В 1800-е годы Алексеев вновь обратился к изображению своего родного города, Петербурга. В картинах «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости» (1810, Государственная Третьяковская галерея), «Вид Казанского собора в Петербурге», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого Кадетского корпуса» (1810-е, Государственный Русский музей) главными героями стали новые архитектурные сооружения столицы, возведенные в начале XIX века. Сложностью и динамичностью построения отличается вид на Биржу, венчающую стрелку Васильевского острова. Художник избрал точку зрения, которую современники назвали «счастливой». Она позволила запечатлеть в едином пространстве великолепные здания, олицетворявшие мощь и процветание молодого города. Архитектурный «проспект» превратился в изображение городской среды, полной шума и движения. Важную роль в петербургских видах начала XIX века играют сценки из жизни городских обитателей, наполняя образы обаянием и человеческой теплотой.
Огромный вклад в развитие пейзажного жанра Алексеев внес как педагог. В 1802 году пейзажист был удостоен звания профессора и произведен в Советники Академии художеств. С 1803 года до самой смерти он возглавлял класс перспективной живописи. Некоторые из воспитанников Алексеева работали в его мастерской, помогая ему исполнять многочисленные заказы на московские и петербургские виды, особенно в последние годы, когда сам мастер тяжело болел. Одним из лучших учеников Алексеева стал М.Н. Воробьев, возглавивший после смерти учителя отечественную пейзажную школу. Умер Ф.Я. Алексеев 11(23 ноября – по новому стилю) 1824 года в Петербурге.
Творчество Алексеева явилось важным этапом в сложении традиций национальной школы живописного пейзажа. Его произведения, привлекательные для современников и потомков возвышенностью и художественным совершенством образов, сохранили облик русских городов рубежа XVIII – XIX столетий, став ценнейшими историческими документами эпохи.
Список литературы
1. Мастера русского пейзажа. Вторая половина 19 века часть 4. Мальцева Ф. С. – М.: Издательский дом «Искусство», 2002.
2. Грабарь И. Федор Яковлевич Алексеев // Старые Годы, 1907, июль сентябрь. 357-390.
Вид на Стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости. 1810. Масло. Фрагмент
Вид Казанского собора в Петербурге. 1811. Масло Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости. 1794. МаслоВнутренний вид двора с садом. Лоджия в Венеции. 1776. Копия картины А. Канале (Каналетто). Масло