Смекни!
smekni.com

Итальянский дизайн (стр. 6 из 7)

ДЖУДЖАРО Джорджетто (1938)

Яркий представитель современного промышленного дизайна, характеризу­ющегося функциональным подходом. Джорджетто Джударро относится к Туринской школе авто­мобильного дизайна (принято считать, что туринские мастера продолжают традиции знаменитых еще в Средние века пьемонтских жестянщиков).

Пройдя в 1950—1960-е годы прак­тику в знаменитейших кузовных фир­мах «Бертоне» и «Гиа», Джорджетто Джударро в 1968 году открывает собственную художествен­но-конструкторскую фирму «Итал ди­зайн», специализирующуюся на авто­мобилях. Продукцию «Итал дизайна» отличают нестандартность решений, уважение к сложившемуся фирменно­му стилю заказчика («Фиат», «Лянча») или, наоборот, способность сформиро­вать стиль тем фирмам, у которых он до сих пор отсутствовал («Хаундай", " Чрвена застава»). Особое место занимают так называемые «концепт-кары» Джорджетто Джударро — экспериментальные раз­работки, воплощающие представления мастера о потенциальных путях разви­тия автомобиля; убедительность их доказывается тем, что часть заложен­ных в них идей нашла практическое применение (увеличенная высота са­лона, модульное решение кузова и т.д.).

Несмотря на «автомобильный» профиль работы Джорджетто Джударро, он трезво оцени­вает будущее этого класса объектов, высказываясь в пользу экологически чистых типов общественного тран­спорта.

В отличие от других кузовных маэстро из Турина, круг интересов Джорджетто Джударро не ограничивается автомобилями или автомобильными аксессуарами. На­против, все большее место в его твор­честве занимает проектирование бы­тового оборудования, музыкальных ин­струментов — вплоть до одежды. Это привело к тому, что для их разработки в дополнение к «Италдизайну» была создана фирма «Джуджаро дизайн». Все его объекты объединяет сочета­ние высокофункционального решения с ярким образом, лишенным фальши­вого украшательства, дизайнерский подход к формообразованию

КОЛОМБО Джоэ (1930-1971)

-выдающийся итальянский дизайнер, прославившийся своими футуристиче­скими прозрениями в области интерь­ера. Начиная как живописец, на Ми­ланском триеннале (1964) получил Золотую медаль. Последующие годы посвятил почти целиком дизайну, про­ектируя жилые интерьеры, мебель, по­суду и другие предметы быта.

Наиболее значительная рабо­та — экспериментальный выставоч­ный интерьер «Визиона-69» (осуще­ствлена по заказу германского кон­церна «Байер»). Здесь впервые вме­сто того, чтобы делить помещение квартиры перегородками на отдель­ные комнаты, Джоэ Коломбо поместил внутри еди­ного жилого пространства крупные агрегаты оборудования (для сна, гиги­ены, приготовления пищи и т.д.), часть из которых имела собственные ог­раждающие конструкции, превраща­ясь в мобильные объемные блоки, своего рода «комнаты в комнате». «Визиона-69» стала новым словом в мировом дизайне жилого интерьера и бытовых предметов, положив начало целому ряду интерьерных разрабо­ток футурологической направленно­сти, осуществленных в последующие годы в различных странах.

Для творчества Джоэ Коломбо характерны абсолютная нестандартность мышле­ния, граничащая с парадоксальностью, желание максимально выявить новые эстетические возможности при исполь­зовании последних достижений науки и техники, стремление к работе с новейшими конструкционными и отде­лочными материалами, прежде всего с пластмассами.

Джоэ Коломбо конкретизировал известный лозунг Ле Корбюзье — «Дом — маши­на для жилья» на примере жилого интерьера. Наиболее наглядной иллю­страцией этого явился интерьер соб­ственной квартиры, в котором привыч­ная бытовая мебель заменена «маши­ной для дневного пребывания» и «ма­шиной для сна».

ПЕШЕ Гаэтано (1939)

— выдающийся итальянский дизайнер, один из самых ярких представителей арт-дизайна.

В 1959 году, окончив архитектур­ный факультет Венецианского универ­ситета, выставляет свои математико-изобразительные работы в Высшей школе формообразования в Ульме. И вдруг резко меняет творческую ориен­тацию: отказываясь от жесткого раци­онализма и структурной дисциплины формы, обращается к поискам гибкого художественно-проектного языка и ас­социативной содержательности плас­тики в русле нарождающегося в Ита­лии «радикального движения».

В эти годы он знакомится с изве­стной итальянской фирмой «Кассина», для которой в 1969 году делает серию кресел «UP», ознаменовавшую вступле­ние Гаэтано Пеше в мир большого дизайна. Это был исключительно смелый для того времени технологический экспери­мент — изготовленные из полиуретана без какой-либо жесткой основы, кресла упаковывались под давлением и посту­пали к заказчику в плоских коробках, а при вскрытии упаковки начинали на глазах обретать форму и объем, являя поп-артистский вариант «открытой формы», характерной для программи­рованного и кинетического искусства.

В 1970-е годы Гаэтано Пеше активно погру­жается в жизнь итальянского архитек­турно-дизайнерского авангарда, про­являя повышенный интерес к концеп­туальному средовому проектирова­нию, в частности, в форме выставоч­ных инсталляций. Он работает по всему миру, много преподает, продол­жая развивать в мебели-скульптуре пластические и технологические темы «жесткого—мягкого», парадоксально превращая неконструктивный матери­ал в конструктивный, обыгрывая пла­стику взаимных переходов аморфно­сти, биоморфности и архитектоничности.

Неустанно экспериментируя, Гаэтано Пеше ввел новые методы строительства, воз­ведя в Авиньоне маленький ресторан из силикона: мягкие эластичные стены, светящиеся изнутри, сами держат фор­му без каких-либо опор.

Трудно найти в современной про­ектной культуре мастера, который су­мел бы из «низких» реалий постмо­дернистского культурного быта извлечь столь величавый, даже культовый худо­жественный космос, сообщив дизайну своего рода царственный аристокра­тизм. Гаэтано Пеше «ввел в архитектуру и дизайн человека не как эргономический стан­дарт или идеальную эстетическую модель, но как присутствие».

ПИАНО Ренцо(1937)

Генуя - заме­чательный итальянский архитектор, один из первооткрывателей направле­ния «хай-тек», реализующий в острых формах своих сооружений новатор­ские «дизайнерские» (технические и организационные) идеи формирования современной среды.

В юности Ренцо Пиано изучал аэродинамику, планеры и автомобили, учился архитек­туре в Генуе и Лондоне. В 1977 году вместе с Р. Роджерсом построил Центр Помпиду — «вывернутое наизнанку» здание, все функциональные устройства которого — эскалаторы, коридоры, ин­женерные системы — были вынесены на фасад, что полностью освободило внутренние пространства для выставоч­ных залов, библиотек и т.д. Так в архи­тектуре начался стиль хай-тек, где Ренцо Пиано — законодатель, а его работы служат наглядным пособием по изучению эво­люции стиля — от наивного бунтарства идей на первых порах до утонченного поиска новых вариантов художествен­ной интерпретации достижений науки и техники в эстетической организации среды в настоящем.

За свои работы Ренцо Пиано получил глав­ную награду в архитектуре — Притцкеровскую премию, «Золотого Льва» на Венецианском биеналле. И неудиви­тельно — Центр Помпиду во Франции, аэропорт Кансай в Осаке, реконструк­ция Потсдамерплатц в Берлине, фут­больный стадион в Бари — общий метраж его построек вполне соизме­рим с территорией небольшого госу­дарства. Больше вложить в географию цивилизованной земной поверхности, наверное, сложно. Но главное — каж­дая новая работа Ренцо Пиано становится своего рода художественным хитом, таким, как здание фирмы «Гермес» в Токио (2001), неожиданным образом раскрывшее эстетику светящихся стен из стеклянных блоков, или Культурный центр в Нумеа (Новая Каледония, 1998). Здесь фанта­стическая форма пронизанных возду­хом кружевных «летящих» коконов-па­русов, покрывающих «хижины» — ауди­тории центра — предельно остро со­единяет традиционные для канаков культурные прототипы и управляемую электроникой технологию солнцезащиты и вентиляции помещений комплекса.

В этой вещи зримо воплощен почерк Ренцо Пиано с его феноменальным уме­нием довести любую проектную зада­чу до инженерных первоэлементов, которые могут сложиться в целое толь­ко так, как они сложились. Но всегда — красиво.

РОССИ Альдо(1931)

Итальянский архитектор, одна из фигур, определяю­щих развитие современной архитекту­ры, развивающих ту ее ветвь, что откро­венно базируется на классических тра­дициях и творческом рационализме.

Альдо Росси является обладателем архитек­турной премии Прицкера за 1990 год. В резолюции Прицкеровского комите­та говорится об исключительной спо­собности мастера следовать урокам классики, не впадая в копирование, и достигать очистительной простоты формы при исключительной сложности содержания и значения. Альдо Росси не исполь­зует экспрессивных, неожиданных форм, остросовременных строительных тех­нологий. Его словарь исчерпывается ординарными структурами, традицион­ными формами, множественным повто­рением в различных постройках призм, пирамид, параллелепипедов, портиков, реализованных наиболее употребляе­мыми техническими средствами. Про­екты Альдо Росси имеют целью восстановление городских структур, атмосферы города, приведенных в плачевное состояние неумеренной активностью современ­ных архитекторов.