В своей статье "Мимолетно, ненавязчиво" Бэрри Клемент пишет о выступлении на конференции в Англии Аллана Пиза. И заканчивает ее следующим выводом: изыскания оратора воспринимали "с немалой долей скепсиса... ведь оратор не англичанин. Он австриец".
Почему же мы-то с вами все берем на веру, не изучая своих традиций и законов речевого поведения своего народа?!
"Противопоставлять паралингвистические и лингвистические средства в области выражения эмоционального и рационального представляется в принципе неправомерным. В какой мере первые могут сопровождать как эмоциональное, так и рациональное высказывание, в такой же мере и чисто лингвистические средства без каких бы то ни было паралингвистических средств могут выражать и рациональное и эмоциональное" 9. Отсюда следует, что лишь разумное использование неречевых средств общения помогает выполнению цели оратора: не только информировать, обогащать знаниями, но и убеждать. А это возможно при условии, если оратор владеет единством формы и содержания своей речи.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Параязык рассматривается как совокупность неязыковых средств, участвующих в речевом общении.
2. Е. Л. Ножин. Основы советского ораторского искусства. - М.: Знание, 1981. С. 15.
3. С. Волконский. Человек на сцене. - СПб: Аполлон, 1912. С. 126.
4. К. С. Станиславский. Собр. соч. Т. 3. С. 227.
5. Цит. по книге Е. А. Ножина "Основы советского ораторского искусства". - М" Знание, 1981, С. 273.
6. В. Вересаев. Записи для себя: "Новый мир". 1960. № 1. С. 163.
7. К. С. Станиславский. Собр. соч. Т. 2. С. 132.
8. Р. Славский. Искусство пантомимы. - М.: Наука, 1977. С. 31.
9. В. Колшанский. Паралингвистика. - М.: Наука, 1977. С. 31.
Обратно в раздел культурология