Наталья Грабарь
В ХХІ столетии на смену традиционному обществу приходит компьютерная цивилизация. С одной стороны, это благо, предназначенное для расширения познания и совершенствования социальной жизни, а с другой, человек – пользователь компьютерных систем подвергается воздействию негативних явлений нового виртуального коммуникационного пространства. Виртуальный мир развивается на фоне многочисленных процессов, проникающих в сферу циркуляции информации в сетях: (криминализация общества, падение уровня жизни подавляющего большинства населения, разрушение культурных традиций, размывание нравственных ценностей. На сегодняшний день остро встаёт проблема ориентации в коммуникационных каналах, в информации, которая становится доступней, благодаря единой социально-коммуникационной системе общества. Проблема не только техническая, но и гуманитарная (её исследовали: С. Брайчевский, Г. Вихрева, Гиляревский, Д. Ландэ, А. Каптерев, Т. Кузнецова, Г. Почепцов, А. Соколов, Ю. Столяров, А. Чачко, Ю. Шрейдер и др.)
О вызовах и угрозах глобального информационного общества пишет Е. Кузьмин, указывая на то, что «Люди должны понимать, кто и с какими целями создал информацию…», т.е. современное общество требует новых критериев в оценке информации. Сталкиваясь с массивным потоком разнотипной информации, пользователи глобальных сетей просто не в состоянии адекватно ее осмыслить. В данной ситуации важная роль принадлежит социокультурным учреждениям, таким как библиотеки. Особую актуальность приобретают вопросы оценки и управления информацией, прежде всего в сфере образования [8].
Цель статьи: выяснить возможности использования аксиологического подхода в организации информационного обслуживания студенческой молодёжи в библиотеке, что требует решения следующих задач:
– обобщение опыта использования аксиологического подхода в библиотековедении;
– дать оценку основных каналов поступления информации в бибилотечно-образовательные системы с точки зрения ценностной индивидуализации и вияснить отличительные черты коммуникационного наполнения;
– определить задачи библиотечно-ценностного отбора информации в каналах.
Ценностные ориентации социальных систем являются объектом внимания общества в целом, а также гуманитарных наук, к которым относится и библиотековедение. Как отмечают исследователи, нынешнее время характеризуется утратой многих ценностей, и в том числе ценности самой информации. Информация стала общедоступной и утрачивает свою значимость как потенциала развития. Всё чаще исследователи и специалисты обращаются к феномену «знания» в коммуникационных каналах [1, 8, 15, 20]. Идет процесс стихийного формирования новой иерархии ценностей информационного общества. Любому обществу присущ сложный процесс формирования ценностей и отношения к ним. Как отдельный человек, так и общество в целом имеет возможность предотвращать информационные опасности путем формирования информационного щита: системы ценностей, ориентированной на глобальные принципы безопасности жизнедеятельности человечества. Поэтому для выживания человека, адаптации к современным условиям необходимо формирование внутреннего информационного щита, который не пропускает в информационную среду вредную и избыточную информацию [6].
Аксиологический подход широко применяется в философии, этике, эстетике, психологии, социологии, культурологии, библиотековедении и других науках. Культурно-исторический аспект аксиологического подхода определяется той ролью, какую играли и играют ценности в жизни человека, в исторических судьбах народов и в истории культуры. Человек живет в мире ценностей. М. Бахтин неоднократно повторял: «В абсолютной ценностной пустоте невозможно никакое высказывание, невозможно самосознание» [2, С. 134]. Это имеет прямое отношение и к литературному творчеству. В современных литературоведческих дискуссиях по проблемам перестройки и обновления методологии присутствует настороженное отношение к аксиологическому компоненту в научных исследованиях. Ценностные суждения нередко рассматриваются как угроза объективному характеру научного знания. На счет аксиологии записывается «субъективистский произвол и своеволие», что на самом деле не имеет никакого отношения к аксиологии и свидетельствует о необходимости теоретического обоснования взаимосвязи аксиологии и литературоведения, определения роли и границ аксиологического познания в этой науке [14]. Аксиологическая рациональность в гуманитарных исследованиях, оправдана не только как форма исследовательского поведения, в определенном смысле она есть свойство самого объекта исследования. Как считает А. Голубев, принцип аксиологической рациональности предполагает в идеальном случае осознанную рефлексию и декларацию тех ценностей, которые направляют исследовательский процесс, что, кстати сказать, не имеет ничего общего с печально известным принципом партийности науки [21]. На сегодня, исходя из социальной обстановки любой страны, ценности в обществе разобщаются. Ценности не просто изменяются, а «дробятся», сопутствуя процессу социальной дестандартизации. По убеждению Э. Тоффлера [18], может даже наблюдаться конфликт ценностей между различными общественными группами. Такие радикальные повороты в социальной структуре связаны со стремительным ускорением технического прогресса и внедрением ИКТ.
Одним из каналов связи, который транслирует ценности от общества к личности является образование. Оно становится формой существования человека в информационном обществе. Такая тенденция обозначена расширением коммуникационного пространства и отражает движение коммуникационных средств современной культуры навстречу человеку, усиливая его коммуникативные запросы, реализуя особенности межличностного общения, формируя контекст и средства обратной связи коммуникации.
Однако, для решения своих специфических задач тем или иным объективным образом исследователи обращались к оценке информационных потоков. В рамках концепции новой философии библиотечного дела Ю. Гриханов предлагает – осознание библиотеки как органичной частицы человеческого сообщества, служащей каждой личности в отдельности и помогающей ей совершенствоваться, а значит и улучшать жизнь [5]. О трансформации библиотек в информационном обществе и их базовых ценностях писала А. Чачко. В нових информационных условиях библиотека может быть оценена как качественно новая система, а изменения, должны происходить по безопасному для культуры способу – трансформации. «Современному библиотековедению необходимо изучать библиотеку как систему специфических человеческих взаимосвязей, основываясь на том, что социальные перемены – это результат человеческой деятельности» [19, С. 28]. Повышению качества обора документов посвячена диссертация Г. Вихревой [19].
Таким образом, библиотека – это место циркуляции информации, в котором библиотекарь и читатель соединены в едином коммуникативном пространстве. Поэтому Т. Маркова рассматривает библиотеку как дисциплинарное пространство, т.е. место, в котором существует особый порядок, вырабатываются правила, способствующие умению читать и мыслить, складывается специфический библиотечный этос, в основе которого лежит уважение к книге, как ценности [11].
Формирование новой гуманитарной парадигмы требует изменения содержания деятельности библиотек по созданию образовательной среды. В представлении Н. Збаровской ее основой должна стать аксиологическая концепция, согласно которой сущностью этой деятельности является формирование у читателей ценностного отношения к культуре в целом и книге и чтению в частности [20]. Поэтому изучение ценностных ориентаций студенчества – необходимая составляющая педагогики высшей школы, а разработка методического инструментария – важная и актуальная задача считает А. Соколов [16].
Студенчество является одной из приоритетных групп потребителей библиотек. Библиотечные практики проводять множественные социологические исследования и подтверждают, что библиотека может привить вкус к знанию и стать духовным оазисом воспитания молодёжи. Украинская библиотечная ассоциация (АБУ) свою деятельность направляет на то, чтобы бибилотеки стали центрами интеллекта, культуры и сохранили духовные ценности украинского народа [10]. Сотрудники Росийской государственной юношеской библиотеки подготовили обзор социологических исследований (Ценностные ориентации современной молодежи: Обзор социол. исслед. / Рос. гос. юнош. б-ка; Сост.: В.П. Вдовиченко. – М., 2003. – 24 с.). По их мнению обзор поможет библиотекарям сориентироваться и выбрать для профессионального чтения какие-то материалы по проблеме ценностных ориентаций молодежи или даст ориентир в планировании воспитательной работы библиотеки, подскажет тематику дискуссий или круглых столов и т.д
В последнее время теме ценностей посвящаються диссертации, монографии, пособия, учебники [4, 9, 14, 21]. Так, в пособии З. Сафиуллиной [15] всесторонне рассматривается тема ценности информации для человека, для общества, для цивилизации в целом. Анализируются проблемы воздействия информации на человека, приводятся методики ее оценки. Даётся общее представление об информационной аксиологии. Разработке аксиологических основ формирования критериальной системы отбора посвящена монография Г. Вихревой [4].
В настоящее время общение и коммуникация опосредованны гибкими коммуникационными технологиями, что не только инструментализует искусство повседневного сосуществования, коммуникационного взаимодействия, символьного обмена, но и дает повод для анализа ситуации, в которой происходит становление современной культуры. На это указывает и В. Ильганаева: «Аксиоматичным является положение о социализирующей, культурообразующей роли общения» [7, С. 21]. И не случайно выросло внимание библиотековедов к теоретико-методологическим вопросам библиотечного общения в контексте квалитологии и квалиметрии. Учение о качестве и измерении качества может дать толчок для научно-методического поиска в этой области, считает В. Бородина [3, С.49].