Смекни!
smekni.com

Творчество ИЕ Репина (стр. 2 из 3)

В Чугуеве Репин сделал несколь­ко эскизов будущих картин, среди них «Крестный ход в Курской губер­нии».

Картина была окончена в 1883 г. и показана на XI передвижной вы­ставке. Успех ее был исключитель­ным, разумеется, среди демократи­чески настроенных зрителей. С по­явлением этой картины стало оче­видно, что Репин достиг невидан­ной прежде у него, да и во всем русском искусстве, высоты. Ни «Бурлаки на Волге», ни другие его работы этого периода не могут идти в сравнение с «Крестным ходом», настолько здесь широко и правди­во, а главное, художественно убеди­тельно показано истинное лицо по­реформенной России, ее социальное неравенство, общественная неспра­ведливость, притеснение и мораль­ное унижение простого народа.

Сюжет, который выбрал худож­ник, дал ему возможность показать людей разного имущественного со­стояния. Ведь в торжественной це­ремонии перенесения «чудотворной» иконы принимали участие очень многие: духовенство, дворяне, куп­цы, местные полицейские власти, богатые крестьяне, деревенская го­лытьба, нищие и т. д.

В картине толпа движется из глу­бины на первый план, но в этом едином потоке различимы три па­раллельных течения. Они не смеши­ваются друг с другом. Об этом за­ботятся и жандармы, и урядники, и старосты, которые, подобно погра­ничным вехам, отделяют централь­ную часть процессии, где идет «чи­стая» публика, от двух потоков справа и слева по краям дороги. Здесь идут нищие, странники, богомольцы и прочий бедный люд. Так в единой процессии очень четко обо­значено социальное неравенство лю­дей.

В средней части процессии изо­бражены степенные «хозяйствен­ные» мужики, духовенство в пыш­ных ризах, хор. Но истинный центр этого шествия—важная барыня, удостоенная чести нести «чудотвор­ную» икону. Лицо барыни, тупое, надутое, ничего не выражает, кроме глупого чванства. Вместе с тем оно вполне соответствует настрое­нию многих участников крестного хода.

Репин не допустил в трактовке участников процессии ни малейше­го утрирования, образ каждого аб­солютно правдив, а поведение— психологически оправдано. «Выше всего правда жизни, она всегда за­ключает в себе глубокую идею» ,—

писал Репин Третьякову. Эту мысль неназойливо, без прямолинейной тенденциозности, раскрывает ху­дожник, когда он незаметно перево­дит взгляд зрителя от центральной группы влево, на обочину дороги, где один из робкой и смиренной толпы, горбун, рванулся вперед к «чудотворной». И зритель видит, как староста решительно преградил ему путь.

Удивительно лицо горбуна: нерв­ное, умное, упрямое и какое-то про­светленное, словно бы озаренное глубоким внутренним светом. В композиции картины горбуну принадлежит исключительная роль. Репин выдвинул его на первый план, как бы противопоставляя ос­новной массе участников процессии. Да и по своим внутренним качест­вам он противоположен остальным. Искренний, взволнованный, душев­но чистый и чуткий, горбун вызыва­ет естественную симпатию и, без со­мнения, является носителем поло­жительного начала.

Образ этого человека глубок и противоречив, во многом собирате­лен. Его наивная вера и цельность натуры были весьма характерны для большей части темной патри­архальной деревни. Вместе с тем обиженный и оскорбленный в своем чувстве, он воспринимается почти символически, как бы отражая то унижение, которому постоянно под­вергался человек из народа.

Совершенно очевидно, что впечат­ление абсолютной правды, которое возникает при рассматривании кар­тины, зависит не только от характе­ристики каждого образа, не только от композиционного построения, но и от колористического решения. Картина Репина убеждает, насколь­ко правдиво сумел он передать цветовое многообразие празднично одетой толпы, блеск золотого уб­ранства иконы, отблеск свечей в фо­наре при ярком свете дня, скром­ную коричневато-серую одежду простого народа. Вместе с тем ху­дожнику удалось найти правильные соотношения цветов и объединить все эти сочные краски в единый ан­самбль. Вполне владея законами пленерной живописи, Репин сумел

передать и свет солнечного дня, чуть приглушенный пылью, что под­нимают сотни ног, и бледно-голубое небо, и выжженный солнцем безлесый вдали косогор.

С конца 70-х годов Репин рабо­тал и над картинами, посвященны­ми революционному движению («Под конвоем», «Не ждали», «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» и др.).

«Отказ от исповеди» (1879—1885) относится к лучшим работам этого цикла. Непосредственным поводом для создания картины послужило стихотворение «Последняя испо­ведь» Н. М. Минского (Виленкина), напечатанное в нелегальном народ­ническом журнале «Народная воля» в октябре 1879 г. В этом драматизи­рованном стихотворении пригово­ренный к казни революционер отка­зывается от исповеди и бросает в лицо священнику гневные и гордые слова: Я кафедру создам из эшафота И проповедь могучую безмолвно В последний раз скажу перед толпой! Как надо жить, тебя не научил я, Но покажу, как надо умереть!

Репин, как вспоминал Стасов, был потрясен прочитанным. Тема о революционерах давно привлекала, восхищала его. Но теперь она обре­ла конкретность. Нужно было лишь найти соответствующую художест­венную форму, придать каждому образу острую психологическую на­сыщенность. В альбомах Репина, сменяя друг друга, появлялись на­броски двухфигурной композиции будущей картины.

Сюжет картины ясно раскрыт в ее названии. Однако содержание ее глубже и трагичнее. Дело не только в том, что заключенный отказывает­ся от исповеди, а в том, что в эти последние часы своей жизни он со­хранил душевные силы и страстную убежденность в правоте избранно­го пути. Его лицо, изможденное и исстрадавшееся, но по-прежнему во­левое, гордо вскинутая голова, не­зависимая поза—все говорит о му­жестве и стойкости.

Приговоренный к смерти, но ду­ховно не сломленный, революцио­нер нравственно выше священника, которого тюремные власти присла­ли в камеру, выше его обыватель­ского благодушия и покорности.

Героическое в этой картине неот­делимо от трагического. Все прони­зано ощущением надвигающейся катастрофы. Сочетание мрачных коричнево-черных и серо-зеленых, землистых тонов кажется злове­щим.

Примерно в эти же годы в ма­стерской Репина находилась еще одна картина, также посвященная революционерам - народникам,— «Не ждали». Сюжетно она менее трагична, действие происходит не в тюрьме. Изображено радостное со­бытие—возвращение ссыльного в свою семью. Вместе с тем Репин раскрыл в этой радости так много душевного страдания, предшествовавшего ей, что картина стала глу­боко драматической.

Репин показал тот момент, кото­рый длится секунды: первую мину­ту встречи, когда человек, которого не ждали и на встречу с которым почти не надеялись, вдруг неожиданно входит в комнату... Удивле­ние. Первые проблески еще недо­верчивой радости. Но уже в следую­щее мгновение—объятия, поцелуи, слезы, расспросы... Именно эти краткие секунды, предшествующие общей радости, показал Репин.

Нужно было быть блестящим пси­хологом, чтобы суметь выразить та­кое сложное переходное душевное состояние людей: неуверенные, робкие шаги вернувшегося (он еще не знает, как его примут, простят ли ему причиненные им страдания), медленное движение матери, при­вставшей навстречу сыну (она все­гда боялась, что не доживет до этой минуты, и теперь словно бы боится поверить счастью). Резко по­вернулась к ссыльному жена (стра­дания и радость отразились на ее лице); с ликующими глазами потя­нулся к отцу гимназист; девочка, не узнавшая вошедшего, испуганно сжалась. И только горничная, чу­жой человек, равнодушно смотрит на пришельца.

В картине «Не ждали» жизнь ре­волюционера показана как семейно-бытовая драма, как трагедия мно­гих сотен интеллигентных семей, связанных с освободительным дви­жением. Картина эта, без сомнения, принадлежит к числу лучших про­изведений жанровой живописи 80-х годов.

Как некогда в «Бурлаках», так и здесь Репин с наибольшей силой художественной выразительности воплотил искания, свойственные всей бытовой живописи того перио­да. Это больший по сравнению с предшествующим временем инте­рес к внутреннему миру человека, к раскрытию тайных движений его души.

Картина привлекает высоким ма­стерством исполнения. Подобно та­лантливому режиссеру, Репин соз­дает продуманную, уравновешен­ную композицию и добивается при этом впечатления непосредственно­сти: кажется, что сцена взята пря­мо из жизни. Вместе с тем каждая деталь приобретает глубокий смысл: и скромная обстановка ком­наты, и висящие на стене портреты Шевченко и Некрасова, любимых поэтов разночинной интеллигенции.

«Не ждали» — шедевр пленерной живописи. Картина буквально про­низана светом и воздухом, прохла­дой дождливого летнего дня.

Важное качество жанровой живо­писи Репина—ее своеобразный ис­торизм. Это относится прежде все­го ко всем произведениям, посвя­щенным революционному движе­нию, которое само по себе уже есть достояние истории. Но и другие ра­боты Репина, например «Крестный ход в Курской губернии», прибли­жаются к исторической картине— показывают роль и место простого народа в общественной жизни страны.

Репин работал и в области собст­венно исторической живописи. В конце 70-х годов, вероятно по аналогии с современными события­ми, его особенно привлекает траге­дия сильной личности, люди упря­мых характеров, неукротимой воли. Такова царевна Софья в картине «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новоде­вичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 г.» . По словам Крамского, «Софья производит впечатление за­пертой в железную клетку тигрицы, что совершенно отвечает истории».

Следующее большое историческое полотно Репин создал в середине 80-х годов, когда у него в памяти были еще свежи казни мрачного 1881 г. «Современные, только что затягивавшиеся жизненным чадом, тлели еще не остывшие кратеры... Страшно было подходить—не сдобровать... Естественно было искать выхода наболевшему трагизму в истории»,—вспоминал Репин. Так возникла мысль показать преступле­ние, совершенное царем Иваном IV, убившим собственного сына.