Смекни!
smekni.com

Художественно-изобразительная деятельность (стр. 1 из 3)

Глава 1. Теоретико-методологические основы художественной изобразительной деятельности

Большая роль в развитии творческих способностей, обогащении духовного потенциала личности принадлежит художественной культуре в целом и изобразительному искусству в особенности. Изобразительное искусство направлено в первую очередь на общеэстетическое развитие личности, что особенно актуально в эпоху глобализации, для которой характерны стирание культурных границ между различными обществами и, как следствие, нивелировка личности по уровню массовой культуры. Однако перед тем, как раскрыть теоретико-методологические основы художественно-изобразительной деятельности (далее – ХИД), нам необходимо установить её сущностные характеристики и специфику функционирования в современном обществе.

1.1 Художественно-изобразительная деятельность

Художественно-изобразительная деятельность человека развёртывается в многообразных формах, которые называют видами, родами и жанрами искусства. И хотя обилие и разнообразие этих форм может показаться хаотическим нагромождением, в действительности они являются закономерно организованной системой форм. Так, эстетическая теория установила, что в зависимости от материальных средств, с помощью которых конструируются художественные произведения, объективно возникают три группы видов искусства:

1) пространственные, или пластические (живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура, декоративно-прикладное искусство и дизайн), т. е. такие, которые развёртывают свои образы в пространстве;

2) временные (словесные и музыкальные), т. е. такие, где образы строятся во времени;

3) пространственно-временные (танец, актёрское искусство и все базирующиеся на нём синтетические искусства – театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое искусство и т. д.), т. е. такие, образы которых обладают одновременно протяжённостью и длительностью, телесностью и динамизмом.

Каждый вид искусства имеет родовое и жанровое деления. Так, в литературе выделяют эпос, лирику, драму; в изобразительном искусстве – станковый, монументально-декоративный, миниатюрный роды; в живописи – жанры портрета, пейзажа, натюрморта и т. д.; среди жанров сценического искусства - трагедию, драму, комедию, водевиль и др. Таким образом, искусство, взятое в целом, есть исторически сложившаяся система различных конкретных способов художественного освоения мира, каждый из которых обладает чертами, общими для всех и индивидуально-своеобразными. Искусство зародилось в глубокой древности, в каменном веке. Для первобытного человека первоначальные формы художественной деятельности – создание мифов, песен, танцев, изображений зверей на стенах пещер, украшение орудий труда, оружия, одежды, самого человеческого тела – имели огромное значение, так как способствовали сплочению коллективов людей, развивали их духовно, помогали им осознавать их социальную природу, их отличие от животных, т. е. служили «очеловечению человека». На этой исходной фазе своего развития искусство не было ещё самостоятельной формой деятельности, так как всё духовное производство было здесь непосредственно вплетено в производство материальное, а различные сферы духовной культуры ещё не отделились друг от друга. Соответственно в эту эпоху искусство неотделимо от практической деятельности, от религии, от игры и других форм общения людей, оно имеет "прикладной" характер. С дальнейшим развитием культуры искусство постепенно обособлялось в специфическую область деятельности – в художественное производство как таковое, однако целый ряд отраслей художественной деятельности долгое время оставался в подчинении у религии, а некоторые сохраняют и поныне свою неразрывную связь с различными видами утилитарной деятельности – технической (архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн), журналистско-коммуникативной (художественный очерк, публицистика), агитационно-пропагандистской (ораторское искусство, плакат, искусство рекламы, оформительское искусство), спортивной (художественная гимнастика, фигурное катание на коньках) и т. д. Во всех этих случаях искусство придаёт практической деятельности, с которой оно слито воедино, способность оказывать на человека эмоционально-психологическое воздействие. Однако и в тех своих формах, которые возникли при обособлении искусства в самостоятельную сферу деятельности, оно оставалось общественным явлением по содержанию, по функционированию, по законам своего развития. Все виды искусства взаимно обогащают друг друга, существуют во взаимной связи, и каждым из них дополняются остальные. Все вместе они несут в себе всю полноту художественного сознания эпохи и способны многогранно, всесторонне отражать жизнь в ее сложных процессах. Именно поэтому в истории искусства всегда наблюдалось как сохранение видовых характеристик отдельных искусств, так и их взаимовлияние, взаимообогащение.

Рассматриваемая нами ХИД относится к пространственным (пластическим) видам искусства, и к ХИД можно отнести следующие основные направления художественной деятельности:

1. Изобразительное искусство.

2. Декоративно-прикладное искусство.

3. Дизайн.

1.1.1 Изобразительное искусство

Изобразительное искусство объединяет близкие друг другу живопись, графику, скульптуру, художественную фотографию. Оно едва ли не наиболее древнее среди других видов искусства и, по существу, сопутствует человеку с доисторических времен. Еще в эпоху палеолита первобытные люди создали множество пещерных изображений, росписей и произведений прикладного искусства, воспроизводивших конкретные факты и явления повседневной жизни. Отличительная черта этих первых проявлений художественного дара человека – своеобразный наивный реализм, зоркость наблюдений, неосознанное еще, но неодолимое стремление к освоению и познанию жизни в образной форме. От этих первых признаков пробудившейся в человеке жажды художественного освоения действительности изобразительное искусство, развиваясь на протяжении веков и тысячелетий, получало всё большее и большее распространение и раскрывало свои практически неисчерпаемые творческие возможности.

Изобразительное искусство обладает особенностью запечатлевать жизнь в наглядной форме. При всех различиях, существующих между живописью, графикой, скульптурой, художественной фотографией, всем им свойственны и некоторые общие черты: в отличие от литературы и музыки, театра и кино, способных развернуть воспроизводимые события во времени, изобразительные искусства, лишенные этой возможности, придают, однако, изображаемым ими явлениям жизни непосредственную зримость. Важнейшая особенность изобразительного искусства состоит в свойственной ему удивительной способности передавать всё многообразие и сложность жизни, ее динамичность через изображение одного события или момента. Изобразительное искусство – это искусство отображать, воспроизводить и создавать зрительно воспринимаемую реальность с помощью изобразительных средств и с различной степенью условности.

1.1.2 Декоративно-прикладное искусство

Декоративно-прикладное искусство – искусство изготовления предметов быта, имеющих, однако, не только утилитарное значение, но и обладающих определенными художественными качествами, - в ряде отношений может рассматриваться по аналогии с архитектурой. Подобно архитектурным сооружениям, произведения декоративно-прикладного искусства, как правило, не теряют связи с практическим назначением предмета. Напротив, их художественная сущность является в органичной связи с ним. Ослабление связи, а тем более разрыв с практически полезным назначением предмета чаще всего ведет к утрате его эстетических достоинств: исчезает мера, нарушаются пропорции, разрушается целесообразность. Специфика произведений декоративно-прикладного искусства и состоит в том, что их художественные качества являются не дополнением или приложением к утилитарному назначению вещи, а служат средством его выявления. Вместе с тем в современном декоративно-прикладном искусстве функциональное начало не всегда выступает столь явно. В жизни современного человека, в его быту, занимают немалое место и такие произведения этого искусства, которые носят чисто декоративный характер и, не обладая никаким утилитарным назначением, радуют своей эстетической значимостью.

Декоративно-прикладное искусство делят на определенные виды либо в зависимости от материала, из которого изготовляют изделие (кость, стекло, лак, дерево и т. д.), либо в зависимости от технологии обработки материала (керамика, изделия из различных сортов обожженной глины; художественная резьба, набивные и декоративные ткани, художественная вышивка и т. д.), либо, наконец, по функциональному назначению (одежда, мебель, посуда, бытовая утварь). Функциональный принцип представляется наиболее рациональным, хотя он и обладает определенной ограниченностью.

Для того чтобы предмет стал произведением искусства, он должен не только быть обработан «по законам красоты», но и нести в себе определенное идейно-эмоциональное содержание. С этой целью используется должным образом материал, учитывается наиболее целесообразная форма предмета (его пропорции, ритмические повторы, тектонический строй), приобретает особое значение соотношение масштабов между отдельными частями предмета и человека, применяется особый способ обработки поверхности предмета – декор. Поэтому мастерство художника, создающего красивые вещи, представляет собой существенное проявление предметной деятельности, несущей глубокую эстетическую выразительность. Впечатление, производимое прикладным искусством, нередко может быть таким же сильным, как и воздействие живописного или скульптурного произведения. В современных условиях появление новых материалов выдвигает перед прикладным искусством новые задачи. Задача художника состоит не в имитации новых материалов (пластмассы, синтетические материалы, пластики, полимеры и т. д.) под старые (хрусталь, стекло, дерево), а выявление своеобразных и неповторимых выразительных свойств, присущих самим этим материалам. Изделия декоративно-прикладного искусства выполняются как кустарным, так и промышленным способом.