Смекни!
smekni.com

Ватикан - наследие человечества (стр. 1 из 2)

Cлова в заглавии этой статьи взяты из официального документа ЮНЕСКО. Они точно выражают суть знакомства с небольшой частью сокровищницы искусств, собранной в Ватикане. Для многих Ватикан, где находится резиденция папы римского, прежде всего духовный и религиозный центр. Он возник и сформировался на том месте, где по преданию был мученически убит один из основоположников христианства, апостол Петр. Здесь его могила. Над ней воздвигнут величественный храм. Прекрасный собор и огромная овальная площадь носят имя Святого Петра. В праздничные дни здесь собираются сотни тысяч человек, да и в обычные дни тут никогда не бывает пусто и безлюдно. Лишь только ранним утром есть возможность уединения и тишины. Это самое подходящее время для знакомства с великой сокровищницей искусств, сформировавшейся на протяжении нескольких веков. Местность, где расположен Ватикан с его многочисленными постройками. имеет очень древнюю историю. За этой местностью давно закрепилось название - Ватиканские холмы. Здесь, на северо-западе Рима, на берегу реки Тибр, когда-то жил оракул Ватиканиум, собиравший вокруг себя народ. Здесь цвели сады Калигулы, а при императоре Нероне был устроен цирк. Над могилой Святого Петра в разное время существовали и сменяли друг друга все более крупные храмовые постройки. Современный собор Святого Петра был заложен в 1506 году и закончен в 1616 году. Его строили самые великие зодчие эпохи Ренессанса.

Музеи Ватикана — очень общее понятие. В уникальное собрание вошли и картины знаменитой Ватиканской пинакотеки - галереи старого искусства, и произведения искусства, украшающие парадные папские покои, и удивительные росписи, покрывающие стены папского дворца, и папские коллекции, которые формировались как частные собрания в палаццо Квиринале и как публичные экспозиции в Капитолийском дворце. Истории этих коллекций неоднократно пересекались. В XVIII веке папские коллекции пополнились картинами, принадлежавшими упраздненному Ордену иезуитов. В 1790 году по приказу папы Пия VI большую часть коллекции из дворца Монтекавал-ло переместили в Ватиканскую пинакотеку.

Первое открытое для обозрения публики собрание картин Папского государства было основано Бенедиктом XIV, который в 1740 году разместил часть коллекции на Капитолии «как для украшения и большего великолепия города нашего Рима, так и в качестве образца для наставления молодежи, склонной к изучению свободных искусств». Рассказывать, как собирались и формировались коллекции Ватикана, можно бесконечно. Остановлюсь на некоторых превосходных, но подчас не очень известных произведениях станковой живописи, находящихся ныне в Ватиканской пинакотеке. Почти все они принадлежат кисти итальянских мастеров, исключением можно считать только работы французов Никола Пуссена и Валентена де Булоня, но и они почти всю жизнь провели в Италии.

Знаменитый «Полиптих Стефаыески» работы Джотто занимает в коллекции конца XIII - начала XIV веков одно из центральных мест. Слава Джотто при папском дворе настолько распространилась, что. как пишет Вазари: «Бенедикт IX намеревался произвести в соборе Святого Петра некоторые живописные работы, послал в Тревизию и Тоскану одного из своих придворных поглядеть, что за человек Джотго и каковы его работы. Придворный этот, приехавший, дабы повидать Джотто и узнать о других превосходных в живописи и мозаике флорентийских мастерах, беседовал со многими, прося у каждого рисунок для подтверждения его мастерства. Джотто, хотя и послал простой круг, прочерченный от руки, был признан лучшим из всех, так что папа пожелал доверить ему часть украшения старого собора Святого Петра, утраченную затем в процессе возведения новой базилики». К сохранившимся частям этой работы и принадлежит «Полиптих Стефанески» (кардинал Якогю Каэта-ни дельи Стефанески был заказчиком всех работ Джотто для ватиканской базилики).

Местонахождение этой работы было посредине клироса, так чтобы ее можно было рассматривать с двух сторон. На поверхности, обращенной к верующим, изображен Святой Петр на троне, а у его ног коленопреклоненный кардинал Стефанески подносит ему модель полиптиха, а папа Целестин V, также коленопреклоненный, - кодекс в богатом переплете. В боковых компартиментах справа и слева изображены различные святые; из пределлы сохранилась лишь часть со Святым Стефаном и двумя святыми. На стороне, обращенной к апсиде, изображен Христос на троне с поклоняющимися ему ангелами и тем же Стефанески, только в более простой одежде и с красной кардинальской шапкой, лежащей у его ног. На двух боковых досках воссозданы «Мученичество Святого Петра» и «Мученичество Святого Павла», чтобы отметить то покровительство, которое оказывают эти два апостола церкви городу Риму. Под фигурой Христа в центре пределлы изображена Мадонна между ангелами, Святыми Петром и Иаковом, за которыми следуют в боковых компартиментах по пять апостолов с каждой стороны. Рисунок передает пластику форм и четкое перспективное построение; богатая цветовая гамма, наполняющая драгоценные цветовые созвучия, побуждает критиков отнести это произведение к позднему периоду творчества мастера с помощниками и датировать его 1320 - 1330 годами.

Главным и наиболее известным мастером в Сиене, еще одном центре тосканской живописи XIV века, был Симоне Мартини. Известно, что, когда началось «авиньонское пленение» (перенос папского престола из Рима в Авиньон под давлением французского короля), Симоне Мартини вместе с папой Климентом V покинул Рим и отправился с ним в Авиньон. Его «Благословляющий Спаситель» - завершение полиптиха, другие части которого пока не найдены. С небольшого фрагмента доски на нас смотрит удивительно одухотворенное лицо. Синее одеяние оттеняет малиновый плащ с золотой каймой. Необыкновенно изящна рука, поднятая в благословляющем жесте. Темное на светлом фоне лицо дышит спокойствием и мудростью. Колорит работы поражает совершенством. Другой сиенский художник, принадлежащий к течению, которое определили как «интернациональная готика», прозванный Сассеттой, оставил в коллекциях Ватикана несколько картин. Подлинным шедевром в его творчестве была «Мадонна Ульмита» - драгоценная работа по удивительной изысканности колорита. Сассетта старался слить воедино все грани культурного достояния. В его перспективных построениях заметен отказ от готического видения архитектурного модуля, но в хрупких заостренных формах наблюдается равновесие между стремлением к декоративной утонченности и пространственно-пластическому восприятию форм. Мадонна Ульмита изображена на светлом охристом фоне; количество красок, которыми пользуется художник, сведено до минимума: охристый фон, чуть светлее лицо Мадонны, и фигура младенца, черный плащ, закрывающий почти всю фигуру Мадонны, и небольшая почти киноваревая пелена, которая окружает фигуру младенца.

Фра Беато Анджелико - монах, прежде всего флорентийский художник, любимый живописец Козимо Медичи Старшего - чрезвычайно тонкий и чуткий, яркий представитель гуманизма в искусстве. Анджелико был авторитетным членом доминиканского ордена, собеседником двух пап и доверенным лицом Антонио Пьероцци, архиепископа Флоренции. Его творчество служило связующим звеном между двумя тенденциями: будучи убежденным сторонником познавательной ценности художественной формы, он, тем не менее, опасался полного омертвления искусства: интерпретируя радикальные концепции Мазаччо в религиозном духе, он старался проникнуть внутрь томинской (следующей учению Фомы Аквинского) системы и официального учения Церкви. Драгоценная маленькая доска с Мадонной, Святыми Домеником и Екатериной Александрийской в сиянии лучезарной красочной палитры демонстрирует то созвучие техники и вдохновения, какое присуще традиции флорентийской миниатюры.

Перуджино, его настоящее имя Пьетро Ваннуччи, родился незадолго до 1450 года в маленькой деревушке Чита дель Пьеве в Умбрии. Перуджино - гениальный учитель Рафаэля, много работал как в Перудже, так и во Флоренции. Более того, он возглавлял артель живописцев, которая была вызвана из Флоренции в Ватикан для росписи библиотеки Сикстинской капеллы. В эту группу входил и Боттичелли, который больше никогда не покидал свой любимый город. Среди многих фресок и картин, оставленных этим мастером в Ватикане, есть типичная для художника, но от этого не менее изысканная миниатюрная работа «Мадонна с младенцем и Святыми Лаврентием, Людовиком Тулузским, Геркуланом и Кон-станцем». Это так называемая «Мадонна децемвиров», поскольку она была заказана художнику «Коллегией десяти», органом городского самоуправления в Перудже, для капеллы в Палаццо Публико в самом конце XV века. Написанная в лучших традициях живописи Перуджино, Мадонна сидит на троне под массивным балдахином. Ее лицо и жесты спокойны и несколько грустны. Окружающие ее перечисленные святые полны глубокого почтения. Это, безусловно, парадное произведение для официального места. «Мадонна децемвиров» - период расцвета творчества художника. Совсем недавно Антонелло де Мессина привез в Италию из Нидерландов секрет масляной живописи, и картина блестяще написана с использованием масляных красок. От этого все цветовые переходы сделались легче, мягче и воздушнее.

Эклектическая личность Джорджо Вазари, живописца, архитектора и историка, получила особую известность благодаря его «Жизнеописаниям наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Книга стала для многих непревзойденным источником сведений и отправной точкой в художественной иконографии. Ведущий мастер флорентийского маньеризма, он сформировался, обобщив уроки двух бесспорных авторитетов Высокого Возрождения - Рафаэля и Микеланджело. Наряду с Флоренцией, другим художественным центром, где Вазари нашел применение своему дарованию, был Рим. Художнику удалось получить доступ в ученые и артистические круги, группировавшиеся вокруг влиятельного кардинала Алессандро Фарнезе, будущего папы Павла III. Со временем он нашел признание в самых высоких римских сферах, в частности, при папском дворе. На волне достигнутых художником успехов его известность росла быстро. В связи с этим папа Пий V вызывает художника из Флоренции, дабы поручить ему роспись трех капелл, сооруженных одна над другой в башне Пия при палаццо Апостолико. Работа была выполнена с характерной для Вазари быстротой. В 1570 - 1571 годах художник разработал замысел живописного цикла, закончил подготовительные рисунки и картоны, а также написал все алтарные образа и среди них «Побиение камнями Святого Стефана». Это типичная картина времени развития «маньеризма» в Риме. Здесь есть все, что присуще этому течению: и повышенная эмоциональность, и экзотические костюмы персонажей, и склонность к эффектным жестам и ярким контрастным тонам.