Большинство населения средневековой Европы составляли крестьяне. Как соотносились между собой церковная, рыцарская культура и культура народной массы? На этот вопрос трудно ответить однозначно. Так, культуру феодалов буквально пронизывает презрение к «мужиков», в то же время руками последних создаются и украшаются феодальные замки, храмы и монастыри. Еще из варварских времен сохраняются и развиваются народные устные эпические произведения – «Песнь о Нибелунгах», «Песнь о Роланде» – но записывают и обрабатывают их уже образованные люди. Среди крестьян, особенно с установлением крепостного гнета, постоянно живет ненависть к угнетателям – землевладельцев, и в то же время уважается фигура рыцаря – защитника христианства. В народной среде происходит формирование национальных языков, позже они вытесняют латынь с профессиональной литературы. Средние века являются богатыми на подобные контрасты.
Крестьянское мировосприятие, безусловно, формировалось на основе христианского мировоззрения, но при этом религиозные чувства простых людей значительно отличались от канонов официального богословия. Особое сочувствие вызвали страдания Христа, в них видели отголоски собственной судьбы. Любим, уважаемым становится образ Богоматери, ее считали защитницей и покровительницей. Даже недовольство крестьян своим состоянием, борьба против угнетения осмислювалася в христианских образах. Возникали так называемые «народные ереси» (ересь – религиозное учение, отклоняющееся от официального, церковного). Против таких движений церковь боролась очень жестоко. Одним из орудий борьбы становится инквизиция. Возникнув в XII в. как форма церковного суда, она превратилась в большую организацию и была подчинена лично Папе римскому.
Народная крестьянская культура послужила одним из важнейших источников прогресса средневековой культуры, начавшийся в XI в. и выразившийся в составлении городской культуры. В XI в. в Европе происходит быстрый рост городов. Их население состояло из самых решительных и найбунтивниших элементов общества: в города бежали крепостные – «воздух города делало свободным», меняли образ жизни некоторые феодалы, особенно обеднели. Новые виды занятий – торговля, ремесло – требовали активности, осмотрительности, порождали рационалистический подход к жизни. Горожане объединялись в коммуны, имевших органы самоуправления. Они и возглавляли борьбу за освобождение от феодала или монастыря, на землях которых стоял город. Эта борьба потребовала героических усилий и заняла немалый исторический срок, но увенчалась в результате успехом. Города стали опорой королевской власти в ходе образования централизованных национальных государств (за исключением Италии, где преобладали города-государства).
Важным элементом подъема культуры в XI-XIII вв. было расширение грамотности, выход ее за пределы исключительно духовенства. Организация городской жизни диктовала потребность в грамотных людях. Увеличивается количество школ, появляются городские, епископиальни, а также частные школы. Постепенно возникает их специализация. Например, в Болонье были юридические школы, в Салерно – медицинские, признанным центром философии считался Париж.
Качественно новый этап в развитии системы образования – возникновение высших учебных заведений. В XII-XIII вв. возникают университеты (от латинского «универсум» – всеобщность, совокупность). Во многом типична организация Парижского университета. Он получил королевскую грамоту в 1200 г. В его состав входили преподаватели, учащиеся, а также книготоргивци, посыльные, аптекари, даже трактирщики. Преподаватели объединялись в особые организации – факультеты (от латинского «способность», способность излагать какой-нибудь предмет). В Парижском университете их было четыре: один «младший», на котором обучали чтению, письму и изучали «семь свободных искусств», и три «старших» – медицинский, юридический и богословский. Преподаватели избирали главу факультета – декан (от латинского – десятник). Ученики – студенты (от латинского «Студер» – усердно заниматься) – слушали и записывали лекции, участвовали в диспутах. До XV в. в Европе было уже 60 университетов.
Оживление интеллектуальной жизни в XI-XIII вв. оказалось в развертывании философских споров. Хотя господствующей был тезис «философия – служанка богословия», но надо учитывать, что для людей той эпохи она несла другое значение, чем для нас. Ведь только в Боге видели выше значение всего земного. По сравнению с многовековой практическим отсутствием философской мысли это был безусловный шаг вперед. Средневековая философия получила обобщенное обозначение – схоластика (от латинского «школа»). В схоластике складываются и борются несколько направлений. Одной из первых была дискуссия об универсалиях между номиналистами и реалистами. Номиналисты считали, что в действительности существуют лишь единичные вещи, доступные чувствам, а общие понятия – «универсалии» – только их обозначения, имена (лат. nomina), "знаки языка". Реалисты отстаивали обратное.
Виднейшим представителем официальной церковной схоластики был Фома Аквинский (1225-1274). Он существенно развил католическое богословие, выработал общие принципы его отношение к природе и обществу, что фактически сохранились доныне. Он, в частности, активно использовал наследие Аристотеля. Учение Фомы Аквинского охватило буквально все стороны жизни. Высказывал он и экономические идеи, например о «разумной цене», которая должна соответствовать количеству затраченного труда. Все чаще звучали «свободные мысли»; чтобы их отстаивать, требовалась большая личное мужество. Тезисе Августина, царившей веками, «верую, чтобы понимать», Пьер Абеляр (1079-1142) противопоставил тезис «понимаю, чтобы верить», утверждая приоритет разума. Его учение было объявлено ересью. Профессор Оксфордского университета, францисканский монах Роджер Бэкон (1214-1494) отстаивал важность опыта в получении знаний: «умение производить опыты стоит выше все знания и искусства». По обвинениям в колдовстве и общении с дьяволом он был подвергнут церковному суду и провел в заключении 14 лет.
Из литературных жанров с городской культурой связан расцвет латиномовной литературы. Ее яркое явление – лирика вагантов (так называли бедных бурлаков – студентов, школьников), она отличалась свободомыслием, презрением к всевозможным, в том числе церковных, авторитетов. Популярными были произведения сатирических жанров народными языках.
Искусство раннего средневековья несет отпечаток переходности, в нем смешаны языческие и христианские мотивы. С утратой античных достижений основным стало декоративно-прикладное искусство.
Романовский стиль.
О формировании определенного художественного стиля можно говорить примерно с Х в. Тогда уже отчетливо проступала особенность средневекового искусства – ведущая роль в нем принадлежит архитектуре. Именно она отражает основные эстетические идеи, диктует вид живописи, скульптуры, является основой синтеза искусств.Первым самостоятельным, специфически европейским художественным стилем средневековой Европы был романский, которым характеризуются искусство и архитектура Западной Европы примерно с 1000 года до возникновения готики, в большинстве регионов примерно до второй половины и конца XII века, а в некоторых и позднее. Он возник в результате синтеза остатков художественной культуры Рима и варварских племен. На первых порах это был пра-романский стиль.
В конце пра-романского периода элементы романского стиля смешивались с византийскими, с ближневосточными, особенно сирийскими, также пришедшими в Сирию из Византии; с германскими, с кельтскими, с чертами стилей других северных племен. Различные комбинации этих влияний создали в Западной Европе множество локальных стилей, которые получили общее имя романского, в значении «в манере римлян». Поскольку основное количество сохранившихся принципиально важных памятников пра-романского и романского стиля являются архитектурными сооружениями: различные стили этого периода часто различаются по архитектурным школам. Архитектура V-VIII веков обычно проста, за исключением зданий в Равенне, (Италия), возведенных по византийским правилам. Здания часто создавались из элементов, изъятых из старых римских построек, или декорировались ими.
Во многих регионах такой стиль был продолжением раннехристианского искусства. Круглые или многоугольные соборные церкви, заимствованные из византийской архитектуры, строились в течение пра-романского периода;
позднее они возводились в Аквитании на юго-западе Франции и в Скандинавии. Наиболее известные и лучше всего проработанные образцы этого типа — собор Сан-Витало византийского императора Юстиниана в Равенне (526-548) и восьмиугольная дворцовая капелла, построенная между 792 и 805 годами Карлом Великим в Ай-ля-Капелле ( в наст. время Аахен, Германия), прямо инспирированная собором Сан-Витало. Одним из творений каролингских архитекторов стал вестворк, многоэтажный входной фасад, фланкированный колокольнями, который стали пристраивать к христианским базиликам. Вестворки были прототипами фасадов гигантских романских и готических соборов.