В каменном культовом строительстве выделяются два направления. Самобытный прием композиции храма – трехдольное трехверхое (редко одноверхое) сооружение и крестовидные пяти-, семи-, девятидольные сооружения с 5, 7, 9 куполами. Это Троицкая церковь в Густыне (1671), Покровский собор в Харькове (1689), Ильинская церковь в Киеве (1692), Вознесенский собор в Переяславе (1700), Георгиевская церковь Выдубицкого монастыря в Киеве (1696 – 1701) и др. Второе направление – соединение трансформированного древнерусского храма с классической композицией фасадов: собор Троицкого Ильинского монастыря в Чернигове (1679), собор Мгарского монастыря вблизи Лубен (конец 1689 – 1709) и др.
В «украинском» барокко творчески соединились европейские традиции с традициями народной деревянной архитектуры.
Живопись также впитала наилучшее достижение барокко – богатый декор, позолоту, сложную композицию, соединив их с традициями народного творчества. Наряду с существующими культурными центрами – Львовом, Киевом – сформировались новые художественные школы в Чернигове, Новгород-Северском. К храмовым росписям относятся пейзаж, портрет, жанровая картина. Выдающимися мастерами живописи были И. Бродлакович, И. Кондзелевич и И. Руткевич. Период барокко оставил большое количество как памятников деревянной скульптуры удивительных многоярусных иконостасов.
Украинская музыка периода барокко – наивысшее достижение национального искусства многоголосое партесное пение. Оно отличалось гармоничностью и простотой. Заметную роль в его распространении сыграли братские школы. Это течение представляли композиторы Е. Завадовский, М. Замаревич, И. Календа и др.
XVIII в. стал периодом большого культурного подъема. Наука и образование высшего уровня сосредоточились в Киево-Могилянской академии. В ее стенах получали образование украинские дети и дети славянских народов. Студенты академии продолжали обучение, что было нормой, в ведущих европейских учебных заведениях. Она дала миру таких талантливых и одаренных государственных деятелей, ученых, писателей и художников как Ф. Прокопович, Г. Сковорода, М. Березовский, И. Григорович-Барский, Н. Згурский, П. Завадовский и многих других. Полный курс обучения длился 12 лет. Изучались французский, немецкий, польский, русский, еврейский языки, рисование, физика, астрономия и т. д. Академия была доступна для всех сословий. Имела большую библиотеку, которая в конце XVIII в. насчитывала около 10 тыс. томов из разных областей знаний на всех европейских языках. По приказу императора Александра академия была закрыта (1817). С 1992 г. в Киеве действует университет «КиевоМогилянская академия», который является высшим учебным заведением международного уровня.
Научная мысль Украины активизировалась благодаря деятельности известного философа и просветителя Ф. Прокоповича. Он один из первых принес в украинскую научную школу лучшее наследие философской научной системы Европы. Активно борется со схоластикой в чтении курсов, а после переезда в Россию становится проповедником и идеологом абсолютизма, одним из основателей Всероссийской Академии наук. Его последователем стал известный ученый, философ Г. Сковорода (1722 – 1794). Он декларировал в своих философских концепциях просветительскую деятельность, равенства народов, людей независимо от их социального происхождения, мотивируя это тем, что каждый имеет право на личную жизнь и свободу. Путь к идеальному обществу он видел в воспитании нового человека через самопознание и труд. Г. Сковороде были присущи идеалистические концепции, которые нашли выражение в попытке дуалистической позиции видения человека, который соединяет телесное, т. е. материальное, и внутреннее, божественное.
Большой вклад внес Г. Сковорода и в литературу. Он написал много песен, которые широко распространились в народе, баек, где высмеивалась борьба дворян за титулы и другие людские пороки. Одна из его наибольших заслуг состоит в том, что он первый в литературном процессе начал пользоваться живым украинским языком. Его философское наследие, литературные произведения оказали большое влияние на последующие поколения, развитие общественнополитической мысли, формирование сознания украинского народа.
Литература. Начиная с XVIII в. в украинскую литературу входят новые направления. В противовес дидактической и теологической литературе начинает формироваться светская, в которой увеличивается жанровое разнообразие: сатира, эпиграмма, эмблематичная поэзия и др. Наибольшую популярность приобрел И. Величковский, автор эмблематичных сборников «Млеко» и «Зегар» и сборников эпиграмм, иеромонах К. Зиновьев, сатирик Д. Туптало, С. Яворский, Г. Сковорода и др.В произведениях этих авторов прослеживаются мотивы народного творчества, налет сентиментализма, отражается быт украинского народа, героями становятся городские жители, ремесленники.
Зарождается сатирическая поэзия. В сатирических стихотворениях раскрывается нелучшее отношение к церкви и ее служителям.
Преимущественно эти произведения анонимны.
К оригинальному виду литературного творчества можно отнести проповеди. Это был своеобразный жанр, который вмещал определенную историческую информацию, формировал моральные принципы, осуществлял сравнительный анализ библейских героев с современниками; делались попытки ввести в них даже анекдоты и присказки. Известными авторами того времени были К. Ставроцкий, который издал сборник проповедей «Жемчужина ценнейшая», П. Могила, М. Смотрицкий, Ю. Аникий.
Популярными становятся оды. Их пишут по различным историческим поводам, а также в знак уважения к тому или иному лицу («Ода на рабство» В. Капниста).
Фольклорное наследие представлено историческими и лирическими песнями. В них речь идет о славных днях героического Запорожья, о борьбе повстанцев, гайдамаков, Колиивщину и другие события. Много песен создано о героях освободительной войны: Богдана Хмельницкого, Семена Палия, Ивана Богуна, Максима Зализняка, Олексу Довбуша, Ивана Гонту и др.
Архитектура и изобразительное искусство. Значительный художественный вклад в развитие архитектуры внесли выдающиеся мастера, которые работали в Украине: В. Растрелли, автор проекта Андреевской церкви, О. Квасов создал собор в Козельце, Б. Меретин, автор собора Святого Юра во Львове; плодотворно работали архитекторы украинской школы С. Ковнир, который построил так называемый Ковнировский корпус в Лавре, звонницы Дальних и Ближних пещер, и воспитанник Киевской академии И. Григорович-Барский, который построил церкви Покровскую, Николая Набережного, комплексы Межгорского и Кирилловского монастырей, магистрат и много частных домов. Он первым из украинских архитекторов отказывается от влияния барокко, чем подготавливает переход к архитектуре классицизма.
В XVIII в. начинает активно развиваться дворцовая архитектура. Возводятся дворцы гетмана К. Розумовского в Батурине и Глухове; в Ляличах на Черниговщине строится поместье графа Завадовского и др.
Наряду с развитием блестящего бароккового стиля развивается деревянная архитектура. Деревянные сооружения гармонично вписываются в окружающий пейзаж. Возводятся просторные высокие храмы: храм Покровы в Ромнах, Вознесенская церковь в Борзне, Троицкий собор в Новоселице и др. Храмы всегда строятся на открытых возвышенных местах, огораживаются, обсаживаются деревьями
Также активно развивается каменное строительство, наблюдаются тенденции усложнения пластических решений. Архитектура декорируется лепниной и дополняется цветом.
Наследует традиции и провинция. Как одну из жемчужин архитектуры можно назвать Преображенскую церковь в Больших Сорочинцах на Полтавщине, родовую усыпальницу Апостолов.
В конце XVII – начале XVIII вв. в живопись также приходят новые тенденции. В это время изменяется технология росписей, вместо фрески используется темпера, плоско-декоративная трактовка сменяется живописно-декоративной, изменяется тематика, в сугубо теологических мотивах появляются светские, в икону вводятся портретные изображения.
В образах святых наблюдается введение украинского этнического типа. Это ясно заметно в творчестве мастеров конца XVII – начала XVIII вв. – И. Кондзелевича и И. Рутковича. Их лучшие произведения – это росписи Богородчанского иконостаса и церковь в Волынцах и Скваряве. В иконную живопись входит изображение конкретных исторических лиц. Углубляется интерес к увековечиванию образов современников. В иконах, кроме активного использования цвета, появляется движение; до этого фигуры были статичными. В КиевоПечерской лавре открывается школа для подготовки художниковиконописцев.
В конце XVIII в. в живописи четко размежевались два направления – сугубо теологическое, подчиненное требованиям храмовых росписей, другое – светская живопись, где преимущество отдается реалистическому изображению портрета человека, проникновению в его внутренний мир.
Таким образом, в XVIII в. были заложены основы восприятия новых течений, налажены связи с европейскими художественными школами, лучшие их достижения использованы в практической работе, что безусловно, обогатило и углубило художественную жизнь Украины.
Музыка. Для XVIII в. характерно развитие светской музыки. В это время в Киеве создаются городская капелла, музыкальная школа и музыкальный цех. Музыкальные цеха открываются по всей Украине. Во многих крепостных имениях существовали крепостные капеллы, оркестры, оперные и балетные труппы (например, театр К. Разумовского в Глухове).