Смекни!
smekni.com

Культурное самоопределение Петербурга (стр. 2 из 3)

2.Крепость

Главная задача крепости – обеспечение безопасности жителей города. Однако, стены кремля получают особый символический смысл – как ограничение духовного средоточия города. В связи с этим основной проезд через них нередко носил название «Святых ворот», а пространство внутри стен называли «домом» святыни, который посвящен главных городской храм. Крепость была и важнейшим градообрузующим центром определявшим особенности застройки с территории.

3.Слияние города с ланшафтом

Берег реки или озера служил надежным основанием для крепостных сооружений города, здесь же вдоль берега шла активная жизнь посада, основывались монастыри, строились приходские храмы.

Градостроители целесообразно использовали возможности, которые были заложены в рельефе местности. Возвышенные места выбирались для городского ядра.

4.Целостность пространственной композиции

Город имел завершенные пространственные структуры – кольца оборонительных сооружений. Целостную композицию создавла так же и иерархическая структура храмов.

5.Отсутствовала четко фиксированная система обстройки улиц и площадей.

Улица древнерусского города больше походила на дорогу, по сторонам которой с различным отступом от проезжей части располагались высокие заборы, хозяйственные постройки и реже, сами жилые здания.

6.Деревянная архитектура

Из камня возводились лишь крепостные стены и некоторые храмы.

2.2 Юность Петербурга. Переход к регулярной системе строительства города. (1710-1725гг.)

В 1709 году русские войска одержали победу в Полтавской битве, в результате которой произошел коренной перелом в ходе Северной войны. Через год от шведов были освобождены южные прибалтийские земли и Карельский перешеек. Все это обеспечило безопасность будущей столицы и позволило Петру больше уделять внимания своему городу, строить его основательно в соответствии со своим идеалом, на основе регулярной системы .

Переход к регулярному строительству был связан, прежде всего, с таким нововведением, как проектный чертеж.

До конца 17 века проектирование не выделялось из общего комплекса архитектурно-строительной деятельности. Замысел будущего сооружения принадлежал в той же мере заказчику, что и «мастеру». Проектный чертеж отсутствовал, его заменял своеобразный «словесный проект».

В петровское время в обиход входит масштабный чертеж. Впервые появляются понятия «проект», «план», «масштаб», «профиль», «пропорция». С этого момента процессы проектирования и строительства разделены, и первая часть работы перенесена в проектную мастерскую.

В начале 18 века в России появляется наименование «архитектор». Так назывались люди, посвятившие себя искусству проектирования и сооружения зданий. Первыми архитекторами Петербурга стали иностранцы, приглашенные Петром Алексеевичем из разных государств Западной Европы.

Особую роль сыграл Д. Трезини, бессменно руководивший застройкой Петербурга в течении 30 лет. В ряду архитекторов следует упомянуть и Петра I.

Он не только самым решительным образом влиял на ход проектирования объектов, но и сам проектировал – в архивах сохранились его наброски и эскизы к проектам Петропавловской крепости, Петергофского парка, Летнего сада, Адмиралтейства. Многие новшества в петербургской архитектуре обязаны своим появлением активному вмешательству Петра.

Переход к регулярной планировке и застройке Петербурга булл связан с учреждением градостроительных организаций.

Первой такой организацией была Канцелярия городовых дел (1706-1723 годы).

В 1712 году Петербург становится столицей России. Складываютчя и материальные условия превращения Петербупга в крупный город. Однако было не ясно, в каком месте должен находиться правительственный центр города, где расположить основные жилые постройки. Застройка на городском острове носила хаотичный характер, и для создания здесь регулярной застройки надо было практически все старые здания снести и начинать строить заново.

В 1715 году возникла мысль о создании центральной части Петербурга на Васильевском острове. В январе 1716 года Трезини завершил проект планировки Васильевского острова, одобренным царем.

2.3 Главные итоги строительства Санкт-Петербурга в 1703-1725 гг.

1. Петр Первый создал город нового для России типа – с прямыми улицами, нарядными фасадами зданий, поставленный в «линию». На смену естественно развивавшимся городам пришел регулярный город, построенный профессиональными зодчими под общим руководством самого императора.

2. За первые четверть века жизни Петербурга были очень точно расставлены градостроительные вехи, намечены направления и ориентиры дальнейшего развития города.

3. Все шпили и купола самых представительных зданий сосредоточились по обоим берегам Невы на небольшом пространстве от церкви Исаакия Далматского до Троицкого собора на Городском острове.

4. Государственное регулирование строительства не сделало город на Неве скучным и однообразным. В немалой степени этому способствовала лучевая планировка центра города, которая сложилась не сразу. Архитектор Гербель предлагал к двум существующим лучам – Невской перспективе и Вознесенской улице – добавить еще три.

5. В Петербурге соединились несколько типов городов – город-столица, город-крепость, город-порт. Им соответствовали различные типы зданий. Одновременно развивалось и все,что связано с представительствои, отдыхом, развлечениями. Сложилось и два полукольца пригородных зон и предместий, в которых выделялись архитектурно-парковые ансамбли

6. Архитектуру Петербурга первой четверти 18 века отличал, прежде всего, гражданский, общественный характер. Петр I для всех видов построек требовал архитектуры простой и ясной, особого утилитарного «петербургского манира» с учетом понимания местных условий и возможностей. Все это способствовало образованию определенного характера петербургской архитектуры того времени, называемого «петровским барокко».

7. Несмотря на то, что ведущими архитекторами были немцы, голландцы и итальянцы, Петербург был и остается национальным русским городом. Это стало результатом прямого участия Петра в планировке и строительстве каждого значительного здания.

8. В петровское время сформировались отечественные архитектурные кадры, частью обучавшиеся у иностранных мастеров в Петербурге, частью получившие образование за границей, по природным дарованиям и знанию дела не уступавшие, а то и превосходившие своих учителей.

9. Рожденный в муках и величайшим напряжением сил, что после смерти своего основателя длительное время развивался как бы сам собой.

3. Культурное самоопределение Петербурга.

3.1 Становление культуры светского типа в Петербурге.

Реформы Петра вырвали страну из средневековья и радикально сменили ее духовную доминанту с религиозной на советскую.

В сфере светской культуры Петр I, видимо, разделял концепцию Г. Лейбница относительно происхождения и бытования среди народов «наук и искусств».

О воззрениях Петра позволяют судить записи его разговоров, сделанные современниками. Судя по записям ганноверского резидента Х.В. Вебера, в одной из частных бесед царь так изложил свои взгляды. Он полагал, что «колыбель всех знаний» находилась в Греции. Из Греции науки и искусства были изгнаны и перешли в Италию, а затем распространились по всем европейским странам.

В Россию они не проникли. Причиной этого, по мнению Петра, было «невежество» предков, вследствие которого продвижение наук на Восток было остановлено.

В 1697 году, накануне основания Петербурга, Лейбниц в письме одному из приближенных русского царя, с явным расчетом на сообщение его рассуждений Петру, наметил план проведения в России просветительских реформ:

1. Создать общее учреждение для наук и искусств.

2. Привлечь способных иностранцев.

3. Привезти иностранные предметы, кои того заслуживают.

4. Заставить подданных ездить за границу с необходимой осмотрительностью.

5.Обучать народ у себя дома.

6. Узнать достоверно нужды своей страны.

7. Дополнить то, чего ей не хватает.

Центром нарождения нового для России типа культуры стал Петербург. Петр понимал,что в этом процессе определяющее значение имеет материальная культура. Для достижения западноевропейского уровня в России требовалось «завести искусство экономическое», - подчеркивал сподвижник Петра Ф. Прокопович.

Географическое положение страны – между Европой и Востоком, Балтикой и Каспием – позволяло России стать одной из самостоятельных участниц мировой посреднической торговли. Как казалось Петру и лицам его окружения, это должно было дать мощный толчок развитию российской державы.

Культура Петербурга решительно и последовательно выразила радикальный поворот в отношениях государства и церкви.

3.2 Типологические особенности культуры петровского Петербурга.

Реформы Петра, имевшие своей целью преобразование средневекового русского общества, поставили перед отечественной культурой ренессансные задачи.

Процесс этот протекал в то время, когда Западная Европа уже пережила свое Возрождение, а вслед за ним и сложные, противоречивые духовные движения 17 века – абсолютную государственность и буржуазную демократию, расцвет естествознания и техники ремесленного производства, маньеризм и ранний социально ориентированный реализм, классицизм и барокко – и поднялась на уровень, получивший название Просвещение.

Петр стремился облегчить и ускорить развитие русской культуры освоением достижений европейской цивилизации, тем самым открыв возможность переработки на русской почве того, что накопила Европа за несколько столетий. В результате рождался своеобразный и причудливый российский сплав ренессансного, доренессансного и постренессансного.

В России разные фазы развития общественного сознания и культуры наслаивались друг на друга, образуя новое, не знакомое на Западе системное целое.