Смекни!
smekni.com

Профессионализация исторического знания. Изучение человека и культуры в трудах английских просветителей (стр. 3 из 3)

Культура Нового времени в ХVIII в. обособила область научного мышления, ориентировав его на постижение естественнонаучной природы мироздания. История стала тем полигоном, где человеческое сознание надеялось увидеть естественнонаучные корни Разума и путь к восстановлению всемирной гармонии как свидетельства его животворящей силы. История, однако, не способна существовать без индивидуализированного человека. Английская просветительская историография в ее конкретной приземленности и показала, во-первых, необходимость понимания исторической природы человеческой личности и, во-вторых, скудость характеристик человека, имевшихся в распоряжении историков. Она перекинула "мостик" из одной сферы постижения Разума в другие, связав историю, с одной стороны, с природой человеческого познания, а с другой - со способами научного и художественного видения человека в исторически конкретных ситуациях. Она ускорила становление научных форм гуманитарного знания, помогая нащупать ту зыбкую грань между научным и художественным, которая присутствует в восприятии истории, характерном для нового времени.

И художественное творчество, и исторические изыскания предоставляют возможность экспериментировать с человеческими образами и социальными коллизиями. Литературный эксперимент в совмещении с его визуализацией через сценическое искусство, оказался более доступным сознанию современников Юма, Вольтера, Гердера и Карамзина. В развитии и популяризации научных представлений о культуре сыграло свою роль изучение поэтических и литературных произведений. Современные психологи подчеркивают связь гуманитарной феноменологии с совмещением обыденным сознанием образа человека и глубин человеческого опыта. В таком соединении схематизм, столь характерный для научной процедуры, быстро теряет свою четкость. "Гуманитарное повествование переводит наш опыт в прошлое и будущее, не теряя его индивидуально-человеческих атрибутов, т. е. его настоящей образно-смысловой фактуры". Гуманитарный эксперимент узнаваем, но, в отличие от естественнонаучного, он недостаточно строг, а при попытках обобщения тяготеет к символизму. Знаниям же о человеке требовалась достаточная для научного обобщения четкость. В гуманитарном знании обособилась область собственно теоретического осмысления. Ею стала сфера эстетической мысли. В сфере эстетического творчества реализовывала себя на первых порах междисциплинарность, столь необходимая в научном познании человека.

В области постижения природы познания удавалось увидеть всеобщее в человеке (вернее, в человеческом сознании). В сфере истории конкретный человек представал как носитель случайности, по неразумению или произволу разрушавший гармонию мира. Плоды человеческого разума, культура связывали мир всеобщего и случайного воедино, гарантируя конечную гармонию мира. Роль человека, способного созидать и разрушать, нуждалась в более детальном осмыслении. Средства для этого еще предстояло найти. История познания стала следующей ступенью в изучении Разума как результата развития культуры. Можно сказать, что она показала необходимость междисциплинарного подхода к проблеме человека в истории. Проблема человека оказалась вне компетенции конкретных наук, хотя без нее достоверность знания в гуманитарной области не могла быть установлена вполне удовлетворительно. Культура ХVII-ХVIII вв. компенсировала сложившийся недостаток научного познания, придав статус самостоятельности эстетической деятельности и закрепив за ней устойчивый интерес к человеческой личности.