам, заменив тем самым требование ухода от мир призывом к воздействию на него.
Ранний Буддизм отличается простотой обрядности Ее главным элементом является: культ Будды, проповедь, почитание святых мест, связанных с рождением, просветлением и смертью Гаутамы, поклонение ступам - культовым сооружениям, где хранятся реликвии Буддизма. Махаяна к культу Будды добавила почитание бодистав, тем самым усложнилась обрядность: были введены молитвы и разного рода заклинания, стали практиковаться жертвоприношения, возник пышный ритуал.
Буддизм и искусство. Обширный круг разнообразных художественных памятников, связанных с буддийским культом, сложился на протяжении древности средних веков. Буддийские иконографические образцы и сюжеты повсюду переплетались с традициями местных культур. На родине Будды в Индии возникли древнейшие памятники искусства, связанные с Буддой, сложились иконографические традиции, круг символических представлений и образов.
Основные типы буддийских сооружений: пещерные храмы (где получил развитие своеобразный синтез архитектуры, скульптуры и живописи), а также ступы, строившиеся в честь легендарных событий жизни Будды и как хранилища священных реликвий. Пещерные храмы и подобные ступам памятники (пагоды, дагабы, суборгана, чортоны, тхаты) широко распространились в древних странах. В Китае, Японии, Карее сложились разнообразные типы деревянных храмов, развилась не только монументальная, но и станковая живопись с буддийскими сюжетами. С Буддой связаны грандиозные каменные святилища и храмовые ансамбли Индонезии, Камбоджи и другие монастырские комплексы Индии, Бирмы, Непала и другие ансамбли ламаистских монастырей в Тибете, Монголии, Бурятии и др.
В раннем буддизме вместо Будды изображались многочисленные символы: колесо, лань, лев, священное дерево, - связанные древней индийской космогонией. Изображение Будды как человека появились лишь в начале н.э. в искусстве Гандхары и Матхуры(Индии) и впоследствии получили разнообразное претворение в скульптуре и живописи многих стран. С распространением Махаяны буддийская иконография обогатилась изображениями местных добуддийских божеств.
В VI - VII вв. н. э. начался упадок Буддизма в Индии, обусловленный упадком рабовладельческого строя и ростом феодальной раздробленности, к XII - XIII вв. он теряет свои прежние позиции в стране своего возникновения, переместившись в другие районы Азии.
Во многие годы своего существования Буддизм распространился в азиатском регионе, где во многих государствах оказывает сильное влияние на общественную и политическую жизнь. В Лаосе, Камбодже и Таиланде руководство церковью принадлежит главам государств. В странах, где сильно влияние Буддизма, сохраняется множество монахов: достаточно сказать, что в Камбодже монахом является каждый двадцатый мужчина. Буддийские монастыри выступают в качестве крупных учебных заведений, которые являются центрами просвещения и искусства.
В нашей стране Буддизм представлен в основном в качестве Ламаизма. Буддийской религии придерживаются многие народы, населяющие Сибирь. Деятельность ламаистского духовенства возглавляется Центральным Духовным Управление Буддистов, учрежденным собором 1946 г. Председатель управления носит сан бандидо-хамболабы и находиться в Иволгинском дацане (монастыре), расположенным невдалеке от г. Улан - Уде.
Кочетов А.И. Буддизм. М.,Политиздат,1970.
Большая Советская Энциклопедия (Б-В)
Научный атеизм М.,Политиздат,1973.