Установлены памятники А. Пушкину и Н. Лысенко в Киеве (А. Ковалев), Т. Шевченко – в Москве (Ю. Синкевич и др.), И. Франко – во Львове (В. Борисенко и др.).
Одной из ярких и характерных черт культурной жизни украинского был расцвет народного самодеятельного творчества. В художественной самодеятельности принимали участие свыше 4 млн. трудящихся; в республике действовало 105 самодеятельных народных театров, 48 народных ансамблей и симфонических оркестров.
В 80-е годы были начаты реформы в экономике и политике, социальной и духовной жизни СССР, которые, в конечном счете, привели к его развалу. 16 июля 1990 г. Верховной Радой была принята Декларация о государственном суверенитете Украины, а 2 августа – Закон «Об экономической самостоятельности Украинской ССР. 24 августа 1991 г. Верховная Рада приняла «Акт независимости Украины», который был подтвержден на всенародном референдуме 1 декабря того же года. Таким образом, Украина пришла к независимости.
С провозглашением независимости Украины государство ощущало острую потребность в создании законодательной базы в области культуры. 23 мая 1991 г. Верховной Радой был принят закон Украины «Об образовании». Он определил школу как основу духовного и социально-экономического развития государства и предвидел кардинальные изменения в ее работе. Кабинетом министров утверждена комплексная национальная образовательная программа «Освита» («Украина – ХХI столетие»). Программа основывается на соединении образования науки и культуры, отечественного и мирового педагогического опыта. Ее целью является подъем отечественного образования до мирового уровня. Важным шагом в этом направлении стало принятие Верховной Радой Украины 19 февраля 1992 г. «Основ законодательства о культуре».
Из-за отсутствия эффективной системы государственного финансирования культуры указом президента Украины в июле 1994 г. был создан Фонд содействия искусству Украины. Уже первые шаги его деятельности показали, что работа Фонда эффективно влияет на реализацию многих художественных проектов, содействует духовному возрождению общества.
В 90-х годах возникают негосударственные культурнотворческие организации, среди них такие как ассоциация творческой интеллигенции «Мир культуры», общественные объединения: театр – студия «Арабески», ассоциация «Новая музыка», Центр международных культурных инициатив и др.
Реорганизовывается вся система высшего и среднего специального образования. В 1998 г. в Украине насчитывалось 204 учебных заведения III – IV уровней аккредитации, т. е. университетов, академий, институтов, 665 учреждений образования I – II уровней аккредитации, т. е. техникумов и колледжей. В этом же году государство начало новый этап практической реализации программы возрождения исторических памятников, возвращение к жизни символов веры украинского народа. Отстроен заново Михайловский Златоглавый собор. После нескольких лет дискуссий по поводу проектов работ отстроен Успенский собор Киево-Печерской лавры, который поднялся из руин и освящен 28 августа 2000 г.
В 2000 г. в составе Министерства культуры и искусств Украины создана Государственная служба контроля за перевозом культурных ценностей через государственную границу. Служба занимается государственной экспертизой культурных ценностей, возвращением краденных, незаконно вывезенных и невозвращенных произведений искусства. Состоялся Всеукраинский съезд работников культуры и искусств, на котором с программными речами выступили Президент Украины Л. Кучма и министр культуры Б. Ступка, определив пути развития культурно-творческого процесса государства.
Процессы, происходящие в обществе, широко охватили и литературу. Происходит переоценка общественных идеалов, исторических событий. Сегодня первое место занимает публицистика, которая освещает политические процессы и изменения, происходящие в обществе. Высоким гражданским пафосом наполнено творчество И. Драча, Д. Павличко, П. Мовчана, В. Яворивского, И. Дзюбы и др.
Весомый вклад в возрождение исторической памяти и возвращение забытых имен деятелей культуры и искусства внесли Союз писателей Украины и ее издательские органы: газета «Литературная Украина», журналы «Звон», «Березиль», «Днепр», «Вселенная», «Слово и время», «Украинский исторический журнал», «Памятники Украины».
Благодаря этим изданиям начали возвращаться в украинскую литературу ранее запрещенные имена писателей и их произведения, произведения искусства, творчество художников диаспоры, исторические исследования.
Происходят изменения в украинском кино. Создаются украиноязычные фильмы. По произведениям классиков украинской литературы созданы многосерийные фильмы «Сад Гетсиманский» по мотивам произведений И. Багряного, «Ловушка» – И. Франко, «Царевна» – О. Кобылянской, «Роксолана» – П. Загребельного. В1991 г. создан Государственный фонд украинской кинематографии. Позднее создана Ассоциация молодых кинематографистов Украины (АМКУ).
Возрождается в Украине музыкальное творчество, развивается современная украинская песня. Новые песни дарят слушателям О. Билозир, О. Билоножко, С. Ротару, П. Дворский, А. Кудлай, П. Зибров, Т. Повалий и другие мастера эстрадного искусства. Проводятся песенные фестивали – «Червона Рута», «Песенный вернисаж», «Таврические игры» и др.
Таким образом, деятельность украинский народ возрождает и развивает национальную культуру. Культура – вечная золотая нить истории, которая соединяет поколения, эпохи, времена и направлена в будущее. Украинская культура создала великие ценности. Задача нынешнего поколения – сберечь и приумножить их.
Вопросы для самопроверки:
Какие процессы произошли в культурной жизни Украины в 20-
30-е гг.?
Какой вклад в разгром фашистов внесли деятели культуры во время Второй мировой войны?
Достижения в сфере литературы, изобразительного искусства, музыки в послевоенный период.
Какие процессы происходили в литературной жизни Украины в 60-80 гг.?
Какие изменения произошли в культурной жизни Украины после принятия Акта о независимости Украины в 1991 г.?
Термины:
Диаспора – расселение по разным странам народа, изгнанного обстоятельствами, завоевателями или господствующей властью за пределы Родины; вся совокупность выходцев из какой-либо страны и ее потомки, которые проживают за ее пределами.
Кантата – музыкальное произведение торжественного или лирико-эпического характера, состоящее из нескольких законченных номеров и исполняемое певцами-солистами, часто также хором, в сопровождении оркестра.
Конструктивизм – направление в искусстве XX в., выдвигавшее на первый план функциональную оправданность форм, целесообразность конструкций, рациональную ясность.
Культ – совокупность ритуалов, обрядов и действий, основанных на вере в сверхъестественное; обязательный элемент любой религии.
Формализм – искусствоведческое направление в XIX- XX вв., претендующее на раскрытие закономерностей развития искусства путем изучения его структуры, совокупность экспериментальных направлений модернистского искусства (футуризм, кубизм, дадаизм и др.).
В Крыму издавна обитали люди, относящиеся к самым разным этническим группам и народностям: киммерийцы и тавры, скифы и сарматы, греки и римляне, хазары и протоболгары, печенеги и половцы, византийцы и итальянцы, татары и турки, караимы и крымчаки, славяне и армяне. Каждая национальная группа, поселившаяся в Крыму, вносила свой вклад в развитие его экономики и культуры.
Человек на территории Крыма появился еще в период раннего палеолита (древнекаменного века), т. е. 250 тыс. лет тому назад. Древнейшее население Крыма известно нам уже по письменным источникам. Это киммерийцы, проживавшие в Крыму в XV – VII вв. до н. э.
Прибрежную и горную часть Крыма заселяли пастушескоземледельческие племена тавров. Некоторые ученые считают их потомками киммерийцев. По имени тавров в эпоху античности и в средние века (до XIII в.) наш полуостров назывался Таврикой. Письменные источники говорят о пребывании тавров в Крыму до IV в. до н. э.
В VII в. до н. э. киммерийцы были вытеснены из Крыма пришедшими сюда из Азии ираноязычными племенами скифов. Основным занятием скифов в этот период было земледелие, видное место продолжало занимать скотоводство. Скифы также умели изготовлять разнообразные изделия из железа, бронзы, золота и серебра. Скифское царство просуществовало до III в. н. э. и пало под ударами готов.
Заметную роль в жизни древнего Крыма сыграли ираноязычные племена сарматов.
Сарматы появились в Крыму во II в. н. э. Проникая в города Боспорского государства, они постепенно придавали им грековарварсий характер.
В VI – V вв. до н. э. развертывается греческая колонизация северного побережья Черного моря. Первые греческие колонии основаны в большинстве случаев выходцами из греческого города Милета. В начале V в. до н. э. они объединяются в Боспорское государство (столица Пантикапей. Боспорское царство становится важнейшим экспортером хлеба в Грецию и Малую Азию. В Боспоре чеканится сначала серебряная, а потом и золотая монета. В IV в. н. э. Боспорское царство было окончательно разгромлено гуннами.
В V в. до н. э. в районе современного Севастополя выходцами из Гараклеи Понтийской (южного побережья Черного моря) была основана крупная греческая колония Херсонес. По своему политическому устройству это была рабовладельческая республика. Главным занятием жителей Херсонеса было виноградарство, виноделие, рыболовство, различные ремесла и посредническая торговля хлебом, который привозился сюда из степных районов Крыма. В Херсонесе было 9 продольных и 27 поперечных улиц, акрополь, агора (место народных собраний), рынок, театр, порт и цитадель. В период своего расцвета он насчитывал до 20 тыс. жителей. В I в. до н. э. Херсонес попал в зависимость от Римской империи.