Тем не менее, в каком-то смысле мы должны «перейти» границу разумного и сделать некий вывод. Этот шаг нельзя совершить в сфере понимания сути вещей или теоретических разработок. Скорее, речь идет о переходе от размышления к действию, от догадки к решению. Как метко заметил Ричард Нибур: «Всякий верующий принимает решение, окончательное для самого себя, в тот момент, когда встает с удобного дивана, откладывает в сторону книги о древних спорах и погружается в море реальных страстей»
Сколько бы ни было споров в теоретических дебатах, как бы глубоко ни изучили богословы заповеди Христа, как бы старательно ни исследовали требования общества, все равно их находки и выводы не избавят конкретного верующего или христианскую общину от ответственности, долга, вины и славы, с которыми связано принятие решений в настоящей жизни. Исследование как типичных теорий, вышедших из-под пера посторонних людей, так и примеров практического поведения спасает от ответственности не больше, чем какая-нибудь книжка или чей-нибудь чужой опыт. Даже если мы гордо заявим о своей принадлежности к радикалам или либералам конкретные вопросы нам придется рассматривать самостоятельно, и окончательное решение будет каждый раз зависеть от наших собственных размышлений, в результате чего мы, между прочим, и выясним, правильно ли оценили самих себя. Как бы то ни было, наверняка нам станет ясно одно: мы не просто типичные представители какого-то направления, мы и больше их, и меньше.
Если таков будет вывод из нашего исследования — что проблема взаимоотношений между Христом и обществом может и должна иметь окончательное решение только в поступках свободных индивидов и общин верующих, — то еще не очевидно, что мы не обязаны выяснить, какой свободный, добровольный, относительный и личный выбор сделали наши братья по вере, а также, что подтолкнуло их поступить именно так.
Верить — значит находиться в союзе с Тем, в Кого верим, и с теми, кто тоже верит в Него. Благодаря вере мы осознаем относительность своей жизни, ибо она построена на отношениях с другими. Благодаря вере мы разумно и реально пользуемся своей действительной свободой в контексте своей зависимости. Принять решение с верой — значит признать существование этого контекста. Понять же контекст своей жизни как можно глубже есть долг каждого верующего, и исполнять он его должен так же старательно, как свои обязанности перед теми, от кого он зависит в контексте жизни.
_______________________________________________________________________
(1) Ричард Нибур «Христос и общество», стр.229.
Такая вера вошла в нашу историю, культуру, церковь, общество благодаря конкретной Личности и конкретному событию. Теперь она рождается в нас благодаря Ему, и мы замечаем, что она была всегда, что без нее мы просто не смогли бы дышать, что наша верность есть нравственная причина всех вещей. Однако без реального воплощения этой веры в Иисуса Христа, имевшего место в человеческой истории, мы бы навеки остались в безверии.
Будучи для человечества конкретной исторической реальностью, Он стал краеугольным камнем, на котором мы созидаем, и скалой, защищающей обиженных. Он пребывает с нами со Своей верой и творит веру в нас.
Мы рассуждаем на основании такой веры, и то, что было непонятно с точки зрения безверия или веры в маленьких ненадежных божков, вдруг озаряется светом. Далеко за пределами религиозных групп, пытающихся заключить веру в удобные рамки символов, появляется основа и для разумного мышления в нашем обществе, и для попыток дать определение рациональному правосудию, и для стремления создать продуманный политический строй, и для объяснения сути красоты и истинности.
Конечно, вера не может составлять единственную основу для всего вышеизложенного, ибо она мала, как малы наша преданность и доверие, поэтому мы постоянно скатываемся в безверие даже в тех областях, где, казалось бы, вера одержала существенные победы. С такой верою мы пытаемся принимать решения по поводу нашего экзистенциального настоящего, зная, что вера наша столь жалка, что наряду с заявлениями об обладании ею мы постоянно отрекаемся от нее. И все же с верою в верность Бога мы рассчитываем на исправление, прощение, дополнение со стороны сообщества верующих и многих других, кому Он верен, несмотря на их предательство.
Я, совершенно согласна с Ричардом Нибуром, который сказал, что принимать свои решения с верою — значит принимать их, помня о том, что Христос воскрес из мертвых и теперь не только стоит во главе Церкви, но и является Искупителем мира. Мы делаем свой выбор, твердо зная, что мир общества и достижения рук человеческих живут, объемлемые миром благодати и Царством Божиим.
Литература:
(1) Щапов Я.Н. Государство и Церковь в Древней Руси, X-XIII
(2) Соловьев, С. М. История России с древнейших временУС.М. Соловьев. М., 1988
(3) Библия. Книги Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1976,
(4) Конституция РФ. М., Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Изд. «ЭКМОС», 2001.
(5) Пясковский Н.В. Церковь и народоправие. Изд. Посев. - 1997 г.
(6) Государство понятия. www.soc.ru/links/socioweb.
(7) Р.Нибур. Христос и общество.
(8) Буганов В., Богданов А,. Бунтари и правдоискатели в Русской православной церкви. – М., 1991. ст.5