Смекни!
smekni.com

Народные промыслы 2 (стр. 3 из 3)

Понятие «писать» в древности имело значения «украшать», «изображать». «Стро­чить письмо» значило вышивать «строкой» — один за другим ряд символических знаков. Знаки «уноры» заключали в себе глубокий смысл, обладали особой магией. В орнаментах тамбовских рушников встречаются символы природные, зооморфные и антропоморфные. К природным символам относится горизонтальная или вертикаль­ная линия. Косой крест является как солярным знаком, так и символом мужского на­чала. Это один из самых распространённых символов как вышивки, так и ткачества. В орнаменте он часто чередуется со знаком ромба, который происходит от условно­го изображения земельного участка и является символом земли. Треугольник, расположенный остриём вниз, — знак женского начала, а треугольник, направленный остриём вверх, — мужского начала. В таком случае знак заключает в себе идею продолжения жизни, рода. Зооморфные символы — это изображения дву­главого орла и одноголовых птиц. В индоевропейской мифологии птица воспринима­ется как символ солнца, посредник между людьми и богами. В фольклорных текстах жениха и невесту сравнивают с парой птиц. Поэтому пару птиц или двуголовую птицу, состоящую как бы из двух слившихся, нередко вышивали на свадебных полотенцах. В отличие от мастериц других областей, тамбовские предпочитали украшать изделия не только цветными шелками, но и металлической золотой или серебряной нитью, кон­туры цветных орнаментов обводились чёрными нитями. Техника вышивки: крест, счёт­ные швы (бранка), строчка по сетке, роспись (реже) и т.д. Помимо вышивки, поло­тенца украшались кружевом. Одной из самых старинных техник тамбовской вышивки является шитьё цветными шёлковыми нитями двусторонней гладью и швом «роспись по полотну», она использовалась для украшения оплечий женской одежды, полотенец, скатертей. Сложные сочетания геометрических фигур, выполненных чёр­ной и золочёной нитями, а также вкрапление других тонов придавали вышив­ке неповторимый колорит. Использование шитья на­бором и крестом, вкрапле­ние кумача и тканых узо­ров создавали удивитель­ную цветовую гармонию.

4. Ажурная паутинка. Кружева

Настоящие ручные кружева всегда цени­лись очень высоко. Одинаково безупречные с обеих сторон, филигранно-точные, не­мыслимо тонкие — они исстари выполнялись только человеческими руками, практи­чески без всяких приспособлений, невзирая на развитие прогресса и совершенствова­ние ткацких станков. Не являясь необходимостью в быту человека, кружево с самого начала является предметом роскоши. Малопонятной большинству, но совершенно не обходимой единицам. Однако если задуматься, человек научился плести кружево не от скуки. Просто вначале это были грубые, очень толстые сети, силки, снасти, просто спутанные, а потом сплетённые всё более хитрыми узлами из длинных корневищ, лиан, коры. С течением времени, когда руки человека становились все более ловкими и чув­ствительными, а пенька свивалась во всё более тонкие нити, плетёные сетки станови­лись всё тоньше, изящнее и ровнее. И так же, как появилось у человека бессмысленное стремление подковать блоху, так же появилось и желание создать тончайшие, малонужные, но такие изящные паутинки кружев.

Расцвет кружева пришёлся на эпоху Ренессанса. Первые высококачественные плетёные кружева, изготовленные во Франции, Бельгии, Италии и Испании, извест­ны с конца пятнадцатого века. Эскизы рисунков для кружев рисовали лучшие художники юн. времени, Ассортимент кружевных изделий тогда не ограничивался платочками и во­ротниками. Ручными кружевами из кручёного шёлкового шнура украшали стены, занавеши­вали окна и двери на манер современного тюля, делали богатые оборки на простынях и скатер­тях. На одежду кружево перешло несколько позже — в эпоху коротких мужских панталон с оборочками, круто взбитых жабо и пышных манжет, а также глубочайших дамских деколь­те. Всевозможных узоров известно множество. Образцы бережно хранили, ими делились и об­менивались. В модных журналах прошлых веков эскизы кружевных воротников и шалей печата­лись так же часто, как сегодня — вязаные моде­ли. Но не будем забывать, что моде подверже­но всё: и в таком академическом искусстве, как кружевоплетение, мода меняется. Мастерица с большим опытом уже не смотрит в готовые схе­мы, а творит сама, «сочиняя» свою собственную шёлковую поэму, рождая свою моду.

Техник кружевоплетения существует несколько в зависимости от подручных инструментов. Кружево коклюшками – наверное, самый древний и распространенный способ. Плетение в технике макраме из тонких нитей с помощью специальных челночков – это фриволите. Ажурную вязку на тончайших спицах тоже можно назвать кружевом. Сегодня, на очередном витке моды на всё «натуральное и ручное», самодельное кружево вновь почитаемо. В отличие от Запада, у нас, не столько по моде, сколько из-за ограниченности развлечений и средств, плетение кружева всегда продолжало существовать. Хотя сразу после революции оно было объявлено «барской затеей», но и в советском быту нашлось место кружевным салфеткам и скатертям, носовым платкам и воротникам. Старинные узоры ценятся из-за своей красоты и в современном рукоделии, а многовековые традиции сегодня вдохновляют как знаменитых мастеров-дизайнеров, так и обычных рукодельниц. На каждом этапе развития кружевоплетения на Руси создавались великие об­разцы прикладного искусства, которые отличались совершенством исполнения. В настоящее время интерес к кружеву не угас. В домах творчества молодежи, в различных кружках декоративно-прикладного искусства, в любительских объедине­ниях молодёжь и люди старшего возраста с удовольствием занимаются кружевоплетением. Среди энтузиастов этого промысла Нина Ивановна Стромова, Антонина Евгеньевна Халиева, Любовь Степановна Копылова, Таисия Терентьевна Зайцева и многие другие. Как и в прошлые времена, кружево используется для

украшения одежды, создания уюта и красоты в доме, оформления различных интерьеров.

Заключение

Народное декоративное искусство представ­ляет собой сложное структурное образование, соединяющее в себе произведения до­машнего производства и ремесла, которые не только украшают быт народа, но и вы­ражают его этническую сущность.

Современные художественные промыслы находятся в процессе постоянного развития. Произведения мастеров художественных промыслов – это вещи, органически входящие в среду современного жилища и общественных зданий, предметы наделённые своеобразной формой, содержательным узором, оригинальной цветовой окраской. Почти каждая вещь, созданная народными умельцами, служит прекрасным к любому важному событию в жизни отдельного человека, в этих вещах – память поколений о национальной культуре народа и даже целой страны.

Список литературы

1. Ильин М. И. Исследования и очерки: Избр. работы об искусстве народных промыслов и архитектурном наследии XVI – XX вв. М.: Совет. худож.

2. Ладыгина Е. Н., Григорьева Е.И. Культурно – исторические судьбы народных промыслов Тамбовского края. – Тамбов.: ООО << Издательство Юлис >>, 2009.

4. Мещерский А. А., Модзалевский К. Н. Свод материалов по кустарной промышленности в России. С.- Пб., 1874

5. Рыбаков Б.А. Ремесла Древней Руси. М.: Изд-во АН СССР, 1948

6. Черменский П. Н. << Прошлое Тамбовского края >>. Тамбов , 1961