Смекни!
smekni.com

Национально-культурное развитие Исилькульского района на современном этапе (стр. 2 из 11)

Вопросами изучения сохранения традиций национальных культур на территории Исилькульского района занимаются Гернер А.М. председатель Исилькульской немецкой национально культурной автономии, Шарипов Е.С. – директор Каскатского Дома культуры, основатель казахского культурного Центра «Балашак», Тупицина Г.Ф.- директор Лесного сельского Дома культуры, основатель Центра традиционной русской культуры и другие. Их статьи публикуются в районной газете «Знамя», в сборниках статей Регионального инновационного Центра, в бюллетенях «Дома Дружбы».

Цель исследования.

Дать характеристику национально-культурному облику Исилькульского района на современном этапе.

Задачи исследования.

1. Раскрыть понятия «культура» и «национальная культура».

2. Выявить актуальные проблемы развития современной культуры.

3. Исследовать особенности государственной национальной политики Российской Федерации.

4. Проследить историю развития национальной культуры в Исилькульском районе.

5. Проанализировать работу Исилькульских учреждений культуры в возрождении и сохранении национальных культур.

Источниковая база.

Наиболее значимую часть источников составили нормативно-правовые документы: Российской Федерации, Омской области и Исилькульского района.

· Основной Закон «Конституция РФ».

· Концепция государственной национальной политики РФ от 15. 07. 1996г. № 909.

· Закон о культуре РФ 1996 год.

· Федеральный Закон «О национально-культурной автономии» от 17.06.1996г. № 74.

· Распоряжение губернатора Омской области Полежаева Л.К. «О проведении V областного фестиваля национальных культур «Единение» от 30 октября 2002 года №512 – р.

· Распоряжение губернатора Омской области «О проведении VI областного фестиваля русской культуры «Душа России» от 30 октября 2002 года № 511 – р.

· Приказ начальника Главного управления культуры и искусства Омской области о проведении IV областного фестиваля казахского народного творчества «Урпак уни – Голос поколений» от 17.03.2003 года.

· Положение о проведении районного фестиваля «Сибирское раздолье» в рамках областного фестиваля «Душа России» 2001 год.

· Положение о проведении районного праздника «Играй, гармонь! Звени, частушка!» от 12.06.2000 год.

· Положение о проведении IV районного фестиваля немецкой культуры «Квелле – Источник» от 26.03.2003 год.

· Положение о проведении III районного фестиваля казахской культуры «Урпак уни – Голос поколений» от 14.03.2003 год.

· Положение об Исилькульском Центре немецкой культуры от 10.07.1999г.

Ведущее место в исследовании данной работы имеют делопроизводственные документы: итоги работы учреждений культуры и искусства Омской области с 1996 по 2002 годы; бюллетени – информации о работе ГУК МНКСО «Сибирь», Сибирского центра славянской культуры, Омской областной организации культурно-просветительской ассоциации Омских казахов творческого объединения «Аманат», молодёжного центра казахской культуры «Молдир», молодёжного методического центра российских немцев Омской области; годовые отчеты отдела культуры Исилькульского муниципального образования с1996 по 2002 г.г.; отчеты о работе сельских Домов культуры и клубов.

Эти документы помогли выяснить состояние сохранения и развития национальных культур, проанализировать тенденцию развития интереса к национальным культурам, определить перспективы в этой области.

В исследовательской работе были использованы статистические данные Исилькульского районного подразделения отдела сбора и обработки статистической информации Омского областного комитета государственной статистики и районного отдела культуры.

Статистика позволила выяснить, сколько на данный момент в Исилькульском районе проживает населения, в том числе русских, казахов, немцев, украинцев. Более точные данные будут после проведения итогов переписи населения – 2002 год.

Большую ценность в исследовательской работе представляет центральная и местная периодическая печать: газеты «Культура», «Российская газета», «Знамя» с 1996 по 2003г.г.; журналы «Клуб», «Встреча», «Жизнь национальностей».

Эти источники позволили установить сегодняшнее состояние дел в политической, экономической, культурной сферах в масштабах России, а также Омской области и Исилькульского района, обозначить общие тенденции, характерные для развития страны в конце XX - начале XXI в.в.

Немалую помощь в работе оказали информационно-методические бюллетени «Культура» (для российских немцев) и «Вестник Дома Дружбы» (для национально-культурных центров и объединений Омской области).

Для написания данной работы использовались интервью с заведующей отделом культуры Исилькульского муниципального образования Н.В.Черненко, директором Исилькульского историко-краеведческого музея Г.Р.Гензелем, главным специалистом отдела культуры М.Г.Луганской и др.

Хронологические рамки исследования.

Тема охватывают переходный период конец XX века (конец 90-х годов) и начало XXI века по сегодняшний день. Этот период позволяет проанализировать то, что было сделано в области развития и сохранения национальных культур в прошлом веке, и посмотреть, как обстоят дела в новом веке. Проследить, что изменилось и в какую сторону.

Территориальные рамки.

Исилькульский район является частью Омской области, и имеет свои особенности.

Этот район многонационален. В нём проживает более трёх десятков представителей различных национальностей. Основные этнические группы составляют: русские, немцы, казахи, украинцы. Многонациональность населения обусловлена целым рядом обстоятельств: географических, геополитических, культурных, религиозных, социально-экономических, что определяет менталитет населения и особенности его культуры.

Объектом исследования является современное состояние возрождения, сохранения и развития национальной культуры в Исилькульском районе.

Предметом исследования является деятельность учреждений культуры района по сохранению и развитию национальной культуры.

Структура работы.

Структура данной дипломной работы традиционна: введение, две главы с параграфами, заключение, библиография, приложения.

В первой главе предлагается исследовать состояние культуры и проблемы развития и сохранения национальной культуры на современном этапе.

Во второй главе намечается исследовать национально-культурный облик Исилькульского района и работу учреждений культуры по развитию и сохранению национального наследия.

Глава 1. Культура современного общества и проблемы национальной культуры.

§1. Понятие, структура и функции культуры.

Культура - это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.

В обыденном сознании «культура» выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и так далее. Именно культура отмечает человека от всех остальных существ.

По утверждению отечественного теоретика культуры Л.Е. Кертмана существует свыше четырехсот определений культуры. Это связано с разнообразием самой культуры и употребления данного термина. Многообразие определений культуры не должно раздражать, поскольку за ним кроется разнообразие самой культуры. А ее разнообразие является одной из главных причин ее существования вообще. Культура, как жизнь: она существует лишь потому, что она – разная, однообразие культуры – признак приближающейся ее смерти.[14]

Понятие «культура» употребляют при характеристике исторических эпох (средне-вековая культура) или памятников (археологическая культура), при характеристике обществ и регионов (европейская культура), при характеристике народностей (славянская культура).

Уровень или степень развития общества, представленные в каких-либо достижениях, также характеризуются понятием «культура».[15]

Культура обозначает универсальное отношение человека к миру, через который человек создает мир и самого себя. Каждая культура – это неповторимая Вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе. Иными словами, изучая различные культуры, мы изучаем не просто книги, соборы и археологические находки, - мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди и жили и чувствовали иначе, чем мы.[16]

Современное научное определение культуры символизирует убеждение, ценности и выразительные средства, применяемые в литературе и искусстве,

которые являются общими для определяемого социума, они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этого социума.

Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она не приобретается биологическим путем, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходит формирование личности человека и регулирование его

поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.[17]

О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией.

Культура - цемент здания общественной жизни. И не только по тому, что она передается от одного человека к другому в процессе социализации и контактов с другими культурам, но так же и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отражены в сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры.