Смекни!
smekni.com

Образ донского края в художественных фильмах (стр. 2 из 2)

Одна из последних кинокартин на тему донского казачества – сериал «Атаман» (2005) режиссера Василия Мищенко. В кадры попала казачья станица Старочеркасская с ее старинной церковью и майданом.

Лирический образ.

Лирическая тема, как нам кажется, раскрыта в таких советских кинолентах, как «Цыган», «Возращение Будулая» по мотивам повестей известного донского писателя Анатолия Калинина. Фильмы снимали на родине писателя в хуторе Пухляковском Усть-Донецкого района. Первая экранизация литературных произведений Анатолия Виниаминовича была сделана в 1967 году, когда был снят фильм «Цыган» с Евгением Матвеевым в заглавной роли. Потом, в 1979-м году, появилась новая экранизация этого фильма уже с Михаем Волонтиром. А в 1985 году тот же Волонтир снялся в «Возращении Будулая». Тогда в хутор Пухляковский, расположенный на живописном донском берегу, приехали звезды советского кино: Клара Лучко, Михай Волонтир, Нина Русланова, Леонид Неведомский и многие другие. И после съемок они не раз вспоминали о дружбе с прославленным писателем, тепло отзывались о донском хуторе. В Пухляковском до сих пор сохранился дом, в котором жила главная героиня фильма Клары Лучко.

По мотивам повести А. В. Калинина в 1974 году на экраны вышел широкоформатный фильм «Возврата нет». Эта советская мелодрама снималась режиссером Алексеем Салтыковым в 1973 году в станице Раздорской Усть-Донецкого района и повествует о том, как вдова Каширина, оставшаяся с ребенком на руках, в военное лихолетье спасла и выходила раненого бойца – Колю Никитина. После войны он вернулся с чувством благодарности к своей спасительнице.

К классике советского кино можно отнести и киноленты «На семи ветрах», «В моей смерти прошу винить Клаву К.». Их съемки также проходили у нас в городе. Как нам стало известно, «На семи ветрах» снимали в 60-е годы прошлого века, многие жители помнят этот момент, а студентов ростовского кинотехникума даже приглашали поучаствовать в процессе, когда съемочная группа размещалась на холме, у въезда в Железнодорожный район. Там установлен памятник Стачке 1902 года. Дом, вокруг которого разворачивается сюжет, располагался чуть ниже улицы Седова, на спуске к Дону, примерно там, где сейчас находится Ворошиловский мост. Съемки проходили не только на спускающихся к Дону улицах, но и рядом с 43-й школой, расположенной на проспекте Буденновском. Фильм повествует о трудном ожидании молодой девушки своего жениха, ушедшего на фронт.

Ростовская набережная очень часто попадала в кадры и советских, и российских фильмов. Так, фильм о крепкой мужской дружбе «Верные друзья» также снимался на набережной у старого здания речного вокзала. Правда, сложно теперь можно узнать Ростов, просматривая этот старый советский фильм. Здания этого, например, в настоящее время уже нет.

Съемки «В моей смерти прошу винить Клаву К.» - художественного фильма о первой любвирежиссёрами Николаем Лебедевым и Эрнестом Ясаном по повестиМихаила Львовского. (1979) проходили на известной в советское время танцплощадке «Мелодия» в парке Революции и в школе №83 на проспекте Ставского.

Пожалуй, самая известная из современных работ, съемки которой проходили также в нашем городе и в ней Ростов-на-Дону не населяли бандиты и криминалитет, - это добрый и немного сказочный сериал ростовского режиссера Кирилла Серебренникова «Ростов – папа». Единственная нотка криминала заключена только в самом названии, а по существу наш Ростов в этом фильме предстает маленьким провинциальным городком, где разворачиваются вечные любовные сюжеты на современный лад. Фильм вышел на канале НТВ, но почему то его на четвертой серии его снимают с эфира без объяснения причин. Многие считают, что дело в том, что сериал попал на экраны не в свое время. Руководство канала поддерживало сериалы про бандитов и оперативников, а «Ростов-папа» просто напросто не вписывался в формат.

В 2007 году вышел нашумевший российский художественный фильм, комедийная мелодрамаАндрея Кончаловского «Глянец», после просмотра появилось очень много недовольных зрителей тем, что наш город, который хоть и не Москва, но и далеко не деревня, а его показали как глухое село, где женщины летом ходят в сапогах.

Военный образ.

Трагедия человечества в годы самой масштабной войны показана в нескольких фильмах, снимавшихся у нас в области. Хотелось бы выделить в этой группе такие киноленты как «Утомленные солнцем – 2» и «Матерь человеческая». Первый фильм снимался всего несколько лет назад известным российским режиссером, обладателем Оскара, Золотой пальмовой ветви и других международных кинонаград Никитой Михалковым в Таганрогском заливе Азовского моря под Таганрогом. В батальных съемках и в массовке удалось сняться и многим жителям нашей области вместе со своей ретротехникой.

Вторая картина – трагедия и героизм русской женщины в годы Великой Отечественной войны по мотивам повести Виталия Закруткина «Матерь человеческая» (1975) режиссера Леонида Головня. Режиссер картины вспоминал позже: «Натуру можно было отснять и в Подмосковье, но мы считали, что место действия должно по-своему проявить исключительную суровость условий и обстоятельств, в которых раскрывается характер нашей героини. Были выбраны места близ станицы Вешенской на Дону, потому что пустынная степь с лаконичностью, жесткостью ее «выразительных средств» острее подчеркивает героику происходящего. Фильм снимался в Вешенской с сентября по февраль, и все это время актриса Тамара Сёмина, исполнявшая главную роль, проходила на съемках в одном ситцевом платьице. Ей пришлось и босиком ходить по снегу, и купаться в мороз. Но главное - нужно было отдать себя роли целиком, без остатка, ведь это был уникальный, единственный в своем роде монофильм».

Заключение.

В заключение хотелось бы сказать, что в небольшой работе невозможно, конечно, рассмотреть все художественные фильмы, снимавшиеся либо полностью, либо эпизодически на территории нашей области. Надеемся, исследование по этой теме будет продолжено, может увеличиться количество не только фильмов (с учетом снимаемых сейчас и планируемых съемках в будущем), но и их тематика.

Так, «за кадром» осталась документалистика, по которой еще в советские годы Ростовская киностудия была одной из лучших в стране. Практически все фильмы снимались отечественными режиссерами, в них играли отечественные актеры. Кроме донской местности, населенных пунктов, в фильмах снимались многочисленные артефакты, которые сейчас надежно охраняются. Так, на территории аксайского краеведческого музея находятся фаэтоны, которые участвовали в съемках «Неуловимых мстителей». Но не всем раритетам так повезло, как фаэтонам. У аксайского причала долгое время стоял на приколе теплоход из кинофильма «Жестокий романс». Стоял до тех пор, пока не был варварски разграблен и не распилен на лом.

К раннее упоминаемым в работе киносъемкам «Антикиллера» в Санкт-Петербурге, можно отнести и фильм «Дом» с целым набором замечательных актеров. Среди которых: Гармаш, Ступка и многие другие. Как и в «Антикиллере» действие проходит у нас в области, в одном задонском хуторке, но снимали его под Симферополем. Как нам кажется, надо создавать условия доброжелательности для тех кинокомпаний и режиссеров, которые решили снимать свои фильмы на Дону. Ведь это способ показать свой край еще и в таком массовом виде искусства, как телевидение. Может, область и не превратилась бы в одну огромную съемочную площадку, но для ее жителей появилась бы еще один повод для гордости за свой край.

Хочется верить, что актерская карьера нашего региона не закончена, и он еще сыграет свою главную роль.