Смекни!
smekni.com

История и предмет изучения культурологии (стр. 23 из 47)

Древнеримская цивилизация прошла сложный путь развития от культуры римской общины города-государства, впитав культурные традиции Древней Греции, испытав влияние народов древнего Востока. Римская культура стала питательной почвой культуры романогерманских народов Европы. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства, права, градостроительства и многое другое.

Историю Древнего Рима принято делить на три основных периода: царский (VIII - начало VI вв. до н.э.); республиканский

(510/509 гг. - 30/27 гг. до н.э.); период империи (30/27 гг. до н.э. - 476 г. н.э.).

Если для греков в духовной жизни главная ценность - человек - гражданин, человек - мера всех вещей, то для римлян - это гражданин - патриот, а сам народ имел особое, богом избранное предназначение. Гражданин должен обладать мужеством, стойкостью, честностью, верностью, достоинством, способностью подчиняться железной дисциплине на войне и власти закона и обычаям предков в мирное время, быть умеренным в образе жизни.

В Риме наивысшего развития для древности достигло рабство. Свободный гражданин считал для себя зазорным быть заподозренным в «рабских пороках» (таких, как ложь и лесть) или «рабских занятиях», включающих здесь, в отличие от Греции, не только ремесло, но и выступление на сцене, сочинение пьес, работу скульптора и живописца. Делами, достойными римлянина, особенно знатного, признавались только политика, война, разработка права.

Науки были приспособлены к практической, политико-правовой, торговой, военной и строительной деятельности. Цицерон, первый философ, оратор, теоретик педагогии и политики, упрекал греков за их увлечение умозрительными науками, в частности математикой, руководствуясь практической пользой, считал правильным ограничить развитие этой науки «надобностями денежных расчетов и земельных межеваний».

Центрами научной деятельности оставались эллинистические и греческие города: Александрия, Пергам, Родос, Афины и, конечно, Рим и Карфаген. Большое значение придавалось в Риме в I-II вв. географическим знаниям и истории. Особенно ценный вклад в развитие этих областей знания внесли географы Страбон (64/63 до н.э. - 23/24 н.э.) и Клавдий Птолемей (после 83 г.- после 161 г.), историки Тацит (ок. 58 г. - ок. 117 г.), Тит Ливии (59 до н.э. - 17 н.э.) и Аппиан (? - 70-е гг. II в.). К этому времени относится деятельность греческого политического деятеля, писателя и философа Луция Сенеки (ок. 4 до н.э.- 65 н.э.), автора «Писем к Луцилию», трагедий «Эдип» и «Медея», а также писателя и историка Плутарха (ок. 45 - ок. 127), многочисленные сочинения которого объединены под условным названием «Моралии».

Ключом к пониманию римского искусства служат слова римского писателя Юлия Фронтина по поводу девяти грандиозных римских акведуков: «нельзя сравнивать их каменные громады с бесполезными пирамидами Египта или с самыми прославленными, но праздными сооружениями греков». Пафос полезности во имя государства реализован в строительстве городов, форумов (площадей), триумфальных арок (для торжественного въезда победителей), храмов (богам - покровителям Рима), общественных бань (мест для светского общения), цирков и амфитеатров (для развлечения публики) и т.д.

Невозможно отрицать цивилизационную миссию Рима. Римляне были не только народом солдат, но и строителей и устроителей - архитекторов, инженеров, юристов. Вместе с властью Рима к диким дотоле народам Западной Европы приходил порядок акведуков (водопроводов), дорог, латинской школы и римского права.

В эпоху империи достигла своего апогеялитература. Среди поэтов наибольшей славы добился Вергилий (70-19 г.г. до н.э.), автор эпической поэмы «Энеида». Совершенной формой стиха обладали Гораций Флакк (65-8 г.г. до н.э.), Овидий Назон (43 г. до н.э.- 18 г. н.э.). Эпоха империи стала поистине золотым веком римской поэзии. Прославились своим мастерством сатирик Юний Ювенал (ок. 60 г. - ок. 127 г.), написавший 16 сатир, писатель Апулей (ок. 124 г. - ?), автор своеобразного фантастического романа «Метаморфозы, или Золотой осел», не потерявшего интереса и у наших современников.

Как особый феномен развития мировой цивилизации следует выделить римскоеправо. Оно включало систему правовых норм, регулирующих имущественные и другие хозяйственные отношения, связанные с правом собственности, правила обеспечения договорных обязательств и ответственности, весьма совершенные нормы о наследовании имущества. Римские юристы делили право на частное, то есть относящееся к «пользе отдельных лиц», и на публичное, относящееся к «состоянию Римского государства».

В непосредственной связи с особенностями политической жизни развивалосьораторское искусство. Владение им считалось важным и наиболее действенным способом укрепления авторитета в обществе и завоевания политического успеха. Римское красноречие достигло своего апогея в лице Цицерона. Интересны мысли Цицерона о культуре. Культура для Цицерона не исчерпывается образованностью, развитием наук и искусств, заботу о которых он считает скорее более характерной для Греции, чем для Рима. Подлинная культура заключена для знаменитого оратора в особом строении жизни, где духовное состояние человека и общие интересы государства находятся в противоречивом, но неразрывном единстве. Ради высшей цели, процветания республики, граждане и общество должны идти на самоограничение. Человек, забывший об интересах общества, и правитель, забывший об интересах граждан, — не римляне, а варвары. Противоположностью варварства является культура, и потому самое главное в Римской республике то, что она — государство культуры.

Взаимодействие греческого и римского элементов в культуре создали европейскую цивилизацию, европейца как культурный феномен: единство слова и дела, идеи и воплощения, теории и практики, гармонии и пользы — вот то драгоценное наследие античности, которое, чем дальше, тем больше привлекает к себе восхищенные взоры.

Именно от античности нынешние европейская и американская цивилизации унаследовали:

основы современных наук, хотя их отдельные элементы начали

формироваться еще в более древних обществах - у шумеров, на территориях нынешнего Египта, Китая и Индии; основные эстетические формы, о чем свидетельствует общий стиль современного западного искусства и архитектуры по сравнению с отнюдь не похожими на них восточными образцами; основные нормы государственности и права, до сих пор составляющие теоретический фундамент западной демократии с ее разделением властей, выборностью, равенством граждан перед законом и т.п.; основные нравственные нормы и основную религию -христианство, возникшее в условиях кризиса античной цивилизации.

Вопросы для самопроверки:

Какие периоды можно выделить в истории Древней Греции?

Назовите основные достижения культуры Древней Греции в различные периоды ее развития.

Каковы особенности культуры Древнего Рима?

Термины:

Амфитеатр в древнегреческом театре – места для зрителей, расположенные на склонах холмов; в древнеримской архитектуре – открытое круглое или эллиптическое сооружение для зрелищ, в котором места для зрителей располагались уступами вокруг арены.

Антропоцентризм – тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр Вселенной и конечная цель всего мироздания.

Архаика – ранний этап в развитии искусства, главным образом, ранние периоды древнегреческого и египетского искусства; древность, старина.

Варварство – 1) средняя из трех типов исторического развития человечества (дикость – варварство – цивилизация); 2) крайняя, часто бессмысленная жестокость, бескультурье.

Гармония – эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность, взаимодействие всех частей и элементов формы. Одушевленную гармонию, наполненную человеческим смыслом и чувством, называют красотой.

Дифирамб – в древнегреческой поэзии – восторженное драматизированное песнопение в честь бога Диониса; преувеличенная, восторженная похвала.

Ордер – система разработанных в античной архитектуре стоечно-балочных конструкций, состоящая из вертикально несущих частей – колонн, столбов и пилястр: и несомых горизонтальных частей: антаблемента, включающего архитрав, фриз и карниз.

Пантеон – у древних греков и римлян – храм, посвященный всем богам; усыпальница выдающихся людей.

Форум – площадь в Древнем Риме, на которой происходили народные собрания, устраивались ярмарки и совершался суд.

Раздел 8. Культура европейского Средневековья

8.1 Культура Византии

В период Средневековья особенно важно подчеркнуть роль Византии (IV - сер. XV вв.). Она оставалась единственной хранительницей эллинистических культурных традиций. Однако наследие поздней античности Византия существенно преобразовала, создав художественный стиль, уже целиком принадлежащий духу и букве Средневековья. Причем в средневековом европейском искусстве именно византийское было в наибольшей степени ортодоксально христианским.

В истории византийской культуры выделяются следующие периоды:

1-й период (IV - сер. VII вв.) — Византия становится преемницей Римской империи. Происходит переход от античной к средневековой культуре. Протовизантийская культура этого периода носит еще городской характер, но постепенно центрами культурной жизни становятся монастыри. Становление христианского богословия происходит при сохранении достижений античной научной мысли.