В понятие культура вкладывают самый различный смысл в узком смысле под культурой понимают лишь ценности духовной жизни, а иногда это понятие сужается и до явлении искусства литературы.
В широком смысле под культурой понимают определенную идеологию (общепринятые, утвердившиеся в обществе формы жизни - обычаи, нормы, институты, включая государство и экономику), призванную обслуживать обеспечивать хозяйственные задачи. Явление культуры чрезвычайно богато, многообразно и всеобъемлюще. Поэтому культурологи давно затрудняются дать ему определение.
В своем этимологическом значении понятие культуры восходит к античности. Латинское слово culture означало — возделывание обработка почвы, ее культивирование те изменение в природном объекте под воздействием человека его деятельности, а отличие от тех изменении, которые вызваны естественными причинами. Уже в первоначальном содержании термина язык выразил важную особенность — единство культуры, человека и его деятельности.
Понятие культура в отличие от natura (природа) означает «созданное»-«внеприродное». Мир культуры любой его предмет или явление воспринимаются не как следствие действия природных сил. А как результат усилий самих людей направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано непосредственно природой
Слово «культ» происходит из того же источника что и слово «культура». Их более древним источником в латыни считается глагол colere — в первоначальном значении «возделывать» «обрабатывать», а позднее употреблявшийся в значении — «почитать», «поклоняться». В эпоху средневековья слово «культ» употреблялось чаще, чем культура. Оно выражало способность человека раскрыть собственный творческий потенциал в любви к Богу. Рождается представление о рыцарстве как своеобразном культе доблести чести и достоинства.
В эпоху Возрождения воскрешается античное представление о культуре, выражающее активное творческое начало в человеке, который тяготеет к гармоничному возвышенному развитию в современном значении слово культура стало употребляться в XVII в. В качестве самостоятельного оно появилось в трудах нем юриста и историографа С. Пуфендорфа.
В настоящее время понятие культура означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура - это комплекс, включающий знания верования, искусство, мораль законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества. В этом определении органично соединились оба значения культуры – широкое и узкое.
Культура является продуктом совместной жизнедеятельности людей, системой согласованных процедур и способов их коллективного существования и взаимодействия обозначений и оценок социальной консолидации во имя достижения общих целей упорядоченных правил и социально приемлемых технологий удовлетворения групповых и индивидуальных интересов и потребностей (как материальных, так и познавательных символических, оценочных) и тому подобных. Но она не механическая сумма всех актов жизнедеятельности людей. Ее ядро — это набор «правил игры» коллективного существования выработанная людьми система нормативных технологий и оценочных критериев по осуществлению тех или иных социально значимых интеллектуальных и практических действий (при различной степени жесткости их нормативной регуляции).
В отличие от биологических свойств человека нормы культуры не наследуются генетически, а усваиваются только методом обучения. Поэтому нет единой универсальной культуры, объединяющей всех людей на Земле хотя бы минимумом единых социально-культурных черт.
Процесс социализации - это непрерывный процесс овладения культурой и вместе с тем индивидуализации личности, ибо ценности культуры ложатся на конкретную индивидуальность человека - его характер, психический склад темперамент – менталитет.
Противоречия процесса социализации показывают, что культура - это сложная система, вбирающая и отражающая противоречия всего мира которое проявляются в противоречии между социализацией и индивидуализацией личности, нормативностью культуры и той свободой, которую она предоставляет человеку традиционностью культуры и тем обновлением, которое происходит в ее организме
Эти противоречия составляют не только сущностную характеристику культуры, но и являются источником ее развития. В культуре ведется постоянная селекция и отбор форм оказавшихся наиболее эффективными с точки зрения утилитарных функций (наиболее приемлемые по своей социальной цене и последствиям, способствующим повышению уровня взаимопонимания и консолидированности членов сообщества). Они обретают статус общепринятых норм по осуществлению соответствующих функций, включаются в систему ценностей, отражающих социальный опыт данного сообщества, приобретают характер ценностных ориентации регулирующих практическую деятельность и транслируются следующим поколениям в качестве культурных традиций.
Культуре присущи собственные законы функционирования, которые помогают объяснять изменения, происходящие в культуре, так как часто это невозможно объяснить одними социальными или иными причинами.
Таким образом, в культуре выделяются определенные этапы, периоды и эпохи, например, - эпоха античной культуры и Возрождения.
В России выделяются культура славяно-русов дохристианского периода, Киевской Руси, Московской Руси, золотой век русской культуры XIX столетия, серебряный век поэзии XX века и так далее.
Предмет культурологии
Культурология - это наука о человеческой культуре. Предметом ее исследования являются объективные закономерности личностных, групповых, национальных и общечеловеческих культурных процессов и явлений; виды, формы, способы и механизмы, законы и причинно-следственные, проективно-продуктивные и прогностические взаимообусловленности материальной и духовной жизнедеятельности всех звеньев субъектов культуры.
Культурология не только изучает предпосылки и факторы, под влиянием которых возникают, формируются и развиваются культурные интересы и потребности людей, но и исследует их участие в создании, приумножении сохранении и передаче культурных ценностей.
Культурология изучает культурную жизнь и в различных обществах, стремясь выделить особенности и достижения основных культурно-исторических типов.
Важнейшая задача культурологов - анализ процессов и тенденций социокультурной среды современности. Одна из основных проблем культурологической науки - вопросы теории и истории мировой культуры.
Говоря о предмете культурологии, нужно иметь в виду 3 основные познавательные ориентации — философскую, историческую и теоретически-самостную. Соответственно, в культурологии различают философию культуры (культурфилософию), историю культуры и науки о культуре. При этом некоторые культурологи нередко ошибочно противопоставляют все эти три области культурологического познания.
В. М. Межуев считает, что хотя теоретические исследования культур много дали для их понимания, одновременно такие исследования обессмыслили культурологию. Он, фиксируя противоречие между философским и научно-теоретическим подходом к культуре, опирается на анализ истории становления культурологической проблематики. В частности, он показывает, что понятие культуры и ее изучение сформировались в лоне философского диспута при обсуждении вопроса о специфике и основаниях культурно-исторического изучения общества и человека.
В. Межуев утверждает, что философское понимание культуры представляет собой "понимание не любой культуры а только той, которая образует культурный мир, культурное бытие европейского человека, обладающего разумом, рационально мыслящего, укорененного в истории».
Поэтому, по В. Межуеву, "философия выясняет не теоретическое, а практическое отношение человека к культуре, раскрывает условие не просто его знания о ней, а его бытия в ней. Под человеком понимается в данном случае не "человек вообще", не любой человек, а тот тип индивидуальности, личности, который сформирован европейской культурой, стал ее творцом и носителем".
Культуролог Э. А. Орлова противопоставляет теоретическое (научное) познание культуры не только философскому, но и историческому. Она считает, что философский подход к изучению культуры априорен (носит метафизический характер) и "недоступен эмпирической проверке", а исторический подход ограничивается описанием событий и не выходит на уровень объяснений. В области же наук о культуре "осуществляется методологический синтез систематического описания явлений культуры с их объяснением. В науках о культуре основной целью становится понимание того, как происходит формирование и становление явлений и событий культуры, что в культуре повторяется, а что остается уникальным и почему, в каком направлении и по каким причинам осуществляются культурные процессы".
При определении предмета культурологии необходимо помнить о неоднородном характере науки. В культурологию до сих пор вносят вклад разные дисциплины антропология, социология, психология история педагогика, языкознание, семиотика. Все эти дисциплины с разных сторон и по-разному изучают культуру и культурные явления
В теоретическом слое много разных школ и даже индивидуальных версий культуры. Есть "семиотические" версии культуры (Ю. Лотмана), "литературоведческие" (М. Бахтин С. Аверинцев), "диалогические" (В. Библер), "исторические" (Л. Баткин, А. Гуревич), «методологические» (А. Кробер, К.Клакхон) "антропологические" (М. Мид) и т. д. И внутри каждой научно-дисциплинарной версии понимание культуры порой существенно отличается.
Наличие многих теорий культуры и неоднородный характер культурологии приводят некоторых культурологов к парадоксальному выводу о том, что не существует вообще такого объекта, как культура, во всяком случае, в том же смысле, в котором мы говорим про объекты естественных наук.