Плагиат в культурах.
Известно, что плагиат — это умышленное присвоение авторства чужого произведения науки или мыслей или искусства или изобретения (http://wapedia.mobi/ru/Плагиат). Рассмотрим, как менялось отношение плагиата в разных культурах и в разное время.
Для начала определим, в общих чертах, что такое культура, в честь моей прошлой темы, потом очертим человеческую деятельность, поскольку нельзя что-то заимствовать, покуда последнее не создано, и далее свяжем понятие плагиат с копированием, повторением в культурах.
Культура представляет собой сложное целое – продукт человеческой деятельности, привычка человека как члена общества, способ взаимодействия с людьми, культура определяет познанное и познаваемое человеком. Она определяет, что человек познает и будет познавать в соответствии со своими ценностями, моделями поведения и т.д. Через культуру человек создает мир и самого себя. “Вторая природа” включает в себя и акты простого воспроизведения, копирования, поскольку познанное часто остается непознаваемым для другого человека.
Человек, который изобрел колесо, - творец культуры, и вряд ли кто-либо другой сможет стать этим творцом снова и по-настоящему. Человеческая деятельность представляет из себя преобразование природного и стихийного.
Каждый человек по-разному реализует свое творческое начало, с использованием различных культурных форм. Познавательная функция культуры включает в себя возможность объяснения этих форм, а сама культура способна концентрировать
социальный опыт множества поколений людей. Через культуру человек может приобщаться к творческим достижениям многих гениев, обогатиться знанием и творческим опытом, делая их трамплином для нового творчества. Т.о. заимствование опыта одной культуры другой – ни что иное, как обогащение собственной.
Роль гениев велика в любом обществе, особенно в переломные моменты, когда старые идеи уже не удовлетворяют человека. Так как же люди относятся к новым идеям гениев, как гении относятся к использованию многими людьми их идей?
В Древнем Востоке роль гениев также была велика, но здесь своими действиями они должны были подтверждать общественные установки и отказываться от любых форм художественного экспериментаторства, выходящего за пределы предписанных задач. Это связано с глубоким традиционализмом древневосточных культур. Представления народов Древнего Востока твердо сложились еще с незапамятных времен, и поэтому даже искусство, как часть культурной системы, должно было следовать как общекультурным, так и художественным традициям. И повторение было как дань общим традициям, как передача смыслового мира, мироощущения одного поколения другому. Присвоение заслуги создателя традиций, я думаю, невозможно в силу их многовекового существования, сохранение их создания за кем-то – зависит от силы восприятия культурного наследия и действительной принадлежности создания традиций одному человеку.
В Древнем Египте высшей ценностью представлялось знание, которое по мнению египтян приближало к красоте. «Знающего вещи», человека образованного, возносили над всеми остальными людьми, к примеру таковыми в те времена были писцы. «Поучения» гласят: «Углубись в писания и вложи их в своё сердце, и тогда всё, что ты скажешь, будет прекрасным». Мы можем сказать, что повторение слов означало, что ты знаешь истину. Увековечить знак, значение предмета - значило сберечь жизненное начало, мудрость у египтян была тесно связана с умением зафиксировать информацию, с письмом, изобразительным искусством. Художники, писцы сохраняли посредством искусства то кратковременное, что есть в земной жизни. Жажда вечного всегда присутствовала в их культуре, отчего и существовало бальзамирование. Творец работал во имя бессмертия, в основе этой культуры лежит убеждение о том, что в человеке заложен потенциал к бесконечному развитию. Здесь рождается неуёмная жажда самоутверждения, устремлённость к гармонии, к идеалу героя и победителя. Ну а победители чаще всего желают увековечить свои имена, а не имена, присвоивших себе их достижения. Приветствовалось ли присваивание заслуг других людей, думаю, нет.
Античность. Греки видели гармонию в единстве многообразия, важна была внутренняя природа каждой вещи. Гармония же предполагала определенный уклад вещей, поэтому, как и у всех культур в Античности существовали свои каноны, идеалы, например, совершенство духовного и физического в человеке. Период художественного века в Греции ознаменовался периодом художественного ремесла, когда особенно ценились мастера-ремесленники, создающие руками отличительно нового изделия. Так, могу признать, что созданное ценилось, думаю так же, как и человек, который это создал.
Рим. Личные таланты не выдвигались и не культивировались — социальная установка была совсем другая. Идеалом эпохи был мудрый и волевой римлянин Катон — человек практического склада ума, хранитель строгих нравов.
Таким образом, можем отметить, что мир всегда был чуток к авторской славе, хотя и допускал, разрешал заимствования как сюжета произведения, так и полное заимствование отдельных произведений, и мир знает на то множество примеров.
Вспомним, например, Шекспира, о сцене, которую он целиком позаимствовал у другого, он сказал: «Это девка, которую я нашёл в грязи и ввёл в высший свет». Известно, что Шекспир брал у других не только сцены, но и множество отдельных стихов, даже Вольтер позволял себе небольшие заимствования.
Культура имеет определяющее в отношении ко всему. Вспомним факт, когда Китай и Япония отвечали на вызов Запада в 19в. Будучи закрытыми странами, Китай и Япония были вынуждены открыться внешнему миру, чтобы искать ответ на вызов индустриального века. Но Япония и Китай по-разному справились с этой задачей, мы знаем, что у Японии это получилось гораздо успешнее, но почему? Китай обладал культурной идеологией, в то время, как Япония имела развитую национальную идеологию. Важна была сплоченность населения, а это – вопрос о взаимодействии людей в культуре. Также Япония обладала автономией собственного выбора, когда Китай был давно подвержен мнению более развитых стран. Так, Япония обладает способностью учиться, возможностью преобразования опыта других людей применительно к себе.
Но сейчас, японские писатели, художники и прочие деятели искусства без малейшего зазрения совести могу позволить себе заимствование друг у друга не только образов, сюжетных решений, но и технических приемов, композиций и готовых фраз, чему научились у китайцев. Некоторых оплагиаченных мастеров деятельность подражателей может не только не возмущать, а радовать по несколько «дикарскому обычаю», если тебя повторяют, то ты чего-то стоишь. Ныне Китай является главным и неоднократным обвиняемым в плагиате. К примеру, можно сказать, что китайский автопром начинался в России, а точнее, в СССР – первые модели КНР были легальными клонами советских машин. В то время это была вынужденная мера – Советский Союз помогал младшему брату. Прошло много лет, однако перестроиться с «плагиата» Китай так и не сумел. Был даже случай, когда один из китайских производителей использовал «рецепты» из одного технического журнала СССР для своих разработок, что принесло ему очень большие выгоды.
Итак, культура всех времен и народов предполагает свои открытия, многие из которых используются в дальнейшем другими людьми. Во многом это является признаком признания идей создателя, потому, я думаю, это приветствуется, но заимствование и выдача чужих идей за свои с каждым столетием, когда уменьшается роль традиций, встречает все больше недоброжелательных взглядов. Я думаю, стоит восхищаться создателями, гениями, важно обогащаться их знаниями и генерировать новые, свои.
Еще, я, вероятно, неправильно расшифровала ваш почерк, но найти о выставке в Германии мне не удалось, но, поняв вашу идею, хочу предложить еще несколько примеров, чтобы развить ход мысли.
Итак, каждая культура – есть некий способ мировоззрения, это привычки человека, как члена общества, это его культурные ценности, нормы и модели поведения, это отражение всей его сущности. Человек живет в культуре. Можем отметить, что культура – это социальное явление, не будь человека, не возникло бы культуры, но не будь культуры у людей, их разных представлений о мире, люди бы не могли развиваться дальше. Культура одного человека, его ценности, его ощущение мира является материалом познания для другого человека, преобразования, проживание данного материала, который помогает ему генерировать новый. Именно поэтому так важно взаимодействие культур, хотя излишнее проникновение их друг в друга может родить другую проблему, собственно, как и все, что существует, культура имеет свои плюсы и минусы. Она может быть предметом спора о ценностях, о том, что важнее или быть источником взаимного обогащения и дальнейшего развития.
Египтяне осознавали значимость земной гармонии, они сумели создать светлую философскую лирику, живопись, скульптуру, которые смогли отразить их чувство восхищение к совершенству природы. Даже их повседневная жизнь была пронизана этим чувством, бытовым предметам придавалась живость с помощью кисти художника, возле домов создавались искусственные пруды, все создаваемое человеком несло в себе природу, использовались яркие цвета. Хотя возможно, мы с вами привыкли ассоциировать Египет лишь с пирамидами фараонов Хеопса, Хефрена, Микерина, возвышающиеся в Гизе, из светлого камня. В Древнем Египте также существовали также заупокойные живописные портреты, написаны они были либо на доске, либо на холсте, с использование техники восковой живописи. Эти портреты затем вставлялись в бинты мумий на месте их лица, они были точно индивидуализированы, выражением мимики характеризовалось величие умершего человека. Для портретов использовались яркие краски, инкрустация глаз горным хрусталём и эбеновым деревом оживляли эти лица. Разве с этим у вас ассоциируются обычные мумии? Нет, для нас это не является реальностью. А египтяне жили, это было, они неустанно старались вобрать и запечатлеть все живое, все прекрасное. Именно запечатлеть, для египтян художественный образ или знак-символ был теснейшим образом в их представлении связан с мудростью. Мы также не можем представить античные статуи полихромными, какими они являлись в действительности. Нам тяжело представить вместо простых иероглифов или изображений богов в гробницах изображение пиршеств, праздников, красавиц в прозрачных одеждах, обнаженных танцовщиц или косметических процедур знатных дам. Хотя именно так было на самом деле. Во все времена через искусство люди выражали себя, свою жизнь, как и мы сейчас, и делают это на подобие прообразов, в ярких красках которая, я уверена, была не однообразна, и эти художественные выражения, не просто символические знаки…это культура, в которой живет человек…