ГЛАВАII
Приобретение первых коллекций Эрмитажа во время правления Екатерины II. Условной датой основания коллекций Эрмитажа считают 1764, когда в Эрмитаж поступило 225 картин, преимущественно голландской и фламандской школы, от немецкого купца Гоцковского в счет его долга русской казне. Гоцковский собирал эту коллекцию для прусского короля Фридриха II, который после долгой разорительной войны не смог оплатить покупку картин. ЕкатеринаII приобрела коллекцию, чтобы подчеркнуть, что дела в России идут лучше, чем в Пруссии. Покупка картин была возведена ею в ранг важного направления внешней политики.
Искусство Фландрии XVIIв.
«Во главе фламандского искусства XVII столетня стоял Питер Пауль Рубенс (1577—1640)—мастер многогранного таланта, творец прославленных живописных произведений, учитель крупнейших художников Фландрии. Коллекция Эрмитажа насчитывает двадцать две картины и девятнадцать эскизов Рубенса, в отделении рисунков хранится превосходное собрание рисунков этого мастера.
В маленькой картине "Статуя Цереры" (между 1612— 1616 гг.) Рубенс запечатлел скульптуру, виденную в Риме. Рядом с шероховатой поверхностью древнего мрамора статуи и холодным камнем обрамляющей ее архитектуры еще теплее кажутся пухлые тела младенцев-амуров, которые, суетясь, украшают тяжелыми гирляндами спелых плодов нишу с изображением богини. И в этом сопоставлении древнего мрамора и "прозаического" натюрморта сказался весь Рубенс, сочетавший творческое освоение античных образов с оптимистическим, темпераментным восприятием жизни. Пейзажное искусство Рубенса представлено в Эрмитаже двумя образцами: ранним — "Возчики камней" (ок. 1620 г.) и поздним — "Пейзаж с радугой" (1630-егг.). Один из шедевров эрмитажного собрания — "Портрет камеристки" (1625 г.)—скромный, но обаятельный образ молодой цветущей женщины. Привлекает внимание, удивительное даже для Рубенса, живописное богатство. Текучий, почти неуловимый в переходах, красочный слой подобен эмали, тонкий и прозрачный, он как бы весь светится изнутри. Среди представителей фламандской школы первое место после Рубенса принадлежит Антонису ван Дейку (1599—1641). Ван Дейк блестяще представлен в Эрмитаже, где хранится двадцать пять картин, преимущественно портретов, характеризующих различные периоды творчества художника. "Мадонна с куропатками" (ок. 1632 г.) представляет собой характерную композицию ван Дейка на религиозный сюжет, трактованный в стиле светской сцены, с той утонченностью и изяществом, которые составляли отличительную черту его творческой индивидуальность. Свыше тридцати полотен знакомят с творчеством Давида Тенирса Младшего (1610—1690), ученика Броувера, популярного мастера жанровой живописи и пейзажа. Тенирса, часто изображавшего жизнь крестьян, привлекали не трудовые будни деревни, а идиллические бытовые сценки на лоне природы, праздники, свадьбы. Полотна Тенирса, выдержанные в серебристых тонах, отличаются высоким живописным мастерством.
Искусство Голландии XVII в.
«Эрмитажное собрание голландской живописи пользуется мировой известностью. Основная экспозиция развернута в Шатровом зале, где представлены работы выдающихся мастеров разных жанров таких как: Рембрандт фан Рейн (1606—1669). В Эрмитаже хранится двадцать шесть картин Рембрандта. Ранних произведений великого голландца до нас дошло немного; два находятся в Эрмитаже. Картина "Поклонение волхвов" только недавно была определена как оригинал Рембрандта. Вторая ранняя вещь—"Портрет старика-воина" (ок. 1629—1630 гг.). В поисках выразительности молодой художник обращается здесь к своеобразному антуражу, облачая модель в старинный берет и рыцарский нагрудник, и к необычному освещению со светотеневыми контрастами. Этот период представлен в Эрмитаже выдающимися произведениями: "Флора", "Снятие с креста", "Жертвоприношение Авраама", "Даная", "Притча о работниках на винограднике", рядом портретов»[3].
Искусство Германии XV-XVIII
Экспозиция старого немецкого искусства в Эрмитаже охватывает четыре столетия от XV по XVIII век включительно. По сравнению с другими отделами западноевропейского искусства она намного меньше: занимает всего лишь шесть залов. И все же эта постоянная выставка дает возможность постигнуть художественные ценности германского народа.
Интерес к искусству Германии возник в России уже давно: культурные связи и взаимовлияния этих стран прослеживаются еще в середине века. Однако только во времена ПетраI собирательская деятельность и самого императора, и русской знати приняла действительно широкий размах. Из Петровской коллекции происходит «Портрет М.К. Радзивилла с сыновьями» Д. Шульца. Жене Петра I, Екатерине, посетившей город Эльблонг в 1712 г., была подарена, находившаяся в городской Ратуше картина северонемецкого мастера начала XV в. «Христос на страшном суде»- один из самых значительных в Эрмитаже памятников старого немецкого искусства. С середины XVIII в. приобретении предметов искусства за границей становится систематическим. В 1764 г. для русского двора покупается большая- из 200 картин – коллекция, которую немецкий купец собирал для прусского короля Фридриха II. Интерес русского общества к современному немецкому искусству разделяла и Екатерина II, а также ее сын, будущий император ПавелI. Императрица высоко ставила А.Р. Менгса, крупнейшего художника немецкого неоклассицизма.
В конце XVIII- начале XIX в. в России возникли очень ценные частные коллекции. Среди них следует отметить в первую очередь собрания А.С. Строганова, А.А. Безбородко, Д.Н. Шереметьева. В период царствования Елизаветы Петровны, а затем ЕкатериныII в Петербурге несколько лет провел дрезденский мастер мелкой пластики К.А. Люке Младший, работы которого имеются в Эрмитаже.
Эрмитажные фонды немецкой скульптуры составились в основном в XX в., уже после октябрьской революции. Здесь имеются такие значительные скульптуры XV и начала XVI в., как «Иоанн Евангелист», «Мадонна с младенцем», «Скорбящая богоматерь». После национализации частных коллекций в Эрмитаж поступила немецкая скульптура из собрания Долгоруких (1918), из Шуваловского дома-музея (1928), и из Строгановского дворца-музея(1928).
В начале XX в. коллекционированием увлеклись многие художники. Именно тогда возникло собрание О.Э. Браза, где находились две нюрнбергские бронзовые статуэтки XVI в.- фигурки собак.
Искусство Испании XVI—XVII вв.
Эрмитажная коллекция — одно из наиболее значительных и богатых собраний испанской живописи в музеях мира. Среди картин XVI в. обращают на себя внимание две вещи Луиса де Моралеса (1509—1586) "Скорбящая мадонна" и "Мадонна с младенцем". Нарочито удлиненные, скорбные лица мадонн несут на себе печать суровости и трагизма, в колорите преобладают черно-зеленые и холодные розовые тона. Творчество Моралеса, в известной мере, отразило религиозно-мистические настроения испанского общества, подогреваемые католической церковью, весьма могущественной в Испании тех времен. Последнее обусловило стойкое господство в испанском искусстве религиозных сюжетов. Шедевром эрмитажного собрания является картина "Апостолы Петр и Павел", исполненная в 1614 г. художником Доменико Теотокопули (1541—1614), прозванным за греческое происхождение Эль Греко. Диего де Сильва Веласкес (1599—1660)—один из величайших живописцев прошлого — представлен в Эрмитаже двумя картинами. К раннему периоду творчества художника относится "Завтрак" (ок. 1617 г.), где изображены за скудной трапезой сидящие в непринужденных позах, оживленно беседующие старик и двое юношей.
Искусство Франции XV—XVIII вв.
Коллекция памятников французского искусства в Эрмитаже отличается необыкновенным богатством, занимая первое за пределами Франции место среди музейных собраний мира. Более чем в сорока залах экспонированы живопись, скульптура и разнообразные памятники прикладного искусства. Эрмитаж обладает богатейшей коллекцией произведений Никола Пуссена (1594—1665), основоположника классицизма во французской живописи XVII в. Главной задачей искусства Пуссен считал изображение благородного, героического, прекрасного, воплощенного в идеальные формы, постичь которые художник может, лишь изучая античное наследие. В центре внимания Пуссена стоял человек — носитель разума, воли, духовной красоты. Таковы герои его многочисленных произведений на библейские, мифологические и литературные сюжеты: самоотверженная Эрминия, бесстрашная Эсфирь, мудрый предводитель племен Моисей