Смекни!
smekni.com

Национально-культурное развитие Исилькульского района на современном этапе (стр. 3 из 11)

Культура не только укрепляет солидарность между людьми, но и является причиной конфликтов внутри групп и между ними. Это можно проиллюстрировать на примере языка, главного элемента культуры.

Язык – явление социальное. Им нельзя овладеть вне социального взаимодействия, то есть без общения с другими людьми. Хотя процесс социализации в значительной мере основан на имитации жестов - кивков, манеры улыбаться и хмуриться, - язык служит основным средством передачи культуры. Язык организует опыт людей. Поэтому, как и вся культура в целом, он вырабатывает общепринятые значения.

Общий язык поддерживает сплоченность общества. Он помогает людям координировать свои действия благодаря убеждению или осуждению друг друга. Кроме того, между людьми, говорящими на одном языке, почти автоматически возникают взаимопонимания и сочувствия. В языке находят отражения общие знания людей о традициях, сложившихся в обществе, и текущих событиях. Следовательно, язык способствует формированию чувства группового единства, групповой идентичности.

Хотя язык является могучей объединяющей силой, в то же время он способен и разобщать людей. Группа, использующая данный язык, считает всех, говорящих на нем, своими, а людей, говорящих на других языках или диалектах, - чужими. Кроме того, социальные группы отличаются друг от друг

своеобразием жестикуляции, стиля одежды и культурных ценностей.

Всё это может стать причиной конфликтов между группами. Многие международные конфликты происходят из-за столкновения различных культур. Модели культуры формируются в ходе постоянной борьбы между противоположными тенденциями - к объединению и разъединению.[18]

Поскольку в культуре отражаются различие мировоззрения в системе ценностей, в идейных установках, правомерно говорить о реакционных и прогрессивных тенденциях в культуре, с обязательным культивированием предшествующей культуры – на пустом месте создать новую невозможно.[19]

Культура каждой эпохи неразрывно связано с потребностями и интересами различных классов, социальных слоев и групп. В этом суть механизма влияния различных классов и социальных слоев, групп на содержание культуры. Безусловно, это влияние в значительной мере определяет разницу в содержании и формах культурных пластов и уровней в общей структуре культуры общества. Однако абсолютизация господствовавшего до недавнего времени в отечественных обществоведческих науках классового подхода к анализу и классификации явлений культуры неизбежно заводит в логический тупик.

Во-первых, в культуре есть явление, к которым критерий классовости просто не применим - эта наука, техника, язык.

Во- вторых, культура включает группу явлений, которые несут в себе общечеловеческое содержание, хотя на них и распространяется влияние социально-классовых и групповых интересов – это искусство, мораль, философия и так далее.

В - третьих, отдельную группу составляют явления, связанные, в силу их природы, непосредственно с возникновением классов, например, область политической культуры, хотя даже здесь абсолютизация классового подхода была бы неправомерна. Наиболее отчетливо социально-классовое начало проявляется в культуре в форме идеологии, при посредстве которой каждый класс или социальная группа, ведущая борьбу за власть, направляет развитие культуры в своих интересах, в соответствии со своими социальными идеалами и в конечном результате, культура служит рупором для распространения идеологических установок.[20]

К началу ХХ века окончательно сложились: высокая и народная культуры.

Высокая культура – изящное искусство, классическая музыка и литература - создавалась и воспринималась элитой.

Народная культура, включавшая сказки, фольклор, песни и мифы, принадлежало бедным. Продукты каждой из этих культур были предназначены для определенной публики, и эта традиция редко нарушалась. С появлением средств в массовой информации (радио, массовых печатных изданий, телевидения, грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между высокой и народной культурой. Так возникла массовая культура, которая не связана с религиозными и классовыми субкультурами.

Культура становится «массовой », когда её продукты стандартизируют и распространяют среди широкой публики.

На развитие массовой культуры в современных условиях оказывают своё воздействие развертывающаяся и углубляющаяся НТР (Научно-техническая революция). Это воздействие многогранно и противоречиво. С одной стороны, НТР неизмеримо расширила возможности приобщения самых широких масс к духовным ценностям, в частности, через средства массовой информации, предъявила возросшие требования к образованности, к повышению интеллектуального потенциала общества. Одновременно, благодаря развитию транспорта, средств связи НТР усилила подвижность населения, привела к интенсификации процессов культурного обмена, к усилению интернационализации общественной жизни и культуры.[21]

Национальные культуры являются специфическими культурными системами, обладающие относительной автохтонностью (коренным происхождением). Различные культуры многочисленных народов и национальностей имеют в своей основе единое общественное творческое начало. Они отличаются друг от друга по форме, которая определяется особенностями истории конкретных народов, различными условиями, в которых происходило формирование этих культур. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что подавляющие большинство народов не существует в изоляции, а активно взаимодействуют с другими народами. Поэтому многие национальные культуры представляют собой результат взаимодействие нескольких проживающих (или проживавших ранее) рядом друг с другом народов. Развитие национальных культур - важное условие и предпосылка их взаимообогащения, но это не должно вести к их отделению друг от друга, а тем более к провозглашению их исключительности. Нельзя выстраивать национальные культуры по ранжиру, рассматривать культуру одной нации в качестве своеобразного эталона культуры.

Националистическое высокомерие тормозит развитие любой национальной культуры. Это особенно важно, если учесть усиление процесса интернационализации общественной жизни, а значит, и необходимости участия в этом процессе национальных культур, каждая из которых включает в себя как своё национально, так и интернациональное содержание. Не умоляя ценности и уникальности существования и развития национальных культур, следует отметить, что каждая нация вносит свой исторический вклад в мировую культуру и в тоже время черпает из кладовой мировой культуры.[22]

Магистральный путь развития мировой культуры пролегает отнюдь не через сведения всего её богатства, к некоторому единому образцу, а через аккумулирование всего лучшего в богатствах культуры всех народов, сохранение богатства многообразие культур не только в памяти, но и в культурной практике человечества.

§ 2. Проблемы развития национальной культуры.

Возрождение культуры является важнейшим условием обновления нашего общества. В области культуры накопилось не мало проблем. По ним ведутся активные дискуссии, идет поиск стратегий, обеспечивающий наибольшее продвижение в культурном развитии. При обсуждении перспектив сферы культуры крайне важно остаться в границах реального, хотя в этой области нет предела желаемого и трудно определить границы достижимого.

Анализ состояния современной отечественной культуры выявляется слабость культурных форм, надежной связности элементов культуры во времени и пространстве. Хорошую характеристику современного состояния России дает В.Е.Кемеров: «Россия существует как неопределенная совокупность социальных групп, региональных образований, субкультур, объединенных общим пространством, но слабо связанных временем социального воспроизводства, продуктивной деятельностью, представлениями о перспективах и так далее. Современность всех этих образований остаётся проблемой».[23]

За последний десяток лет в России настолько все изменилось, начиная от состояния экономики, политики, качества жизни населения и заканчивая состоянием культурной сферы.

За последний десяток лет в России на столько все изменилось, начиная от состояния экономики, политики, качества жизни населения и заканчивая состоянием культурной сферы.

В состоянии глубокого кризиса находится материальная база культуры: разрушающиеся здания дворцов культуры, библиотек, недостаток концертных и театральных залов, отсутствие ассигнований, направленных на поддержку и распространение ценностей народной, классической культуры. Сегодня в самых широких кругах нашего общества утвердилось мнение о необходимости безотлагательных мер по изменению положения. В центре внимания находится вопрос о размерах выделяемых ресурсов на развитие сферы культуры из госбюджета. Но, даже увеличение финансирования государством не изменит положения. В действительности, причины сложной ситуации в другом. В последнее время «продукция» культуры не востребована обществом: наполняемость театров, кинотеатров составляет менее 50%, оборачиваемость фондов массовых библиотеках снизилась вдвое, а пустующие «закрытые на замок» клубы – обычное дело. Финансовые государственные затраты в сферу культуры не окупаются. Недостаточность финансирования отраслей социокультурной сферы привела к «размыванию» системы бесплатного социокультурного обслуживания. Ухудшилось качество социокультурных услуг, предоставляемых основной массе населения, произошла замена бесплатных услуг платными, развилась система теневой оплаты.[24]