Иллюстрирование художественной литературы всегда зависит от типа издания. Тип издания обуславливается кругом читателей, которому оно адресуется, поводом, по которому оно готовится, тиражом и др.
Массовые издания обращены к широкому кругу читателей. Для этих книг характерны скромное, лаконичное и не дорогостоящее оформление, полное отсутствие или небольшое количество иллюстраций, большой тираж книги, бумажная обложка, простота брошюровки. Невысокие сорта бумаги требуют от редактора сокращения иллюстраций. В конечном счёте здесь можно ограничиться иллюстрированной обложкой для взрослых и небольшим количеством однокрасочных иллюстраций в тексте для детей.
Юбилейные издания посвящаются какому-нибудь писателю, поэту или знаменательному событию или выдающейся личности. Эти издания имеют хороший переплёт, высокие сорта бумаги, сложную брошюровку книжных блоков, объединение нескольких способов печати и, конечно же, иллюстрации. Задача оформителя – показать необычность издания. Редактору к этому типу издания можно подобрать ранее выполненные иллюстрации различными художниками или заказать новые.
Академические издания. Их характерная черта – научно-исследовательская направленность, издания снабжены предисловиями, ссылками, аналитическими статьями. Все эти особенности академических книг выражать через иллюстрации нет необходимости.
Особого подхода требуют специально иллюстрированные и подарочные издания. При работе с этими книгами редактору нужно уделять большое внимание иллюстрациям. Ему следует избегать в специально иллюстрированном издании таких недостатков и ошибок как излишнее количество иллюстраций, несоответствие их тексту, разнобой по технике их исполнения, пренебрежение к архитектонике книги, архаизм в иллюстрациях.
Все типы изданий могут быть серийными и несерийными. Иллюстрации к серийным книгам должны быть выполнены в едином формате и технике их исполнения, книги одной серии должны иметь единое художественно-техническое оформление. Иллюстрирование несерийных книг в каждом отдельном случае проводится оригинально.
В основе современного художественного оформления книги лежит абсолютная гармония всех её элементов. Суть гармонии — соотношение пропорций. Пропорции встречаются во всём: в размере полей, в соотношении пробелов между строками, в выключке слов и во многом другом. Гармоничное сочетание элементов в совокупности образует архитектонику книги. Вопросы, связанные с оформлением современной книги, касаются работы художественных редакторов. Он должен быть не только профессионально грамотным, хорошо знать производство и обладать хорошим вкусом, но и быть человеком широко образованным, творческим, способным глубоко проникнуть в дух и стиль издаваемого произведения и к тому же знать художников, индивидуальные особенности и потенциальные возможности их творчества. Редактор должен следить за тем, чтобы книга была удобочитаемой, прочной, опрятной. Она должна быть привлекательна во внешнем оформлении, организована и гармонична от титульного листа до выходных сведений, а её иллюстрации должны содержать подлинно художественные образы и быть гармоничными частями книжных страниц. При этом редактор должен иметь в виду, что «повествовательная, истолковывающая сторона иллюстраций должна быть ведущей, а украшение книги идти попутно с решением главной задачи и органически сливаться с ней воедино» редактора должно быть серьёзное, вдумчивое отношение к литературному произведению. Простота, выразительность, гармония, соответствие облика книги её содержанию и внутренней структуре, удобочитаемость – такими критериями должна обладать любая книга.
Особенностью работы над художественным оформлением и иллюстрированием книги состоит в одновременной работе редактора и художника. Её результаты – окончательный список тем иллюстраций. После этого начинается работа редактора над планом иллюстрирования, который является частью общего проекта художественно-полиграфического оформления книги. Он включает в себя: список тем иллюстраций, виды иллюстраций и решение архитектоники книги. Список тем иллюстраций возникает после тщательного выбора мест литературного произведения для иллюстрирования. Редактору необходимо выбирать для иллюстрирования те места текста, которые наиболее ярко могут передать идейный замысел писателя или поэта, глубоко раскрыть образы героев, передать соответствующее настроение и ритм литературного произведения средствами изобразительного искусства. Такой подход к выбору тем возможен лишь после тщательного изучения рукописи. После редактор должен выбрать виды иллюстраций, которые будут использоваться, и количество иллюстраций. Определение количества зависит от того, кому адресуется книга, вида литературы. её значения и полиграфических и материальных возможностей издательства и типографии. Редактору нужно помнить, что в книге могут быть только необходимые ей иллюстрации. Затем начинается работа редактора над архитектоникой книги, которую наиболее ярко выражают иллюстрации. Архитектоника книги — это соотношение отдельных частей текста (глав, подглав и т.д.) и иллюстраций, образующих единое целое — книгу. Правильно созданная архитектоника помогает читателю верно истолковать текст. Редактору нужно стремиться использовать различные виды иллюстраций так, чтобы они располагались по всей книге, ритмично.
Типичные ошибки, которые нужно избегать:
· иллюстрация изображает близкий по характеру предмет;
· зеркальное отражение;
· возможны части иллюстраций, которые нужно убирать.
Редактору необходимо добиваться того, чтобы литературный текст, иллюстрации и оформление сливались в единое целое, воспринимались неотрывными друг от друга и способствовали удовлетворению высоких требований читателя.
Вне зависимости от того, компьютеризировано издание или нет, имеет ли оно собственные типографские возможности, печать большинства книг на современном этапе производится офсетным методом.
Репортеры и корректоры в наши дни вовлечены в типографский процесс, они используют управляемые компьютером механизмы в редакции. Они производят набор в процессе создания текста.
Люди, работающие в редакции, должны знать, как производится набор, как создается макет страниц, как делаются и воспроизводятся иллюстрации, как печатается книга, потому что они принимают решения, затрагивающие все эти вопросы. Они все должны уметь пользоваться компьютером, так как он – неотъемлемая часть редакции в наши дни. Компьютеры улучшают процесс правки. Они выравнивают строчки. Все больше и больше они помогают редактору создавать макет книги. Однако иногда они создают проблемы: могут подвести в самый ответственный момент, требуют проворства, которым могут и не обладать репортеры и редакторы. Кроме того, постоянная работа с компьютером отрицательно сказывается на зрении.
1. Адамов Е.Б., Кричевский В.Г. Оформление справочных изданий. – М., 2008. – 110 с.
2. Гитис Л.Х. Современное университетское издательство. – М., 2007. – 220 с.
3. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учеб. пособие. – М.: «Аспект-Пресс», 2008. – 312 с.
4. Васильев В.И. Издательская деятельность Академии наук в ее историческом развитии (от зарождения до наших дней): Учебник – М., 2008. – 315 с.
5. Ямчук К.Т. Редактирование в издательском деле России в 20 веке: Конспект лекций. – М.: Изд-во МГУП «Мир книги», 2008.
6. Свинцов В.И. Логические основы редактирования текста. – М., 2009. – 325 с.
7. Колесников Н.П. Практическая стилистика и литературное редактирование: Учеб. пособие.– М.: «МарТ», 2008. – 192 с.
8. Свешникова И.К. Технология редакционно-издательского дела: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГАп «Мир книги», 2008. – 116 с.
9. Западной А.В. От рукописи к печатной странице. – М., 2009. – 122 с.
10. Лихтенштейн Е.С. Теория и практика редактирования книги. – М., 2008. – 116 с.
11. Сенкевич М.П., Феллер М.Д. Литературное редактирование. – М., 2007. – 198 с.
12. Сикорский Н.М. Теория и практика редактирования. – М., 2008. – 252 с.
13. Тяпкин Б.Г. Работа редактора над книжными иллюстрациями: Книга – М., 2008. – 256 с.
14. Козлова М.М. Редакторская подготовка литературно-художественных изданий: Учебное пособие – М., 2009. – 165 с.
[1] Тяпкин Б.Г. Работа редактора над книжными иллюстрациями. Книга – М, 2008– 6 с.
[2] Козлова М.М. Редакторская подготовка литературно-художественных изданий: Учебное пособие – М, 2009, 98 с.
[3] Козлова М.М. Редакторская подготовка литературно-художественных изданий: Учебное пособие – М, 2009, 117 с.
[4] Антонов А.В. Восприятие внетекстовых форм информации в издании. Книга – М, 2008 – 105 с.
[5] Лихтенштейн Е.С. Теория и практика редактирования книги. – М, 2008, 56 с.
[6] Свинцов В.И. Логические основы редактирования текста. – М., 2009, 126 с.
[7] Свинцов В.И. Логические основы редактирования текста. – М., 2009, 315 с.