Благодаря гуманизму своей философской позиции и таким отличительным ее чертам, как “восстание против любых форм тоталитаризма, неустанная защита свободы, отстаивание первичности духовных ценностей, антропоцентрический подход к проблемам, персонализм, искания смысла жизни и истории” (Ф. Коплстон) Бердяев сумел возвыситься до подлинной самобытности, открыть перед русской духовностью новые “горизонты мысли”.
Понятие “личность” понимается Бердяевым как неповторимая, уникальная субъективность. Через присущую ей свободу и возможность свободного творчества она направлена на созидание нового мира. История человечества предстает в виде процесса развития личностного начала человека, а сам он достигает наивысшего блаженства в единении с Богом в своем творческом акте, направленном на достижение высших божественных ценностей: истины, красоты и блага, на достижение нового бытия, нового, подлинного мира, царства Духа.
Приверженность “философии органического духа” позволила Бердяеву решить поставленные им проблемы “реальности, свободы, личности”. Дух присутствует в человеке как бесконечная свобода и неограниченное творчество, человек является “Божьей идеей”. Каждый человек, по мнению Бердяева, должен отгадать “Божью идею о себе”, самореализоваться и “помогать Богу в осуществлении замысла Божьего в мире”. Философ считает, что Бог действует в царстве свободы, а не в царстве необходимости, именно в духе, а не в детерминированной природе.
Бердяев всегда отстаивал нередуцируемость свободы к необходимости, ее неприкосновенность перед лицом экспансии детерминизма. Возможно именно поэтому, относимый в исторической хронологии к первой половине XX века, Н.А. Бердяев остается во многом нашим современником, призывающим при решении всех философских проблем ставить в центр человека и его творчество.
Список использованной литературы
1. Культурология//Под науч. ред. д.философ.н. Г.В.Драча. – Ростов-на-Дону:Феникс. – 2000 .
2. Бердяев Н.А. Самопознание (Русская идея. Самопознание). - Москва; Фолио, Харьков: Эксмо-пресс. – 2000 г. – 621 С.
3. Культурология ХХ века. Энциклопедия. Спб.: Университет. Кн. - 1998 . – Т.1. – С.69-71 .
5. Бердяев Н.А. Философия свободы.Смысл творчества. М.: “Правда”, 1989.
6. Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М.: “Книга”, 1991.
7. Бердяев Н.А. Русская идея. "Вопросы философии", 1990, № 1-2.
8. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: “Мысль”, 1990.
9. Русская философия. Словарь. Под ред. Маслина М.А. М.: “Республика”, 1995.
10.Бердяев Н.А. Философия свободы. М., 1911;
11.Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. М., 1916;
12Бердяев Н.А. Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы. Берлин, 1923; Изд. 2-е. Париж, 1969; Изд. 3-е. Париж, 1974;
13.Бердяев Н.А. Основная антиномия личности и общества // Современные записки. Париж. Кн. 47. 1931;
14.Бердяев Н.А. О социальном персонализме // Новый Град. Париж. Кн. 7. 1933;
15.Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. Париж, 1931;
16.Бердяев Н.А. Генеральная линия советской философии и воинствующий атеизм. Париж, 1932;
17. Бердяев Н.А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения. Париж, 1934;
18.Бердяев Н.А. Человеческая личность и сверхличные ценности // Современные записки. Париж, 1937;
19.Бердяев Н.А. Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности. Париж. Кн. 63, 64. 1937;
20.Ермичев А.А. Три свободы Николая Бердяева. М., 1990.
21.Лосский Н.О. История русской философии. М.: “Высш. школа”, 1991
[1] Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря . Париж: 1949. С.367
[2] Там же.
1. [3] Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М.: “Книга”, 1991.
2.