Если обе стороны были довольны будущим союзом, родители приступали к обсуждению приданого. Часто отец невесты предоставлял список вещей, которые составляли приданое невесты. Приданым могли быть деньги (непременно золото или серебро), подушки, одеяла, платья, сундуки и комоды, драгоценные украшения, участки земли, скотина. В конце распределения ценностей, сваха брала за руки родителей и трижды обводила вокруг стола, после чего они трижды крестились и кланялись перед иконами. Прощаясь, отец жениха предупреждал будущих сватов о том, что через неделю они пожалуют на смотрины невесты.
Смотрины
К смотринам целую неделю готовились обе стороны: как сторона жениха, так и сторона невесты. Жених и все мужчины семейства готовили лошадей, украшали телегу, женщины подбирали наряды и готовили подарки будущим сватам. Сторона невесты готовилась более тщательно. Девушка должна была убрать комнату, где будут располагаться гости. Мать должна была помочь невесте приготовить праздничный стол. Из сундуков доставали лучшие наряды.
В день смотрин телега жениха по традиции должна была проехать по главным улицам села или города, описать довольно большой круг (чтобы все увидели), после чего с песнями и весельем подъехать к порогу невесты. В дом заходили все сразу, крестились на иконы и рассаживались за столом. Невесту выводили из другой комнаты только после того, как сваха или родители просили об этом. Главная задача невесты была показать свое искреннее смущение перед гостями. Молодых усаживали рядом. Хозяева дома начинали расхваливать свою дочь, описывать все ее достоинства. После разговоров жених вместе с родителями выходил из комнаты на улицу, чтобы посовещаться, обсудить девушку и решить, достойна ли она стать женой. Конечно, эта формальная традиция, ведь решение, как правило, принимали еще во время сватовства.
Сговор
Сговор - один из важнейших этапов свадебного обряда. Через неделю (или больше, в зависимости от постов, праздников или других обстоятельств) жених вместе со своей семьей вновь посещал дом невесты. Снова накрывали стол, но гораздо богаче и праздничнее, чем на смотрины. За столом проходили последние переговоры, после чего на бумаге излагался договор о том, что в определенный день молодой человек возьмет в жены девушку. Это своего рода помолвка. Как только договор подписывали обе стороны, свадьба была неизбежна, только смерть могла стать причиной расторжения сговора. Сама невеста не могла присутствовать при сговоре, но после подписания бумаги сестра (или другая родственница невесты) выносила подарки от имени невесты, которые вручали жениху и его родителям. Молодые не должны были видеть друг друга до самой свадьбы.
Свадьба
С самого раннего утра жених должен был прислать невесте шкатулку со свадебными принадлежностями. Шкатулку привозил родственник жениха, так как до венчания молодые не могли видеться. Как только невеста получала посылку (кстати, внутри должны были находиться фата, свечи для венчания, кольца и декоративные цветы), ее родная тетя приступала к обряду приготовления. Тетка расчесывала волосы, надевала на невесту платье. При этом процессе присутствовали все женщины дома. Обувь и фату приносил любой молодой человек из семьи невесты. В языческие времена обряд одевания невесты сопровождался плачем и рыданиями. Для ее семьи этот день считался траурным, так как дочь покидает своих родителей, свой дом. Свадьбу сравнивали с похоронами девушки. Порой, так оно и было, ведь вполне вероятно, что родители никогда больше не увидят свою дочь. С приходом христианства скорбные песни и плачь престали слышаться из домов невест. Приготовления заканчивались к полудню, а к пяти часам, телега невесты трогалась по направлению к храму. Жених приезжал на венчание отдельно и гораздо раньше невесты.
Венчание
Во времена язычества обряд венчания тоже присутствовал, только выглядел он совершенно иначе. Одетые в красивые белые одежды молодые, их братья, сестры и друзья выходили в лес. При этом людей старшего поколения с ними не было. На выбранной опушке на молодоженов надевали венки, сплетенные из лесных и полевых цветов. Затем молодежь пела обрядовые песни, наряжала березу разноцветными лентами и водила вокруг нее хороводы. Таким образом, брак молодых благословлялся самой природой. Когда Русь приняла христианскую веру, обряд венчания переместился в храмы. После того, как невеста переступала порог родительского дома (чтобы отправиться в храм для совершения обряда венчания), обязательным являлось мытье полов. Это было необходимо для того, чтобы она уже не вернулась в родительский дом, то есть чтобы муж не бросил ее после свадьбы. Считалось плохим знаком, если жених увидит невесту до приезда в храм, поэтому невеста и жених ехали в разных колясках и разными дорогами. Жених должен быть приехать гораздо раньше невесты. В храме священник проводил церемонию, которой предшествует обряд обручения. Во время обручения священник надевает кольца на пальцы молодых, затем наступает венчание. Считалось плохим знаком, если венец упадет с одного из супругов, люди верили, что этот человек останется вдовцом (или вдовой). По окончании церемонии молодожены выходили из храма, садились в общую коляску и ехали кататься по селу или по городу. Приехав в дом мужа, молодые должны были поклониться родителям, поцеловать иконы (которые держали в руках родители мужа). Войдя в дом, моложены должны были посмотреть в зеркало, по преданию, это должно принести удачу в семейной жизни. Потом начиналось застолье.
По окончании застолья молодые уходили в свою спальню, где должны были разделить ложе. На кровать, предназначенную для молодых, не пускали никого, даже родителей и лучших друзей. Считалось, что если кто-то будет спать на их ложе, то непременно они будут изменять друг другу. На следующее утро родители снова собирались в доме, где ночевали молодые. Женщины в доказательство того, что невеста была чиста и невинна до замужества, выносили простынь, на которой обязательно должно было быть пятно крови. Если невинность не была доказана, это грозило расторжением брака и дурной славой для девушки.
Заключение
Создание семьи, продолжение рода – это, пожалуй, одна из самых важных задач человека на земле, поэтому принятие решения о вступлении в брак – одно из самых важных в жизни любого человека. Людьми движет желание совместно строить свое будущее, идти по жизни рядом.
К сожалению, в современной России многие традиции старинного и древнего обряда, состоящего из нескольких этапов, венцом которого была свадьба, утрачены. Постепенно возрождается лишь традиция венчания в церкви, т. е. заключения церковного брака, а не только гражданской регистрации в загсе. В западных странах, несмотря на свободу отношений между людьми, к браку относятся очень серьезно и придерживаются правил, сложившихся на протяжении столетий.
Значение обрядов велико и сегодня, так как они являлись могущественным средством национального воспитания и сложение народа в одно духовное целое (обряд един и общеобязателен, и следовательно объединяет всех живущих членов народа друг с друга.
Свадебный обряд, пожалуй, является вторым по важности после рождения событием в жизни каждого человека. И отпраздновать его хочется соответствующим образом.
К сожалению, красивые русские свадебные обряды, названные после Октябрьской революции “пережитками темного прошлого” канули в лета. Пришедшие же им на смену “комсомольские безалкогольные свадьбы” так и не прижились. И сегодня мы имеем то, что имеем: неестественно-радостную регистрацию в районом загсе и скучный банкет в ресторане, нередко заканчивающийся банальной пьянкой, вместо яркого, запоминающегося на всю жизнь праздника.
Список литературы:
1. История русской культуры, Москва: Эксмо, 2006г.
2. Философия культуры, Учебник для высшей школы П.С. Гуревич- Москва: Издательский дом NOTA BENE, 2001г.
3. История и культурология под редакцией Н.В. Шишовой-Москва:- Логос, 2000г.