Смекни!
smekni.com

Культура Месопотамии 3 (стр. 3 из 5)

Необходимо иметь представления о семейной жизни шумеров. Главой семьи считался отец, чье слово имело решающее значение. Отцовская власть была миниатюрной копией власти царя, возможно, она отражала отношение между богами и их подданными. Как в семье бога, Так и в семье человека мать имела большой вес. Семьи не были особенно велики: в среднем двое-четверо детей, шумеры любили детей. Заботиться о них они считали своей святой обязанностью и продолжали выполнять ее даже тогда, когда ребенок превращался в подростка. На особом положении находились жрицы; если жрецы могли обзаводиться детьми, то жрицы, обязанные радовать своей любовью мужчин, были лишены такой возможности. Им приходилось бросать своих детей, случалось, что младенцев оставляли в корзинах на берегах рек или прямо на воде. Но не только жрицам приходилось расставиться со своими детьми, так же поступали и бедняки, не имевшие средств на содержание ребенка. Люди, нашедшие ребенка, могли усыновить его. Юридически подтвержденное усыновление обязывало ребенка впоследствии заботиться о приемных родителях. Нормой был моногамный брак, где муж и жена были почти равноправными партнерами, защищенными брачными контрактами.

2. Искусство Двуречья

Культуру шумеров невозможно представить себе без искусства. Прежде всего, она положила начало строительству укрепленных городов, окруженных стенами, многоэтажных домов и зиккуратов - святынь-алтарей. Последние составляли часть комплекса священных зданий, окруженных стеной и недоступных людям. Зиккураты возводили на холмах из кирпичей, облицовывали глазурованными плитками. Классическим образцом является зиккурат в Уруке, одном из важнейших центров религиозной и художественной культуры; его фасад был покрыт мозаикой из красных, голубых и черных плиток в соответствии с геометрическим орнаментом. Святыня в Уре, прообраз вавилонской башни, построен в 1000 г. до н.э. Каждая ее архитектоническая линия тщательно рассчитана, уменьшена или увеличена, что исправляет иллюзию перспективы. Принципы такой архитектуры были восприняты ассирийцами из Северной Месопотамии в конце II тысячелетия до н.э. Аналогичными были зиккураты в Эриду (3500 г. до н.э.) и в Уруке, посвященные богу неба Ану. Эти зиккураты стали местами культа, типичными для всей Месопотамии. Они были также центрами ученых-жрецов, занимающихся в первую очередь математикой и астрономией.

Шумеры - весьма художественный народ. Очень рано у них развилась скульптура, хотя в стране было мало камня. Статуи царей, жрецов, воинов устанавливались в храмах, чтобы они молились за основателя святыни. В более поздние времена появляются статуи из диорита, как, например, фигура знаменитого царя Гудев (около 2300 г. до н.э.), представляющая собой один из лучших экземпляров шумерской скульптуры. Для нее характерна сильная экспрессия при минимуме средств выражения.

В Шумере существовал довольно редкий институт полиандрии (известен у некоторых племен Тибета, упоминается в Махабхарате (Драупади)). Законодательно именно Уруйнимгина запретил полиандрию, а также право на расторжение брака со стороны женщины

Шумеры развивали также пластику в металле, впервые, очевидно, использовали золото в комбинации с ляпис-лазурью, серебром, раковинами и бронзой. В Уре, в так называемой царской гробнице, где вместе с царем похоронено семьдесят придворных, английский археолог Л.Вули обнаружил драгоценности высочайшей художественной ценности: золотой шлем и фигурку козла, опирающегося на дерево (из золота, ляпис-лазури, серебра). Диадема царицы Шубад также относится к знаменитым произведениям ювелирного искусства. Обнаружены и оружие, музыкальные инструменты, четырехколесные повозки. Все это свидетельствует о высокой культуре Шумера.

Шумеры первыми в истории искусства применили непрерывное повествование о событиях. На это указывает тот факт, что именно в Шумере создан самый древний эпос о легендарном владыке Гильгамеше. В этом эпосе речь идет об атрибутах света и блеска в земном мире человека, которые рассматриваются эстетически как формы этической чистоты.

Искусство Месопотамии, первоначально неразрывно связанное с ритуалом, пройдя несколько этапов, приобрело ко II тысячелетию до и.э. облик, в котором современный человек уже угадывает знакомые черты. Многообразие жанров, поэтический язык с различными видами повторений, параллелизмов, хоровых рефренов, сравнений и метафор, эмоциональная мотивировка действий героев, оригинальная метрическая форма произведений, широкое применение эффектов трагического и комического выказывают ту заботу автора о форме своего высказывания, которая делает его истинным художником, а его сочинение - произведением искусства. Более того, в некоторых лирических гимнах можно встретить зачатки философских размышлений.

2.1 «Ме» - божественные законы и начала научной классификации явлений мира.

В шумерской цивилизации уже были заложены начала науки, которая, будучи вписанной в религиозное мировоззрение, была его служанкой. В силу этого научная деятельность была подчинена культу традиций и ориентировалась на недосягаемые образцы прошлого. Шумерские мыслители стремились выяснить сущность природы и собственной цивилизации, они создали оригинальную концепцию «Ме», смысл которой до сих пор не установлен окончательно. В общем плане «Ме» представляют собой совокупность различных закономерностей и правил, обеспечивающих функционирование элементов как природы, так и шумерской цивилизации. Все законы и правила созданы великими богами, однако они существуют вне богов, они проявляются в движении неживой и живой материи, которая является безличной и вечной. В законах «Ме», согласно шумерским мыслителям, содержится вся мудрость и наука. В мифе о том, как царица небес и царица Урука Инанна украли божественные законы «Ме», сохранился список свыше ста этих законов, связанных с шумерской цивилизацией. До сих пор расшифровано свыше половины этих законов. Здесь самые разные понятия: правосудие, мудрость, героизм, вражда, искусство и боевое знамя, проституция и священное очищение, музыкальные инструменты и искусство писца, мир, победа, доброта и пр.

Специфика научного освоения мира в рамках шумерской и других цивилизаций Древней Месопотамии обусловлена и способом мышления, принципиально отличавшимся от современного способа мышления, выработанного европейской культурой. Разум - орудие мышления - служил воображению, тогда как в современной науке воображение играет служебную роль и проверяется эмпирическими данными. Постижение мира основывалось, прежде всего, на аналогиях из жизни людей, а не на рациональном исследовании самого мира. Например, в качестве образца для истолкования молнии и грома брали человеческий гнев, потому что такую аналогию диктовало воображение. Тогда еще не были известны принципы теоретического решения проблем с последующей верификацией.

Наука Древней Месопотамии стремилась овладеть действительностью, прежде всего человеческой действительностью. Социальной ценностью обладало знание, позволяющее избежать несчастья, а если оно произошло, то избавиться от него, поэтому наука была нацелена на предсказание будущего. Об этом свидетельствует тот факт, что среди научных текстов на глиняных табличках чаще встречаются такие, которые ассириологи обычно называют гадательными. Гадательные таблицы разделены на рубрики, в каждой из которой зафиксированы точно явления (перемещения звезд, Луны, Солнца, атмосферные явления, поведение животных, удивительные формы растений и др.), указывающие на будущие ситуации, относящиеся к положению дел в стране или отдельного человека. В сакральных цивилизациях Древней Месопотамии трудно указать область знания, которая не служила бы целям управления общественной системой. Халдейские, ассирийские, вавилонские жрецы и маги, как и их древнеегипетские коллеги, имели обширные знания о психике человека, добытые в течение длительного времени, владели опытом в области внушения, гипноза и др. Даже формализованное знание из области астрономии и математики служило жрецам для управления сознанием масс.

Перечень «Ме», содержащихся в мифе об Энки («Господине Земли») и Инанне, - одна из наиболее поразительных загадок, над которой бьются исследователи шумерской цивилизации. Разгадка этой тайны, возможно, помогла бы нам многое понять в древней культуре Месопотамии. Не менее интересен этот миф в том плане, что он относится к числу великолепных произведений о богах, являющихся носителями всех человеческих недостатков. Его содержание состоит в следующем: Инанна, желая возвеличить свое имя и умножить мощь и благосостояние своего города Урука, задумала превратить его в центр Шумера. Для этого необходимо было добром или обманом заполучить «Ме», тщательно оберегаемые богом Энки. Богиня отправилась и Эриду, дом Властелина Мудрости. Если Энки, «знающий само сердце богов», даст ей «Ме», ее желание исполнится: слава Урука и ее самой будет непревзойденной. Энки угощает Инанну, сам отведав немало яств и напитков, и, находясь в состоянии опьянения, отдает ей «Ме», после чего засыпает. Богиня спешно нагружает свою добычу на Небесную барку и отплывает в «милый ее сердцу Урук». Между тем, придя в себя, Энки обнаруживает отсутствие «Ме» и приказывает своему посланцу и нескольким морским чудовищам отправиться в погоню за Инанной и отнять «Ме». Однако Инанна преодолевает все испытания, и, когда, наконец, она пристает к берегу, весь Урук выходит приветствовать ее.

Инанна, выступающая в большинстве известных нам мифов как общешумерская богиня, здесь представлена как покровительница и владычица Урука. На этом основании можно судить о том, где первоначально возникла легенда, и какие исторические события нашли в ней отражение. Рассказывая о подвиге Инанны, жрецы ее храма в Уруке хотели объяснить, каким образом Урук возвысился и приобрел гегемонию над всей страной. Этот миф, посвященный далекому прошлому, выражает четкую политическую тенденцию. Поведение богов и конфликт между ними отражают поступки людей и принимавшую самые различные формы борьбу за гегемонию, за первое место в стране.