Смекни!
smekni.com

Художественные и эстетические особенности культуры Древнего Египта 2

Древний Египет... Испещренные иероглифами грандиозные храмы и переполненные сокровищами гробницы Древнего Египта вызывают вполне понятное изумление у современного человека. Но и в далеком прошлом культура Древнего Египта для иноземцев казалась странной и лишенной смысла. Например, Геродот совершенно не оценил знаменитые гизовские пирамиды. С его точки зрения они - лишь памятник деспотизма правителей, заставлявших подданных мучиться над созданием столь бессмысленных сооружений. Столь же странным, трудно доступным логическому осмыслению представляется мировоззрение древних египтян и современному человеку. Миросозерцание античных греков нам несравненно ближе. В египетском мифе события могут показаться не имеющими причинно-следственной связи, поступки богов — психологически никак не мотивированными или вопиюще непоследовательными. Крайне запутана и сама сюжетная основа. Но даже в том случае, когда читатель оказывается способным воспринять текст, понимание всё равно будет лишь рассудочным. Вначале мир природы, как свидетельствует культура Древнего Египта, представлял для египтян неделимое целое с миром богов, и потому многие божества имели в древнеегипетской мифологии либо облик животного, либо - полуживотного-получеловека. Бог Луны Тот, например, представал то в облике павиана, то человека с головой ибиса. Богиня Солнца Мафдет - в виде самки гепарда. Один из древнейших богов древнеегипетского пантеона, Хор, изображался в виде сокола, бог Анубис - в виде человека с головой шакала (или собаки), а великая восьмерка божеств, олицетворяющих стихии - в виде людей с головами лягушек и т.д. Боги следующего поколения стояли гораздо ближе к человеку, изображались в виде людей, и существенно напоминали людей своими поступками. Убитый Сетом Осирис с помощью сестер Исиды и Нефтиды обрел новую жизнь, восторжествовал над смертью и стал правителем царства мертвых. Его сын Гор, рожденный после смерти отца, стал властелином Земли, победив родного дядю Сета, воцарившись над теперь уже навсегда упорядоченным миром. Этот миф послужил основой обожествления фараона. Появилась традиция отождествлять фараона с Гором. Фараон - владыка Верхнего и Нижнего Египта, Золотой Гор. Фараон, как наследник создателя и владыки мира, обладает властью над целым космосом. Благополучие страны обусловлено наличием фараона. Благодаря фараону в Египте во всем, идет ли речь о природе или о деятельности человека, господствует регулярность и порядок. Такова мифологическая основа государственного строя Древнего Египта, Но это вовсе не означало, что египетские правители были деспотами, позволяющими себе все что угодно. Скорее наоборот. Вокруг плелись интриги, но сами правители на основании негласного кодекса чести не забывали о своей божественной миссии служить государству и народу. Не случайно в произведении «Наука фараона Мерикара», фараон выступает, прежде всего, как мудрый человек. Он делится опытом и дает советы своему сыну, которому предстоит стать его приемником в управлении страной: «богатый народ не восстает», «не гневайся — хорошо самообладание», «создай себе памятник любовью (окружающих) тебя», «язык — это меч (царя); речь сильнее любого оружия», «почитай сановников, способствуй преуспеванию народа твоего». Одним словом, быть фараоном учили как профессии. Какое же место занимали простые смертные в этом мире, где судьба всего сущего определялась взаимодействием между единственным человеком, созданным из плоти и крови, — фараоном - и сонмом богов? Обычаи предписывали имущим помогать неимущим, а в книгах древнеегипетских мудрецов за 3000 лет до н.э. часто можно встретить упоминания о милосердии и милостыни. Уже от эпохи Древнего царства (III тысячелетие до н.э.) до нас дошли высказывания типа надписи жреца Шеши: «Я спасал несчастного от более сильного. Я давал хлеб голодному, одеяние нагому. Я перевозил на своей лодке не имеющего ее. Я хоронил не имеющего сына своего...» Подобного рода текстов встречается много, что свидетельствует о существовании сильной гуманистической струи, пронизывающей культуру Древнего Египта. Мужчина и женщина были равны перед законом, хотя женщина обычно входила в дом мужа, где ей отводилась почетная роль «хозяйки дома», исполнение которой и становилось ее основным занятием. Культура Египта, правда, не запрещала женщине представлять государственные интересы. Известны несколько случаев в истории Египта, когда, женщины становились фараонами. Самой известной из женщин - фараонов была царица Хатшепсут. Египтяне ценили радости семейной жизни, что нашло отражение в рисунках и надписях на стенах гробниц и в литературных памятниках.



В Египте существовали так называемые правила Маат, богини мирового порядка, которым обучали с детства. Они включали в себя основы культуры поведения, проповедовали сдержанность и внешнюю скромность, приучали к дисциплине. «Не имей злых намерений к другим людям, ибо боги покарают тебя», - гласили правила Маат. Египтяне полагали, что если человек умеет приспособиться к законам, то он будет счастливым. А счастье — великая ценность, которую ничто не заменит: «Будь счастлив всю жизнь, не делай сверх того, что следует делать, не сокращай времени, отпущенного для радости, ибо страшным является трата времени, предназначенного для удовольствия. Не трать времени на работу, кроме необходимого минимума, которого требует сохранение хозяйства. Помни, что богатства можно достичь, если желаешь, но какая же польза от богатства, если желания угасли?» В этих словах, запечатленных на стенах гробницы крупного чиновника Птахотепа, содержится наиболее древняя из известных миру система гедонизма (этики наслаждения). Автобиографические заметки Птахотепа вошли в историю литературы и этики под названием «Поучения Птахотепа». Гедонизм, пронизывающий науку Птахотепа, не был исключительным явлением в стране фараонов. Напротив, жизнь и ее радостные моменты настолько ценились тогда, что египтяне решили не расставаться с ними и после смерти, создав свою, не похожую ни на одну другую версию загробной жизни. Они попытались убедить себя, что в царстве Осириса, покровителя и судьи царства мертвых, их ждет все самое лучшее из того, что окружает при жизни. Египтяне создали уникальный заупокойный культ - комплекс представлений о посмертном бытовании человека и связанных с ними ряда предшествующих приготовлений и ритуалов. В начале Древнего царства считалось, что только фараоны могут войти в загробный мир, но позже это стало доступно всем. Древние египтяне совершили одну из самых странных революций. Народ древнего Египта восстал против смерти и успешно победил её. Фундаментальным принципом древнеегипетской культуры стала вера в возможность индивидуального бессмертия. Благодаря этому принципу древнеегипетское мировоззрение, сконцентрированное на власти фараона и богов, оставляло простым людям возможность, призвав на помощь магическую силу искусства и науки, увековечить себя. Правда, это стоило больших денег, и далеко не все оказывались в состоянии построить гробницу, оплатить труд художников по росписям её стен каноническими сценками из реальной и загробной жизни, оплатить создание нескольких саркофагов, погребальных масок, и уже потом - изготовление мумии. И все же шанс был у всех. Правда и здесь не обошлось без столь популярного в Древнем Египте воспитательного начала. Право на загробную жизнь получал, при условии соблюдения всех перечисленных выше пунктов, лишь тот, кто с честью выдержит суд Осириса, куда любого умершего (вернее, «утомившегося» - слово «умерший» египтяне не признавали, протестуя против смерти и в этом) сопровождал Анубис. Все детали длиннейшего шествия к Осирису были расписаны до мелочей. Человек должен был при жизни выучить немало заклинаний, речей, а главное - знать на зубок «Исповедь отрицания», содержащую перечисление всего, что он не делал при жизни как предосудительное. Древний египтянин почти наизусть должен был знать всю «Книгу мёртвых», литературный памятник Древнего Египта, содержащий богатейшие сведения по истории, религии, правовой и этической культуре государства. В конце концов, душа праведно прожившего жизнь человека попадала в Поля Иалу, «Полях Камыша», где и происходило воссоединение с телом и начиналась блаженная загробная жизнь. Чтобы покойный мог наслаждаться отдыхом и ему не пришлось бы самому обрабатывать поля и пасти скот, в гробницу клали ушебти — деревянные или глиняные фигурки людей: писцов, носильщиков, жнецов и т. д. Богатым египтянам обычно клали в гроб 360 ушебти — по одному на каждый день года; беднякам же ушебти заменял папирусный свиток со списком 360 таких работников. Ушебти представляют интерес не только как доказательство веры египтян в реальность мифов и подтверждение их предусмотрительности, но и как первый образец бытовой скульптуры, - скульптуры, изображающей человека в момент совершения обыденных действий, - в истории изобразительного искусства. При всей странности и наивности представлений древних египтян о жизни в загробном царстве, заупокойный культ заслуживает большого внимания в силу ряда причин. Во-первых, через конкретику верований народа можно более точно почувствовать дух культуры в целом. Во-вторых, именно специфика заупокойного культа привела к тому, что египтяне стали первооткрывателями существеннейших направлений, как в науке, так и в искусстве. Египтяне были истинными новаторами в области мумификации - искусстве создания мумий. В соответствии с их верованиями, для того, чтобы душа, Ба, сумела найти тело, в которое ей предстоит вернуться, нужно было сохранить нетленным само тело. И ученые Древнего Египта неустанно трудились над решением этой проблемы. Задача невыполнимая без существеннейших открытий в области химии, биологии, медицины и хирургии. Египтяне многое перепробовали в надежде защитить тела от разложения. Они постепенно узнали, что недостаточно вынуть из тела внутренности и залить вместо них смолу, а на месте сердца поместить вырезанного из камня священного жука-скарабея. Недостаточно вымачивать тело в содовом растворе, натроне, а потом его бальзамировать, т. е. пропитывать смесью эфирных масел и смолы. Надо еще обмотать тело воздухонепроницаемыми —для этого их пропитывали смолой и мастикой — полотняными полосками, бинтами, так, чтобы не было видно даже лица. Только в этом случае тело превращалось в неразлагающуюся мумию. Большие надежды возлагались и на каменные сооружения, хранящие и защищающие мумию. Насколько прочна гробница, столь же длительное время будет существовать и нашедшая себе в ней пристанище душа. Наивнейшие представления привели к созданию восхищающих и по сей день шедевров архитектуры. Среди них особой известностью пользуются пирамиды в Гизе. Каким образом древним египтянам удалось создать столь грандиозные сооружения, не разгадано до сих пор. Возьмем, например, самую большую пирамиду - пирамиду фараона Хуфу (по-гречески — Хеопса), возведенную около 2600 года до н.э. На ее постройку пошло около 2 миллионов 300 тысяч каменных блоков и плит. Каждая сторона пирамиды имеет ширину в 232,5 метра (сейчас — 230), высоту в 146 метров (сейчас 137). Грани её повернуты к четырем сторонам света. Каменные блоки вытесаны, отшлифованы и подогнаны таким образом, что их углы и кромки безупречно совпадают. Пирамиду в свое время венчала высеченная из красного гранита верхушка, она была облицована тонко отшлифованными облицовочными плитами из белого известняка. Вряд ли сегодня возможно построить что-либо подобное. Пирамида Хефрена известна расположенным неподалеку от неё сфинксом, скульптурным изваянием фантастического существа с головой человека и телом льва. По одной из версий - это страж гробницы, имеющий лицо «утомившегося» фарарона. Сфинкс - один из традиционных типов древнеегипетской скульптуры. Существуют портретные изображения и других фараонов в обличий сфинксов, а в Луксоре находится целая галерея сфинксов, которых Гегель воспринимал как своеобразный символ древнеегипетского величия и загадочности. Однако, первой из шестидесяти с небольшим дошедших до нас пирамид, была пирамида фараона Джосера. Автором ее проекта являлся Имхотеп, сановник фараона Джосера, сведущий во многих науках, но прославившийся больше всего как врач и зодчий. Это шестиступенчатая, прямоугольная, высотой в 60 метров пирамида, точнее, шесть поставленных одна на другую уменьшающихся к верху мастаб. И хотя, в ее конструкции для современного человека ничего загадочного нет, уровень познаний Имхотепа и его помощников в области геометрии и математики, в равной степени, как и дерзновенность замысла, удивляет и сегодня. Впоследствии, от пирамид отказались вообще. Какое-то время строили более дешевые одноступенчатые мастабы (гробницы не пирамидальной формы, построенные в виде бруса с наклоненными к центру стенами), но и они не во всем устраивали из-за частых попыток ограбления. На стенах одной из мастаб было обнаружено Увещевание, адресованное «живым, пребывающим [еще] на земле». «Утомившийся» обещал живому заступничество перед богами в случае благожелательного отношения к нему, в противном же случае угрожал судом перед «великим богом" или даже обещал «свернуть шею» или навлечь несчастья на земле. Судя по тому, что в дальнейшем египтяне стали вырубать помещения для захоронений в скалах или же непосредственно в земле, таким образом, чтобы гробницу было трудно отыскать, увещевания вряд ли спасали гробницы от грабителей. Наиболее важным вкладом древних египтян в науку следует считать медицинские знания. Древнеегипетский врач был одновременно жрецом и магом, что характерно для Ближнего Востока, где не было резкой границы между медициной и религией. Но именно в Древнем Египте впервые в мировой истории возникла реальная медицина в современном значении этого слова, опирающаяся на точные знания функций всех органов человеческого тела и возможностей их восстановления. Благодаря этому египтяне уже умели делать хирургические операции. Египетские бальзамировщики по сути дела являлись современными патологоанатомами. Первопричина же всех достижений в области медицины коренится в необходимости при создании мумии освобождать тело от быстроразлагающихся внутренних органов, а, следовательно, - производить вскрытие тела, что категорически запрещалось многими другими культурами вплоть до Нового времени. Из заупокойного культа родилось и искусство портрета, как живописного, так и скульптурного. Портрет в дальнейшем стал одним из главных направлений в изобразительном искусстве. Первоначально подразумевалось точное воспроизведение внешнего облика человека. Подобное отношение к задачам портрета, порождённое культовыми особенностями культуры Древнего Египта, оставалось незыблемым вплоть до начала XX века. Египтяне, хотя и доверяли бальзамировщикам, но все же хотели обезопасить себя и закрыть лицо заупокойной маской, точнейшим образом передающей его черты. Уже при жизни начиналась подготовка погребальной маски. С лица живого человека снимался слепок, затем изображение отливалось из металла, и далее художники «оживляли» лицо, используя цветную эмаль и инкрустацию полудрагоценными камнями. Достаточно посмотреть на погребальную золотую маску фараона Тутанхамона, чтобы оценить реалистичность древнеегипетского портрета. До египтян портретное искусство хотя и существовало, но имело гораздо более условный характер. Однако есть доказательства того, что и в Древнем Египте далеко не все воспринимали на веру и заупокойный культ, и идею бессмертия. Сохранилось, например, любопытное литературное произведение, которое известно сейчас под названием «Разговор разочарованного со своей душой». Автор анализирует и переосмысливает многое из того, что почиталось как истина, проявляя поистине философскую мудрость. Идея недоверия заупокойному культу и проповедь жизнелюбия лежат и в основе такого произведения как «Песнь арфиста». Все на земле бренно, утверждается в «Песне». Решительно все обречено на исчезновение. Испокон веков, поколения людей одно за другим нисходят в могилы, надгробные памятники разрушаются и исчезают, и от этих людей не остается даже воспоминаний. Никто из умерших не явился из потустороннего мира, чтобы сказать живым об ожидающей их участи; а потому надо использовать все блага жизни — веселиться и наслаждаться, ибо ничто не отвратит неизбежную смерть. Уже в раннем периоде Древнего Египта (Древнее царство) сформировалась и использовалась письменность, что было обусловлено государственным делопроизводством и наличием крупных хозяйств. Видное место занимает фигура писца. Писцы составляли интеллектуальную элиту общества, управляющую сложной административной и экономической деятельностью страны. Древние египтяне писали на папирусных свитках, причем некоторые свитки достигали 30—40 метров. Но те знаки, которые воспроизводились на папирусных свитках, лишь отчасти являлись иероглифами, разновидностью идеаграфического письма. Знаки иероглифического письма вырезали, главным образом, на камне, и этот способ письма многие и по сей день называют рисунчатым. Для текстов, воспроизводимых на папирусе, пользовались более сложным вариантом письменности, близким к алфавитному (звуковому). Древнеегипетская иероглифическая письменность в течение 14-ти веков представляла собой волнующую загадку для европейского мира. Ученым, сумевшим разгадать тайну иероглифов, стал француз Франсуа Шампольон (XIX век). Он предположил, что иероглифы — это не письмена-рисунки (на что они так похожи по форме), а обозначения букв и слогов. Опираясь на свою догадку, Шампольону удалось расшифровать надписи на египетских памятниках и гробницах. Раннее изобретение письменности способствовало развитию высокохудожественной словесности. До нас дошли древние мифы, сказки, повести, басни, дидактические произведения, философские диалоги, гимны, молитвы, плачи, эпитафии, любовная лирика. В Древнем Египте существовало такое специфическое учреждение, как «Дом Жизни», выполнявшее самые разнообразные функции. Там создавались гимны и священные песни, разрабатывались образцы дидактической литературы, систематизировались и хранились «магические» книги, содержавшие сведения по медицине, в которых наряду с магическими заклинаниями и можно было найти и практические, экспериментально - подтвержденные средства лечения. Там разрабатывались и утверждались установки для деятельности художников, скульпторов и архитекторов, хотя официально утверждалось, что принципы художественного творчества были сформулированы богом Тотом. «Дом жизни» был своеобразным синтезом учебного, научно-исследовательского и идеологического заведения, ответственного, в том числе, и за соблюдение канонов. Художественное мышление египтян с древнейших времен в результате длительной практики выработало развитую систему канонов: канон пропорций, цветовой канон, канон композиционный. Здесь, пожалуй, впервые в истории канон становится важнейшим эстетическим принципом, определяющим творческую деятельность художника. Каноничность - чёткое следование определённым правилам, канонам - существеннейшая черта древнеегипетской культуры. У древних египтян впервые в истории культуры мы находим четко сформулированные эстетические идеалы. Практичные египтяне не были расположены делать вещь прекрасной исключительно ради красоты. Великолепные статуи Древнего царства были сделаны не для украшения рыночной площади или дворца, а для того, чтобы быть замурованными в гробницах. Этой же цели служила и настенная живопись, покрывающая стены гробниц. Египтяне верили, что все изображенное имеет силу реально существующего, и станет предметно-осязаемым миром покоящегося в гробнице. Несмотря на общепризнанный традиционализм и каноничность культуры Древнего Египта, именно там, в стране с огромным сонмом богов, впервые была предпринята попытка введения монотеизма (единобожия). Усиление могущественного и влиятельного жречества, в чьей власти были и религия, и наука, не могло не беспокоить фараонов. Конфликт — и религиозный, и светский — вспыхивает в правление Эхнатона, Аменхотепа IV - (1424—1406 гг. до н.э.) — фараона-реформатора, совершившего первую в истории попытку введения монотеизма, единобожия, одной из наиболее ярких фигур египетской истории. Бросая открытый вызов жреческому культу, он сделал попытку покончить с многобожием как фактором, препятствующим централизации, укреплению и развитию государства. Он ввел поклонение новому и единому богу - Атону. Своё прежнее имя фараон меняет на новое - Эхнатон — «угодный Атону», и основывает новую столицу и религиозный центр — Ахет-Атон. Единый Бог не имеет конкретного образа: символ его — солнечный диск, чьи лучи заканчиваются распростертыми ладонями. Эхнатон слагает вдохновенные гимны Солнцу - Атону. Он удаляет приверженцев старых культов, окружая себя художниками, поэтами. Не менее смело, чем традиционную веру, Эхнатон ломает и классические каноны придворного искусства: от живописцев и скульпторов он требует следования истине. Трехметровые изображения Эхнатона бросают вызов традиции: они лишены трафаретности, подчеркнуто, иногда даже гротескно, реалистичны. Мы видим узкое асимметричное лицо с раскосыми глазами и высокими скулами, субтильное тело с большой головой, короткими ногами и несоизмеримо большим животом. Однако, при всей внешней некрасивости, ощущается сила духа и ума изображаемого. Возникает новая художественная школа: сюжетами становятся чарующие пейзажи, изображения царственной четы, Эхнатона и Нефертити. Создаются многочисленные портреты жены фараона и его дочерей, которые судя по всему уже не предназначаются для захоронения в гробницах. Всемирно известны портреты Нефертити, созданные скульптором Тутмесом. Сейчас то место, где находился Ахетатон, называется по арабски -Тель - Амарна,, а культура периода правления Эхнатона носит название «амарнского периода». Исследователи отмечают поразительную светскость и лиричность творений живописцев и литераторов этого периода, освященного именами Эхнатона и Нефертити. Однако реформа, проводимая Эхнатоном, встретила глухую оппозицию не только жрецов, но и народа, недовольного закрытием храмов и поруганием прежних святынь. Консерватизм, присущий мировосприятию египтян, одержал верх. В своих начинаниях Эхнатон остался одиноким и непонятым. После смерти Эхнатона его зять, фараон Тутанхамон, чья неразграбленная гробница, найденная в начале XX века, стала археологической сенсацией, восстановил прежний культ Амона-Ра. Имя фараона-еретика было предано проклятию. Страна начала постепенно разлагаться, Всплеск былого величия происходит лишь при Рамсесе.11 Этому выдающемуся фараону-полководцу был посвящен огромный храмовый комплекс в Абу -Симболе. Грандиозные, многократно повторённые каменные изваяния фараона, во много раз превосходящие по размерам статуи божеств, свидетельствуют о том, что египетские культурные традиции достигли апофеоза. Далее идти было просто некуда. Столь явно зафиксированное величие Рамсеса II стало памятником угасающему величию значительнейшей державы древности. В 525 году до н. э Древний Египет был покорен персами. Однако устраивать пышные погребения в Египте продолжали. Большинство дошедших до нас мумий было захоронено именно в эти последние века Древнего Египта. Старые верования еще были живы, каждый, кто только мог, старался купить себе вечную жизнь, и строил себе гробницу. Постепенно страна превращалась в одно огромное кладбище. Причем это было кладбище не только людей, но и животных. Своих священных быков, ибисов, кошек и других животных эти странные жители находящегося в полном упадке Египта готовили к переходу в потусторонний мир с такой же тщательностью, как и людей. Их точно так же бальзамировали, закатывали в пропитанные смолой полотняные бинты и хоронили. Так было и тогда, когда владычество персов сменилось трехвековым эллинско-македонским господством, а сами египтяне превратились из великого народа в мало уважаемых туземцев.
Униженный народ древней страны упрямо придерживался родных обычаев уже хотя бы только потому, что этим отгораживался от чужеземцев. Для греков Египет стал символом тайной мудрости. Геродот и Страбон донесли до эллинов египетские мифы. Египетской Исиде поклонялись женщины Римской империи. Библейские сюжеты связали Древний Египет с иудео-христианской культурной традицией.

Начало формы

Конец формы