Виселицу тоже не видал я сроду
Как много замечательных вещей на земле
Как много удивительного народу
Применительно к поэзии Рубинштейна наиболее остро встает вопрос о том, является ли русский К. течением модернизма или целиком авангардным искусством. Ясно, стоит только послушать Рубинштейна, что его философия - это семантика возможных миров, представление о пересекающихся альтернативных голосах-событиях-ситуациях. Послушаем:
1. Мама мыла раму.
2. Папа купил телевизор.
3. Дул ветер.
4. Зою ужалила оса.
5. Саша Смирнов сломал ногу.
6. Боря Никитин разбил голову камнем.
7. Пошел дождь.
8. Брат дразнил брата.
9. Молоко убежало.
10. Первым словом было "колено".
11. Юра Степанов смастерил шалаш.
12. Юлия Михайловна была строгая.
13. Вова Авдеев дрался.
14. Таня Чирикова - дура.
15. Жених Гали Фоминой - однорукий.
16. Сергею Александровичу провели телефон.
17. Инвалид сгорел в машине.
18. Мы ходили в лес.
Другой фрагмент. Стихотворение называется "Появление героя". Линии между строками символизируют границы между карточками.
- Ну что я вам могу сказать?
- Он что-то знает, но молчит.
- Не знаю, может, ты и прав.
- Он и полезней и вкусней.
- У первого вагона в семь.
- Там дальше про ученика.
- один из путей динамики развития культурных явлений в первой пол. ХХ в., противоположный верлибризации . Логаэд - это тип метрической композиции, суть которого заключается в том, что внутри стихотворной строки ударения и безударные слоги могут располагаться произвольно, но в дальнейшем эта произвольность сохраняется на протяжении всех строк (ср. додекафония,
серийное мышление). Пример логаэда:
Сегодня дурной день: 3/2+ 2/2+ 1
Кузнечиков хор спит, 3/2+ 2/2+ 1
И сумрачных скал сень 3/2+ 2/2+ 1
Мрачней гробовых плит. 3/2+ 2/2+ 1
(О. Мандельштам)
("Основание" "степени" означает количество слогов в слове; "показатель" - место ударения). В противоположность верлибру в логаэде количество ритмических типов слов резко ограничено, что создает эффект - каждое слово, стремящееся занять определенное место в решетке логаэда, стремится к тому, чтобы быть близким этой позиции по смыслу. Чтобы объяснить этот принцип. приведем еще один пример:
По холмам - круглым и смуглым, 3/3+ 2/1+ 3/2
Под лучом - сильным и пыльным, 3/3+ 2/1+ 3/2
Сапожком - робким и кротким - 3/3+ 2/1+ 3
За плащом - рдяным и рваным, 3/3+ 2/1+ 3
(М. Цветаева)
Все стихотворение делится по вертикали на две части - первую с ритмическим словом 3/3, выражающим идею движения, и вторую с ритмическими словами 2/1 и 3/2, выражающим идею затрудненности этого движения.
Логаэд - размер, принадлежащий своими корнями античной метрике, но именно в ХХ веке поэзия (особенно русская) стала очень часто обращаться к этой композиции (особенно много логаэдов написали М. Цветаева и Вяч. Иванов). Это было частью более общего движения, которое мы называем логаэд и суть которого состоит в том, что оно представляет фрагмент системы как всю систему. Механизм логаэд - повышенная ограниченность структуры.
- раздел математической логики, посвященный проблеме отношения высказывания или его частей к реальности. Основатель современной логическая семантика - немецкий ученый Готтлоб Фреге. Прежде всего, он сформулировал различие между денотатом (значением) знака (то есть тем классом предметов или понятий, которые он обозначает) и его смыслом, то есть тем, как знак представлен в языке. Однако логика занимается в основном не отдельными словами, а целыми высказываниями. Смыслом же высказывания является высказанное в нем суждение. В сложноподчиненных предложениях истинностным значением обладает только главное предложение. Например, в предложении "Он сказал, что он скоро придет" истинностное значение имеется только у предложения "Он сказал", то есть ответственность за истинность слов "что он скоро придет", ложится на того, кто это сказал.
Поэтому сюжеты внутри массовых жанров так часто повторяются. Повторяемость - это свойство мифа – в этом глубинное родство элитарной культуры, которая в ХХ в. волей-неволей ориентируется на архетипы коллективного бессознательного. Актеры в сознании зрителя отождествляются с персонажами. Герой, умерший в одном фильме, как бы воскресает в другом, как умирали и воскресали архаические мифологические боги. Кинозвезды ведь и есть боги современного массового сознания. Установка на повторение породила феномен телесериала: временно "умирающая" телереальность возрождается на следующий вечер. Создатели "Санта Барбары" не без влияния постмодернистской иронии довели эту идею до абсурда - видимо, этот фильм кончится только тогда, когда он надоест зрителю или когда у продюсеров кончатся деньги. Их главной особенностью является то, что они настолько глубоко проникают в массовое сознание, что продуцируют интертексты, но не в себе самих, а в окружающей реальности. Так, наиболее известные культовые тексты советского кино - "Чапаев", "Адъютант его превосходительства", "Семнадцать мгновений весны" - провоцировали в массовом сознании бесконечные цитаты и формировали анекдоты про Чапаева и Петьку, про Штирлица. То есть культовые тексты формируют вокруг себя особую интертекстовую реальность. Ведь нельзя сказать, что анекдоты про Чапаева и Штирлица являются частью внутренней структуры самих этих текстов. Они являются частью структуры самой жизни, языковыми играми, элементами повседневной жизни языка.
Элитарная культура, которая по своей внутренней структуре построена сложно и утонченно, так влиять на внетекстовую реальность не может. Трудно представить себе анекдоты про Ганса Касторпа из "Волшебной горы" или Йозефа Кнехта из "Игры в бисер".
Подводя некоторые итоги, можно утверждать, что на характер механизмов в проявлении индивидов окружающей его могут влиять избранные представители различного этноса.
4. Анализ ценностей в системе западной и восточной концепции культурологии.
В науке утвердился метод познания – системный метод, или подход. Системный подход к культуры предполагает несколько последовательных этапов в ее исследовании. Выделим в процессе несколько этапов, в соответствии с которыми определим основные вопросы данной главы:
- донаучный этап содержит ранние стихийные догадки и представления о логические и относительной завершенности, цикличности культурно-исторического процесса.
- научно-исторический этап продолжается до середины ХIX в. на этом этапе характерно стремление ученных понять культуру как целостное явление, найти общее основание истории.
- научно-филосовский этап. Здесь становиться очевидным различие между историческим и культурным развитием;
- выявление закономерности развития культуры как система. Существует классическая схема измерений и ориентации в системы культуры (рис.2.) представляющая собой различные связи и отношения в культуре;
Классическая схема рис. 2
Горизонтальное измерение(содержание) | Вертикальное измерение(форма) |
Природное – человеческое | Ориентация | Земное - небесное |
Предметное - личностное | Отношение | Материальное - духовное |
Эмоциональное | Стороны | Рациональное |
Направление времени культуры (условно)
- создания общего представления или, матрица культурологии по работе К. Юнга «Архетип и символ» состоит из множества символов (рис.3), что характеризует “первичные формы адаптации человека к окружающему миру”.
Конформизм
Сознательная Эго или Я ТеньБессознательная душа (анима – муж, анимус – жена)
Самость
Коллективная бессознательность
Персона – структура с помощью которого он идет в социум (презентирует себя)
Конфоризм – отвечает за: коммуникацию, адоптацию, поведение, язык. Состоит из множество символов.
Эго (Я) – отвечает за процесс происхождения в психологии (баланс), всегда скрыто.
Тень – стремление не призновать. Тень для человека это аромат для цветка.
Анима в психологии мужской – отвечает за творчество.
Анимус в психологии женщины – отвечает за мышление.
Самость архетип целостности – отвечает за баланс, за гармонию, за развитие творчества. Самость это то к чему приходят.
Коллективная бессознательность существует в не человека оно исторично. Каждый человек рождается со своей схемой, у человека заложено все развитие системы вообще на бессознательном уровне.
В данной главе попытался представить общий метод познания т. е. системный метод в расшифровке структуры этнопсихологической культуры, что является важнейшей составляющей общей культуры человека, формирование которой - насущная потребность наших дней.
Заключение
Попытка раскрыть понятие культуры частично удалась. Обобщение, структурирование культурологии представляет собой некую цепь состояния; процессом космическим и процессом историческим, мировыми законами и связь между разно материальными мирами, человеческими отношениями и путями развития, личности, государства и религиями, животным царством и стихиями – словом, всем тем, что мы объединяем в понятие культуры и всем тем, что объединяем в понятие природы.
В каждой главе данного реферата формируется отношение человека к социальной действительности. Во многих социальных слоях общества существование длиться лишь по инерции. Инерционный период страшен тем, что моральный уровень будет столь низок, что современный человек будет не в состоянии понимать значение культуры.