Каждая эпоха, описанная Вико, не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак не связанных между, собой, а некое единство, все части которого пронизаны одним oc-j ново'полагающим принципом и выражают одну главную ценность.' Со сменой ценности соответственно приходит новая эпоха. Откры тие такой внутренней взаимосвязи и взаимообусловленности СО' ставляющих каждой эпохи нередко ставили в заслугу последующим культурологам (чаще всего Шпенглеру), между тем в истории европейской культурологической мысли основоположником этого подхода является Вико.
В «Новой науке» особое место отводится теории языка, поскольку именно в языке улавливается единство человечества. Язык преД-
18.1. Философия культуры эпохи европейского Просвещения 451
тавляется вместилищем универсального, хранилищем бессознатель:ого и неформулируемого. Первым языком был жест, затем иерогиифы и идеограммы. Следом за ними возник язык песен, переросли позже в речитатив и прозаический язык. Согласно Вико, песя, обладая определенной композицией, ритмом и рифмой и выражая
ркспрессивное состояние человека, лучше всего характеризует поэтический дух эпохи. Наряду с песней поэтическое творчество также является формой дологического и алогического познания. С Ьоэзией прекрасно гармонируют мифы, которые правдиво и точно рассказывают о нравах далеких времен. Тем самым ученый отмечает многообразие культурных форм постижения мира, не отдавая Приоритета вербальному языку.
Последователи неаполитанского мыслителя'жили в другую эпоху, рыли очевидцами иных процессов и, продолжив начатый им анализ истории, пришли к иным, на этот раз весьма неутешительным оценкам европейской культуры.
Концепция циклического развития Вико была творчески усвоена двумя нашими соотечественниками: историком, профессором Московского университета Р.Ю. Виппером (1859—1954) и социологом ПА. Сорокиным (1889—1968).
В многочисленных трудах Р.Ю. Виппера присутствуют весьма обстоятельные разъяснения многих положений учения Вико, именуемого им «теорией исторического круговорота» и рассматриваемого в качестве забытого исторического мировоззрения, которого придерживались гуманисты Возрождения, воззрения, противоположного теории прогресса. Но важно то, что мы находим подтверждение влияния идей итальянского мыслителя на его собственную трактовку истории, на объяснение динамики и закономерностей исторического процесса. Взгляды Виппера в свое время расценивались как «несовпадающие с марксистскими», в пору всеобщего единодушия в них виделся «скрытый плюрализм». Однако сегодня ситуация изменилась, и мы можем по достоинству оценить наследие этого крупного ученого.
Другой последователь идей Вико, П.А. Сорокин, охарактеризовал его «Новую науку» как «первый систематический труд по социальной и культурной динамике»1. В предисловии к своему фундаментальному труду «Социальная и культурная динамика» ученый указал его имя среди тех «многих великих социальных мыслителей», чьему примеру он следовал. Сорокин выступал против искажений идей Вико, отстаивал ту их интерпретацию, которая казалась
Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 178.
452 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
ему наиболее верной. Это касалось, в частности, вектора эволюции которую, по его мнению, не следовало понимать в виде спирал" прогресса или регресса, так как Вико не обозначал какой-либо на прерывной тенденции, по которой проходят вечные циклы.' Тем са мым Сорокин смело интерпретировал учение, неаполитанца в pycj
ле своей теории, полагая, что «это скорее систематическая теори бесцельных циклов истории»[92].
И. Г. Гердер: Рассмотрим более подробно культурологически' гуманность — взгляды немецкого ученого и философа И. Г. Гер основа культуры дера (1744— 1803).
Основная концепция культуры изложена им
книге «Идеи к философии истории человечества», написанной период 1784—1791 гг.[93]. Она была переведена на многие языки мир и вскоре приобрела широкую известность. В России в числе чита: телей И. Г. Гердера были, в частности, историк Н. Карамзин и Н. Гоголь, назвавший его величайшим зодчим мировой истории. ,]
Ученый полагал, что человек является высшим творением, чь предназначение состоит в развитии разума и духа гуманности. Этому! служат просвещение и воспитание, благодаря которым он стремит-] ся к нравственному совершенству. Роду человеческому суждено пройти несколько ступеней культуры, чтобы достичь гармонии чувств] разума, веры и справедливости; причем пока он находится лишь в начале своего пути, ибо еще слишком много невежества и преступ
лений против гуманизма, писал И. Г. Гердер.
История свидетельствует о том, что развитие культуры — вовсе не прямая линия, в ней имеются повороты, обрывы и уступы. Чело веческие страсти превращают ее спокойное течение в водопад, уно-i сящий жизни людей. Злостные преступления, кровавые войны, дес-i пот'изм и рабство, унижение достоинства человека, заблуждения и ошибки постоянно расшатывают культуру. Но она обладает необьь чайным запасом прочности и устойчивости. Под каким бы угло** ни поворачивал поток, культура не «уйдет в песок», не истощится и не исчезнет.
Человек должен стараться направлять движение жизни по пути гуманности, поскольку разум, гуманность, вера, справедливость —^ основа его существования. Всем людям надлежит поддерживать эти ценности, ибо на их гармонии покоится мироздание.
18.1. Философия культуры эпохи европейского Просвещения 453
Особое значение имеет язык как средство общения между людьми. Гердер называл его «печатью нашего разума». Благодаря языку,
рподи установили правила жизни и законы, передавали из поколения в поколения знания, умения и навыки деятельности, создали [Письменность. Язык и письменность — величайшие достижения культуры. Они дали импульс развитию наук и искусств, форм.правления и законов, способствовали общению и взаимопониманию народов, скрепили человеческий род, усилили возможности передачи культурного наследия.
Высокое предназначение человека заключается в развитии сочувствия и сопереживания, миролюбия и гуманности. Эти свойства
проявляются в отношениях человека к природе, другим людям, к
семье и обществу. i
Религия и вера — это «упражнение сердца» в нравственном совершенствовании, «наставница» человечества, подающая людям мудрый совет, утешение и надежду.
Однако приходится признать, замечал Гердер, что гуманность еще Не овладела разумом и верой людей, не стала подлинным стремлением жизни. Вместе с семенами добродетели человек наследует и дурные нравы, жизненный пример миролюбия оказывается менее привлекательным, чем насилие и вражда. Подлинная гуманность — далекое будущее человечества-, к которому необходимо стремиться.
В истории культуры существуют народы-созидатели, которые оставляют о себе прочную и добрую память. Их достижениями пользуется благодарное человечество. Ученый исследовал особенности культуры Вавилона и Ассирии, Индии и Китая, Египта и Греции. Его интересовали жизнь и национальные черты культуры многих, наро
дов Европы. С большой симпатией он писал о славянах, отмечая их миролюбие, гостеприимство, любовь к свободе. Славяне занимались земледелием, разводили скот, знали многие ремесла, торговали изделиями, умели плавить металл, изготовлять полотно, любили праздники и веселье. История славянских народов не была безмятежной. Они много страдали от иноземных нашествий, но всегда сохраняли национальные особенности своего характера и культуры.
Человечество обновляет культурный облик, сохраняя здоровье и благополучие душевных и телесных сил, радость жизни и доброжелательность. Многообразие форм культурной жизни столь значительно, что в будущем возникнет особая наука, посвященная иссле
дованию культурной «фйзиргномики человечества и составлению антропологической карты Земли».
Таковы общие контуры культурологических взглядов И. Г. ГерДера. Достоинством его концепции является рассмотрение культу-
454 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
ры в ее целостности и многообразии. Весь человеческий род Земле —г одна и та же порода людей. Все обладают разумом, исц тывают чувства, передают молодым поколениям язык и культур наследуют характер и образ жизни. Каждый народ имеет свою и торию, культуру и судьбу. Культурологические идеи ученого пр никнуты духом гуманности и оптимизма, верой в духовные сил
человека. Многие мысли о равноценности культур всех народ современны, хотя они были высказаны почти 200 лет назад. Б идея о создании энциклопедии культуры всех времен и народ может увлечь специалистов разных наук.
Общие идеи В середине XIX в. в европейской науке широк эволюционизма распространились идеи эволюционизма. Они о; о культуре ватывали исследования в биологии, этнографи антропологии, истории культуры. Центральным п
нятием этого направления стало понятие эволюции развития, пла ' ного накопления изменений, которые постепенно, от одной стадии
другой, ведут к усложнению уровня организации в социальных ил иных системах.
Для понимания истории культуры идеи эволюционизма оказалисы весьма привлекательными, ибо дали возможность восстановить пр& емственную «связь времен», показать зависимость современности о;' прошлого. Опираясь на многочисленные факты из жизни народо эволюционизм обретал доказательность в своих выводах, столь ни обходимых в гуманитарных науках. Эволюционисты использовал дневники и наблюдения во время экспедиций, путешествий в различ ные страны мира, применяя при анализе истории культуры сравни тельно-исторический и историко-генетический методы. Это делал их сочинения увлекательным чтением не только для специалистов,*