Смекни!
smekni.com

Культурология 2 Появление культуры (стр. 36 из 119)

Функции культурных норм могут различным образом соотноситься между собой. Существуют культурные нормы, выполняющие только социальную функцию (таково, например, «золотое правило нравственности»: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними). Они устанавливают общие правила социально одобряемого поведения, но нетехнологичны, потому что не указывают конкретных способов и процедур, с помощью которых в каждом отдельном случае эти правила должны быть выполнены. Другие нормы, наоборот, выполняют лишь технологическую функцию (в их числе методики решения математических или физических задач, производственно-технические нормы, «секреты» профессионального мастерства и вообще приемы всякой индивидуальной деятельности). Они несоциальны, поскольку определяют лишь кон-


Глава 7. Культурные ценности и нормы

кретные алгоритмы и программы действий, ведущих к поставлен ной цели, но не определяют ни постановки этой цели, ни ее социал ной значимости, а потому с их помощью могут быть получены ка полезные, так и вредные для человека (индивида, социальной rpyni пы, общества в целом) результаты.

Однако есть множество культурных норм, которые обусловливают как технологическую программу действий, ведущих к опреде ленным «техническим» результатам, так и социальную эффектов ность нормативного Поведения и его результатов. Соединение тех^ нологической и социальной функций при этом часто достигаете

лишь с помощью весьма специфичных семиотических средств, главным образом благодаря символическому истолкованию процес-\ сов и продуктов деятельности, культурно обусловленному «при-J писыванию» им социальной значимости. Так, магические ритуалы! большей частью технологически нецелесообразны, поскольку сами] по себе не помогают, а то и мешают получению желаемого результата. Зачастую продукт, получаемый в них по всем Правилам нормативной технологии, не имеет никакого реального отношения К|

социальным последствиям, которые эта технология порождает. Ta-i кие последствия возникают лишь потому, что технологический результат воспринимается не сам по себе, а символически — как символ определенных социальных отношений и действий.

Возьмем для примера любопытный обычай индейского племени баронго. У каждого клана этого племени есть священный предмет, называемый «мхамба». Это палочка, составленная из склеенных катышков. Технология изготовления такой палочки строго предусмотрена точными предписаниями. Каждый катышек делается после смерти вождя. У него отрезают ногти и волосы, смешивают их с пометом быков, убитых при погребении. Полученный таким образом катышек присоединяют к тому, который был сделан после смерти предыдущего вождя. За многие десятилетия или даже столетия мхамба достигает длины в 30 см и более. Обычай требует хранить

эту священную реликвию в специально построенной для нее хщ жине. Хранителем ее избирается один из самых уважаемых соплеменников, спокойный, сдержанный и никогда не напивающийся допьяна. Он становится своего рода верховным жрецом. Мхамба Щ самое драгоценное сокровище племени. Утрата ее — величайше бедствие. Если во время войны приходится отступать, то хранитель мхамбы бежит первым. Захватить ее можно, лишь перебив ecexi воинов племени. Социальная функция этого обычая, очевидно; со стоит в том, что он формирует коллективное сознание мистического единства племени, сопричастности всех его членов с долгой чередой


иождей, которые как бы продолжают после смерти поддерживать его существование. Но ни процедура изготовления мхамбы, ни сам продукт этой процедуры на самом деле не создают племенного единства. Технологическая функция обычая здесь никак реально не связана с его социальной функцией. Последняя осуществляется не благодаря эффективной технологии действий по изготовлению амулета,

а совершенно независимо от этого — благодаря основанной на мифе символической трактовке технологической функции.

Случается, что технология нормативных процедур1 и их продукт хотя и прямо преследуют определенную социальную цель, но не обладают теми свойствами, или «техническими параметрами», которых от них ожидают. Однако, несмотря на это, символический смысл процедур делает их в социальном плане достаточно эффективными.

Когда жрецы-авгуры в Древнем Риме, понаблюдав за полетом птиц или покопавшись во внутренностях жертвенной овцы, предвещали исход предстоящего военного сражения, то они на самом деле ничего предсказать не могли. Цицерон писал, что авгуры были про­

сто обманщиками и не могли удержаться от улыбки, когда смотрели друг на друга во время своих гаданий. Но римские полководцы обращались к ним накануне битвы и начинали ее, только получив от них благоприятное предсказание. И это способствовало победе, поскольку вселяло в воинов уверенность в своих силах.

Возможна и противоположная ситуация, когда обусловленная культурными нормами технология дает желаемые «технические» результаты, но в социальном отношении приводит к совершенно нежелательным, вредным последствиям. С ситуациями такого рода мы постоянно сталкиваемся в процессе развития техники: производятся средства, которые имеют прекрасные технические параметры, но угрожают здоровью и благополучию людей (вплоть до ядерного оружия, способного истребить человечество). Едва ли не каж­

дое техническое достижение при его практическом использовании порождает социальные следствия как позитивного, так и негативного характера. Компьютер — замечательное изобретение, но когда его страстным почитателям контакты через модем заменяют все формы живого человеческого общения, это вряд ли можно считать нормой для совместной жизни людей.

Социальная и технологическая функции культурных норм объединяются в единую регулятивную систему, если результат технологических процедур непосредственно служит решению социальной задачи — сплочению коллектива, упорядочению общественных отношений и т.п. Например, во многих примитивных сообществах существует обряд инициации, требующий, чтобы подростки накану-


Глава 7. Культурные ценности и нормы

не совершеннолетия прошли через ряд достаточно тяжелых исшЯ таний, только после этого их признают взрослыми. Испытания моЯ гут быть разными: удаление от общины для самостоятельной ж и в ни в течение некоторого времени; работы, связанные с большоЯ физической нагрузкой; голодание; лишение сна; мучительные праИ цедуры — выдирание волос, бичевание, обрезание и др. Вот кан описывает этот обряд один из этнографов, изучавший жизнь африв канских племен: «Обрезание было школой мужества: кричать в! время операции — бесчестье, которое будет преследовать виноватей го всю жизнь и незамедлительно навлечет на него новое наказаниЛ Важно справляться со своими нервами: вставать глубокой ночьюИ заниматься тяжелым трудом, тренировать память, ловкость и уменив не мыться, принимать грубую пищу. Кроме того, следует научитьсЯ слепому подчинению приказам старших, не восставать против ия желаний или решений, даже несправедливых, не протестовать проИ тив оскорблений, обид и ударов. Посвящаемый должен постоянной убеждать себя в необходимости коллективной жизни и обществе» ной значимости мужества перед лицом опасности и в труде»1.

Нетрудно видеть, что обряд инициации непосредственно соедН няет вместе технологическую и социальную функции: «нормалм ное» поведение подвергаемого испытаниям подростка должно пров демонстрировать, с одной стороны, его физическую и духовную зрев лость (технологическая задача), а с другой — способности пользоваться правами и выполнять обязанности полноценного члеШ на общины (социальная задача).

В современном обществе, как и в прошлом, социальная функциЯ культурных норм часто опирается на символизацию нормативное технологии. Это касается, например, многих торжественных ритуаИ лов — государственных (вставание при исполнении государственИ ного гимна), религиозных (причастие), воинских (парад) и пр. Ия символика служит средством идеологического воздействия на люИ

дей, поддержания и укрепления патриотизма, общественного долгаЛ дисциплины.

Вместе с тем в повседневной практике сочетание технологи^ ческой и социальной функций культурных, норм достигается глав] ным образом на рациональной основе. Эти функции соединяются не косвенно, через символическую связь между ними, а объектив! ной логикой их реальной, действительной взаимосвязи. Так, нормативные требования к рациональной организации учебного процесс! предполагают органическое единство технологической функции (4Td

Иорданский В.Б. Хаос и гармония. М., 1982. С. 247.


II как должен делать учащийся для усвоения знаний) с социальной (каким образом ему надлежит взаимодействовать с педагогом и другими учениками). Скажем, соблюдение правил поведения на занятиях должно быть направлено одновременно и на результат учебной деятельности (получение знаний), и на социальное взаимодей­

ствие (упорядочение жизни коллектива).

Правила дорожного движения также рационально решают технологическую задачу (безопасность и порядок на дорогах) и вместе с тем — задачу социальную (взаимоотношения между участниками движения). При этом обе задачи сливаются в одно органическое целое и выступают как логически, а не символически связанные стороны нормативного поведения.

Общекультурные, Множество культурных норм подразделяется на групповые и три основных слоя: одни распространяются на всех ролевые нормы членов общества (общекультурные нормы); другие регулируют поведение представителей какой-

либо группы людей, составляющей лишь часть общества (групповые нормы); третьи предписывают, как должен вести себя человек в соответствии с выполняемой им социальной ролью (ролевые нормы).