В Италии, которую принято считать родиной кружева, в XVI в. печатались специальные сборники узоров для вышивок шов по прорези и кружев с орнаментом ретичелла (шитых иглой и плетеных), изготовлявшихся в то время как женщинами из народа, так и знатными дамами. Такие сборники печатались и в других европейских странах.
Первые кружева представляли собою скромную узкую полоску с заостренными зубцами простейшего геометрического орнамента, употребляющуюся для обрамления больших накрахмаленных воротников; последние обычно были такие ажурные, но выполнялись в технике вышивки шов по прорези с орнаментом ретичелла. Такими же кружевами обрамлялись манжеты длинных рукавов, обшивались передники, носовые платки, а также полотняные скатерти и салфетки.
В дальнейшем, по мере совершенствования технических приемов, кружево становилось шире, удлинялись его зубцы, усложнялся его узор. Наряду с геометрическим орнаментом, наиболее характерным для вышивок шов по прорези и ранних кружев, довольно большое распространение получили узоры с изображением человека и различных животных. Обычно это были геометризованные фигуры дам в платьях с длинными широкими юбками и кавалеров, вкомпанованные в расположенные рядами квадраты и образующие как бы одну общую цепочку. Подобные изображения иногда располагались в шахматном порядке, чередуясь с вышитыми гладью квадратами полотна.
К концу XVI и в начале XVII в. появляются кружева с изображением библейских и мифологических сцен и персонажей, причем в одном и том же изделии часто комбинируются приемы вышивки и шитого иглой или плетеного кружева. Вообще на раннем этапе своего развития кружево тесно смыкалось с вышивкой шов по прорези. Это проявлялось в применении обеих техник на одном и том же изделии, в общности и преемственности развития орнамента. Так, характерный в дальнейшем для шитого иглой и плетеного кружева растительный орнамент появляется еще на вышивках шов по прорези. К концу XVI — началу XVII в. широкое распространение получает гипюр, т.е. кружево, состоящее из шитого иглой или плетеного на коклюшках узора, кое-где соединенного тонкими связками. Производством гипюра особенно славилась Венеция. Орнамент венецианского гипюра с течением времени значительно видоизменяется. Первоначально он представляет собою сложные переплетения растительных побегов, от которых отходят стилизованные венчики тюльпанов, лилий, ромашек, соединенные тонкими связками с шипами. Длинные острые зубцы, являющиеся отличительной чертой кружева XVI в., постепенно исчезают, и кружево XVII в. заканчивается фестонами, которые образуются расположенными по краю цветами. Края и детали орнамента подчеркиваются тонким рельефным контуром, выполненным петельным швом. На кружевах XVI — XVII в. узор еще сохраняет симметрию и своеобразный строгий ритм, присущий орнаментам эпохи Возрождения, растительные орнаменты часто дополняются мотивами ваз и гротесками.
К середине XVII в. узор венецианских гипюров становится крупнее и теряет строгость, приобретая большую динамичность. Появляются характерные для стиля барокко пышные орнаментальные завитки, преобладающим мотивом становится растительный побег с большими стилизованными плодами граната и цветами лилии. Увеличивается, делаясь массивнее, рельеф контуров, появляется много разнообразных ажурных сеток. Край кружев делается почти прямым и заканчивается мелкими зубчиками.
В конце XVII и в начале XVIII в. орнамент венецианского гипюра становится гораздо мельче и состоит из узких извивающихся растительных побегов и мелких цветков и листьев, соединенных перетяжками с мелкими розетками и зубчиками — пико. Рельефные контуры остаются, но становятся менее выпуклыми. Этот вид гипюра получил название point de rose.
Кроме Венеции гипюры производились и в других городах Италии. В Милане делался плетеный гипюр. Его пышный растительный орнамент поражает разнообразием ажурных сеток, но в отличие от венецианских гипюров не имеет рельефного контура.
Наиболее дешевый сорт гипюра, производившийся в итальянских городах, а также во Фландрии, делался при помощи узких плетеных или тканых ленточек, из которых компоновался контур орнамента, а середина его заполнялась различными ажурными сетками, выполненными иглой.
Итальянские кружевницы славились своими изделиями далеко за пределами страны, и итальянские гипюры вывозились в большом количестве в другие страны Европы. Венецианские кружева с крупным рельефным орнаментом употреблялись в первой половине XVII в. главным образом для украшения мужского костюма. Из них делались воротнички, уже не накрахмаленные, а мягко лежащие на плечах, жабо, манжеты, краги перчаток; широкими кружевами украшались облачения католических священников, кружевными волнами отделывались даже раструбы ботфортов и перевязи, надевавшиеся поверх металлических доспехов. К концу XVII в., когда орнамент гипюра становится более мелким и кружево приобретает большую легкость, делается воздушнее, его употребляют уже преимущественно для украшения женского наряда.
Шитые иглой и плетеные итальянские гипюры ценились очень высоко. Для того чтобы при помощи тонкой льняной нити воспроизвести сложный узор, требовалось очень много времени. Над изготовлением одного воротника или волана трудилось обычно несколько мастериц. Каждая из них делала какую-либо часть узора, а затем эти части соединялись, образуя законченную вещь.
Наряду с шитыми и плетеными гипюрами в городах Италии, главным образом в Генуе, изготовлялось кружево, плетенное из золоченых и серебряных нитей. Золотое и серебряное кружево шло на украшение мужской и женской одежды: его нашивали в виде каймы, часто в несколько рядов, на широкие юбки из гладкого атласа и бархата, или на узкие корсажи, а также на мужские камзолы и кафтаны. Кроме того, золотым кружевом украшали бархатную и парчовую обивку стульев и кресел, балдахины над кроватями, даже внутреннюю обивку парадных карет.
Если в XVI — XVII вв. ведущей страной по изготовлению кружев была Италия, то в XVIII в. она теряет свое значение и на первое место выступают Фландрия и Франция.
В XVIII в. в Италии не было создано новых оригинальных сортов кружев. Последним самостоятельным этапом развития итальянских гипюров было кружево point de rose. Развитие французских центров кружевного производства нанесло непоправимый удар искусству итальянских кружевниц, привело их к потере творческой самостоятельности. В Венеции и Бурано в XVIII в. изготовлялись кружева, ничем не отличавшиеся от алансонских, аржантанских и седанских французских кружев.